Николай Москвителев: «Воздушно-космическая оборона – решающее звено»
Прирожденный летчик-истребитель, ученик великого А.И. Покрышкина, Николай Иванович Москвителев в 1977-1987 годах возглавлял авиацию ПВО страны, был председателем или заместителем председателя государственных комиссий по испытаниям знаменитых самолетов МиГ-25, МиГ-25МЛД, Су-27, МиГ-31, А-50, М-17. Н.И. Москвителев – один из самых авторитетных сегодня людей в мире авиации.
- Николай Иванович, вы уже выступали на страницах «Столетия». Название того материала - «Война приходит с неба». Вы говорили о том, что события последних десятилетий убедительно показали решающую роль авиации в военных конфликтах. И вот прошло семь лет. Ваша точка зрения подтверждается?
- Несомненно. Вспомните события в Ливии. А сейчас мы видим, как надвигается угроза на Сирию, и нацелены американские силы прежде всего со стороны авианосцев. Главная роль вновь отводится не сухопутным войскам, а крылатым ракетам и боевым самолетам.
В далеком уже 1947 году я закончил Ейское военно-морское училище, пережил в авиации 10 главкомов. Работал со всеми генеральными конструкторами – создателями непревзойденной по сей день авиатехники. Сегодня в нашем Клубе заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов около 500 человек, это элита отечественной авиации, многие и сейчас работают, занимаются наукой, мы в курсе всех новаций. Этот коллективный опыт дает мне возможность утверждать следующее. Главная сила в конфликтах и войнах XXI века уже не сухопутные войска. Раньше они таковыми по праву считались, они действительно выиграли Великую Отечественную, затем некоторые локальные войны. Но сегодня если мы говорим о возможной большой войне, то, конечно, крылатые ракеты и другие современные средства нападения полетят не на сухопутные войска, не на танки, а на крупные объекты, на средства управления, на наш ядерный потенциал. И поэтому именно воздушно-космическая оборона сейчас должна стать главенствующей в Вооруженных силах. Я недавно был на круглом столе в Государственной Думе и там эксперты правильно оценивали: в настоящий период наблюдается недооценка значения воздушно-космической обороны.
Ностальгические настроения, что сухопутные войска остаются главной силой, еще, к сожалению, существуют. А на самом деле, если мы хотим строить действенную оборону против решительного воздушного нападения, то, конечно, на первое место должен выйти новый вид Вооруженных сил -воздушно-космическая оборона.
- Оборона XXI века?
- Да, оборона XXI века. Это загоризонтные радиолокаторы, зенитно-ракетные и другие средства ВКО. И еще один важнейший момент – командующий воздушно-космической обороной обязательно должен иметь в непосредственном подчинении истребительную авиацию, а именно дальние перехватчики типа МиГ-31М и МиГ-31МД. Потому что тысячи беспилотников, которых станет еще больше и которые непрерывно совершенствуются, мы же не будем «Булавой» уничтожать, как говорится, из пушки по воробьям. Заборы ведь не поставишь над каждым наземным объектом. Самолеты-перехватчики должны на дальних рубежах уничтожать средства нападения – и носители, и сами крылатые ракеты, и низкоорбитальные космические объекты.
Недооценка просматривается и в вопросах управления, взаимодействия зенитно-ракетных войск и истребительной авиации. Это старая больная проблема. Еще во Вьетнаме зенитно-ракетные войска, которые мы создали в армии ДРВ, сбили около десяти своих самолетов, во время боевых действий в Египте было сбито несколько десятков своих самолетов, в Сирии тоже сбили более 10 самолетов. Почему? Не была отработана система взаимодействия. Сейчас, когда у нас созданы объединенные направления, стратегические оборонительные районы, неотлаженное взаимодействие между родами войск приведет к тому, что будем сбивать свои самолеты. Раньше у нас такое взаимодействие, оперативное искусство имелось в армиях (ОА) ПВО, сегодня их нет.
Известный эксперт, депутат Госдумы, член Комитета по обороне Александр Тарнаев пишет в «Военно-промышленном курьере»: «В декабре 2011 года создан новый род войск – Войска ВКО. Однако как отмечают многие военные эксперты, этот сам по себе положительный шаг пока не привел к реализации поставленной в концепции ВКО цели – организовать боевые действия разновидовых группировок войск в общей системе вооруженной борьбы под единым руководством, по единому замыслу и плану. Командование Войск ВКО в связи с недостаточностью прав не может решать подобные задачи. В ГШ ВС РФ отсутствуют элементы непрерывного слежения за складывающейся воздушно-космической обстановкой. Создание новой структуры Войск ВКО и их оснащение новыми ВВТ (вооружение и военная техника – Ред.) происходят медленно и не соответствуют масштабам возможной угрозы для страны. Единая система ПВО и ВС РФ распалась на пять самостоятельных частей – четыре системы ПВО военных округов и формирования Войск ВКО».
Есть и другие важные вопросы, например, по самолету МиГ-31. Вот крупный наш военный теоретик, президент Академии военных наук, генерал армии Махмут Гареев пишет: «Нет более важной задачи для судьбы всего нашего Отечества, чем задача создания эффективной воздушно-космической обороны». И спрашивает: почему самый лучший истребитель в мире, на который мы так надеялись, переделывают в бомбардировщик? И на слушаниях, которые проводились в Государственной Думе то же самое указывается по МиГ-31 – лучше этого истребителя не было и нет, а его сейчас переделывают, укорачивают его возможности…
- Вы тоже считаете, что это ошибка?
- Это очень большая ошибка. Говорят, что элементная база, вроде, устарела. Но если есть какая-то другая элементная база на новых типах самолетов, почему они не имеют таких возможностей, как МиГ-31? Да если восстановит МиГ-31МД, это - лучшее что есть для уничтожения низкоорбитальных космических средств, это была бы великая сила у командующего воздушно-космической обороны.
Те, кто информирует наше высшее руководство по самолету МиГ-31МД, не имеют полного представления об этом самолете.
Я летал еще на опытном Миг-31 вместе с нашим знаменитым испытателем Александром Васильевичем Федотовым. Кстати, когда встал вопрос о создании спарки для МиГ-31, мы с Федотовым в ВПК доказали, что можно ее не делать, а улучшить перископ и пользоваться им. Этим самым были сэкономлены миллиарды рублей.
- Николай Иванович, то, о чем вы говорите, опыт ваш и ваших коллег, заслуженных военных летчиков, востребованы? К вам прислушиваются там, наверху?
- Нет, опыт не востребован. Впрочем, какое-то влияние, пожалуй, оказываем. Вот, например, пришли ко мне конструктор и член нашего клуба –заслуженный летчик – и рассказывают: наш президент Владимир Владимирович Путин говорит о том, что надо развить до такого состояния авиацию, чтобы она была способна летать до каждого населенного пункта и обеспечивать людей почтой, транспортными средствами, помогать в сельском хозяйстве. И вот конструктор мне говорит: я сконструировал новый самолет такого типа, подобный Ан-2, но с гораздо более высокими данными – в 3-4 раза лучше и по скорости, и по дальности, и по дешевизне, но нигде не можем пробить ему дорогу. Полезный разговор был и по другим новым типам самолетов. Мы довели нашу точку зрения до руководства. И очень правильно, что главком ВВС В.Н. Бондарев дал команду на переучивание пяти летчиков-инспекторов, которые бы параллельно с испытателями знакомились с особенностями самолетов нового поколения.
- Николай Иванович, вот перед нами статья из газеты «Завтра», где военный эксперт Сергей Анучин говорит о том, что американская противоракетная оборона, по сути, не противо-, а самая настоящая ударная. Вы согласны?
- Совершенно. Под видом противоракетной обороны США создали ударные силы, которые буквально через 6-8 минут, если они будут дислоцироваться там, где намечено, будут уже иметь воздействие на наши объекты.
- То есть это, по сути, будет пистолет, приставленный к виску?
- Ну, может быть, и так… Но наша задача не только дипломатически, но и реально противопоставить этой угрозе свои действенные средства. Это, отмечу, не только мое мнение, это и мнение высшего руководства нашей страны. На всех больших форумах и глава нашего государства об этом говорит.
- Эксперты говорят и о том, что за последнее десятилетие ситуация поменялась, произошел качественный прорыв в ракетных технологиях. Вы согласны с этим?
- Согласен. Не только в Америке, но и у нас появились качественно новые, более эффективные образцы. Это, конечно, необходимо учитывать.
- Семь лет назад вы говорили, что нам было бы достаточно не 100 истребительных полков в ПВО, как раньше, а гораздо меньше, но вооруженных самолетами с более мощными боевыми характеристиками. Вы и сейчас так считаете?
- Да. Столь значительных количественно сил, как в мое время командования авиацией ПВО страны, нам сейчас не нужно. Техника совершенствуется. Еще раз повторяю, если модернизировать МиГ-31 и создать новые самолеты пятого поколения, то эти силы сыграют очень большую роль в защите нашего неба.
- Вы говорили в прошлый раз, что, побывав в Калининградской области, в гвардейском Сандомирском ордена Александра Невского авиационном истребительном полку имени Александра Покрышкина, увидели прославленный полк в таком плачевном состоянии, что были просто потрясены… Говорили, что написали письма министру обороны, главкому ВМФ, получили ответы от начальника Генштаба, от командующего ВВС Балтийского флота, были приняты определенные меры, положение в полку улучшилось.
- Так оно и было. Но за годы последних реформ в Вооруженных силах, как мы знаем, авиаполки были преобразованы в авиабазы. Я в Калининграде с 2005 года не бывал. Какое там сегодня состояние, не знаю.
- Но части имени Покрышкина уже не существует…
- Нет. Прошел такой слух, что вроде будет, но уже не имени Покрышкина, а имени маршала Борзова, в свое время командующего авиацией Военно-морского флота.
Кстати говоря, мне позвонили недавно и сообщили, что имя Покрышкина присвоено 62-му истребительному полку на Черном море, которым я командовал с 1958 по 1963 год, и меня приглашают на презентацию присвоения имени Покрышкина этому полку, который сейчас превращен в авиабазу.
- Но это в Вооруженных силах Украины?
- Да.
- То есть Украина присвоила своей части имя Покрышкина, а мы ликвидировали… Это нормально?
- Нет, это ненормально. Правда, отмечу, что имя А.И. Покрышкина присвоено Ржевской бригаде ПВО, где несколько послевоенных лет Александр Иванович командовал истребительным авиакорпусом. Это радует, А огорчает меня то, что созданный из бронзы четырехтонный памятник маршалу А.И. Покрышкину стоит сейчас на тротуаре в Саранске, никак не решится вопрос о его установке на улице Покрышкина в Москве.
- Вы еще говорили о Ейском военно-морском летном училище, оно сейчас в каком состоянии? И вообще где у нас сегодня готовят летчиков-истребителей?
- Готовят только в Краснодаре. Спросите - достаточно ли одного центра на всю Россию? Конечно, нет...
В Ейске сейчас Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации. Здесь же центр боевого управления штурманов. Но я еще больше утвержден во мнении, что, если бы воссоздали Ейское училище, оно было бы очень кстати вписано в воздушно-космическую оборону. Подготовленные здесь кадры обеспечивали бы боеготовность авиации ВКО.
- Вы семь лет назад говорили о явно недостаточном налете российских летчиков-истребителей. А всем, кто с авиацией знаком, известно, что, чем больше налет у летчика, тем уровень его выше. Сейчас какая ситуация в этой области?
- Естественно, для летчика-истребителя налет, особенно с боевым применением, это хлеб его и воздух. Сейчас отношение к налету изменилось в лучшую сторону. Наш клуб курирует полк, точнее, авиабазу Хотилово. Так вот, мой подопечный, хороший парень, выпускник 2010 года старший лейтенант Александр Малевин уже летает на МиГ-31 днем и ночью, а недавно приступил к дозаправке самолета в воздухе – это сложнейший вид боевой подготовки.
- Какой же у него налет в год?
- В конце года у него налет в пределах 100 часов.
- Это нормально?
- Это нормально. Хорошо.
- А сколько в американских ВВС имеет налета в год летчик-истребитель?
- Точно не знаю, но гораздо больше.
Что еще важно? Летать – это хорошо, но вопрос – какие именно полеты совершает летчик. Вот Малевин, как я сказал, начинает осваивать дозаправку в воздухе, а это значит - он уже боеготовый летчик, он уже может на самом дальнем рубеже, который только самолет может делать, перехватывать и уничтожать противника. Вот суть.
Истребитель только взлетел и он уже должен быть готов к бою. Вот что такое истребитель. Даже с моральной точки зрения – летчик, настоящий летчик, освоив все виды боевой подготовки и достигнув высоких результатов в своей подготовке, как бойца, очищается от своих человеческих недостатков, таких как зазнайство или, может быть, ложь. Он становится чище душой.
- Это ваше наблюдение?
- Это я точно знаю, сам был летчиком-инструктором. Я говорю о настоящих летчиках. Тем более сейчас, когда летают на сверхзвуковых скоростях.
- Можете вы сказать – семь лет назад и сейчас, у вас настроение лучше или хуже?
- У меня двоякое настроение. Конечно. то, что в последнее время стали давать больше летчикам налета, это хорошо. Подняли зарплату, устроили жилье более-менее. С другой стороны, все равно авиации очень мало и она опять же каким-то образом существует для целей сухопутных войск, под их началом – это меня очень тревожит. Почему? Да потому что, повторяю, главной силой в настоящее время, по моему мнению и по мнению нашего большого коллектива заслуженных военных летчиков, летчиков-испытателей и штурманов, главной силой должна быть воздушно-космическая оборона.
- Вот так послушаешь вас, Николай Иванович, и мрачные мысли появляются…
- Не надо мрачных мыслей. Мы должны быть оптимистами, упаднических настроений я не принимаю. История показывает - Россия непобедима, и она, конечно, вновь будет великой авиационно-космической державой, занимать одно из ведущих мест в мире.
Сдерживание существует, паритет стратегических ядерных сил сохраняется, и американцы понимают это. Да, наши души тревожат отдельные неполадки, они, конечно, должны быть исправлены.
Надо думать о будущем. Хочу доложить, что пять лет мы, наш Клуб, добивались перепрофилирования 1-го кадетского корпуса из общевойскового в кадетский корпус воздушно-космической направленности. Помог нам первый заместитель министра образования Игорь Сергеевич Павлов. Со следующего года будут принимать в корпус через медицинскую, мандатную комиссии мальчиков и девочек, тех, кто мечтает стать летчиком, космонавтом, конструктором…
- Ну, и последний вопрос, Николай Иванович. Как по-вашему прошло в этом году столетие великого аса, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина?
- Прошло достойно. Я очень рад и благодарен, в первую очередь, председателю оргкомитета, генерал-полковнику Сергею Александровичу Маеву, который возглавляет наше оборонное общество – ДОСААФ России, и его первому заместителю Виктору Николаевичу Чернову. Все мероприятия прошли, считаю, на высшем уровне. В.В. Путин прилетел в Новосибирск, на родину А.И. Покрышкина, где торжества прошли с особенным размахом. Глава государства прилетел именно выразить уважение и показать молодежи, что единственный в годы Великой Отечественной войны трижды Герой достоин того внимания, чтобы сам президент лично участвовал в этих мероприятиях.
Беседу вел Алексей Тимофеев
Материалы по теме:
?>