Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Европа меняется?

Европа меняется?

О чем свидетельствуют выборы в Европейский парламент
Владимир Малышев
27.05.2019
Европа меняется?

Итоги еще не объявлены, но Европарламент уже опубликовал первый прогноз распределения мандатов на основе выборов в 11 странах и предвыборных оценок в остальных 17 государствах.

Крупнейшее политическое объединение ЕС – христианско-демократическая Европейская народная партия (ЕНП) – и его союзники социал-демократы сохранили первое и второе места соответственно. Вместе они могут набрать в рамках коалиции около 330 мандатов, но этого недостаточно для правящего большинства.

При этом на статус третьей по величине фракции могут рассчитывать европейские либералы и сторонники президента Франции Эммануэля Макрона – 102 мандата. На четвертом месте по численности – европейские зеленые – 71 кресло в парламенте вместо 52 в минувшем сезоне.

Во Франции, согласно предварительным результатам, избиратели отдали первое место правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен, президентская «Вперед, Республика!» оказалась на втором месте. Ле Пен уже призвала к роспуску Национального собрания (нижняя палата парламента).

«Доверие, которое нам  оказали французы, назвав нас  первой партией и движением будущей  смены, – это огромная честь», – сказала Ле Пен после объявления предварительных результатов. Она отметила, что, учитывая результаты, «президент республики должен сделать выводы». По ее словам, прошедшее голосование стало референдумом для Эммануэля Макрона.

По данным exit polls немецого канала N24, правящий в Германии «Христианско-демократический союз» получил большинство голосов, на втором месте «Зеленые», а социал-демократы третьи. Глава социал-демократов Андреа Налес назвала итоги «крайне разочаровывающими».

В Греции местное телевидение сообщило о победе оппозиционной консервативной партии «Новая демократия» над правящей партией левых радикалов СИРИЗА. Лидер «Новой демократии» Кириакос Мицотакис заявил, что премьер Алексис Ципрас должен уйти в отставку.

Комментируя эти первые данные, обозреватели отмечают, что главная неожиданность выборов – сдача прежних позиций Европейской народной партией (ЕПП): 177 кресел вместо 218 пятью годами ранее. Вторая крупнейшая партия, социал-демократы, тоже получит меньше кресел – 147 мест против 186. Лидер ЕПП Манфред Вебер открыто метил на пост главы Еврокомиссии, обещая «заблокировать Северный Поток-2». Но теперь очевидно, что осуществить свои планы ему будет труднее.

Причины ослабления партий, прежде доминировавших в Европарламенте, в том, что они не могли предложить избирателю ничего, кроме абстрактных «европейских ценностей», нагнетания русофобской истерии, призывов крепить безопасность ЕС и продолжения приёма мигрантов. В итоге избиратель предпочёл те силы, которые декларируют куда более радикальные идеи.

Но самое показательное – это результат тех партий, которые открыто призывают отменить антироссийские санкции и положить конец бесконтрольному приёму беженцев. Одно из таких движений, «Альтернатива для Германии», набирает 11 мест из общенемецких 96. А ведь в прошлом составе ЕП у этого движения был всего лишь один депутат.

В целом, согласно прогнозам, националисты и евроскептики могут при условии их альянса получить по итогам выборов 113 мандатов (15%) в Европарламенте. Крайне правая националистическая фракция «Европа свобод и наций» (большинство ее членов представляют французское «Национальное объединение» Марин Ле Пен), по предварительным данным, заработает 57 мест (7,6%), правоконсервативная евроскептическая «Европа за свободу и демократию» – 25 (7,5%)

В общей сложности в Европарламент от стран, насчитывающих 420 миллионов избирателей, избирают 751 депутата. Как сообщается, в среднем по ЕС, явка на выборы, которые проходили с 23 по 26 мая в 28 странах Европы, составила 51%. Это – рекордный показатель за последние годы.

Сложная процедура

Выборы в Европарламент – процедура сложная, поэтому и длятся они несколько дней. Необходимо, чтобы проголосовали в каждой стране ЕС, где выборные системы не одинаковые. Где-то избиратели отдают голоса партиям, которые заранее предоставляют список кандидатов. Где-то – отмечают, какой именно кандидат им больше всего нравится. В ряде государств разрешается отдать предпочтение сразу нескольким кандидатам из разных партий, причем ранжируя их по степени одобрения.

В Европейском парламенте нового созыва число депутатских мандатов должно было сократиться до 705 в связи с выходом Великобритании из ЕС, который был запланирован на 29 марта. Однако Брюссель и Лондон не смогли договориться об условиях европейского «развода» в срок.

Великобритания получила отсрочку до 31 октября.

В результате королевство приняло участие в выборах в Европарламент на общих основаниях, но после «Брекзита» британские евродепутаты сдадут мандаты, после чего 46 из 73 принадлежащих Великобритании мест будут ликвидированы, а остальные – перераспределены между остающимися государствами.

Численность евродепутатов от каждой страны определена по квотному принципу пропорционально населению. Больше всего депутатских мандатов у Германии – 96, меньше всего у Кипра, Мальты и Люксембурга – по шесть.

По своему составу Европарламент напоминает собой лоскутное одеяло. В нем насчитывается более двух сотен партий из всех стран-членов ЕС, которые объединены в восемь политических фракций. Самая крупная – Европейская народная партия – традиционная правоцентристская, в ее рядах, например, канцлер Германии Ангела Меркель. Вторая по значимости сила в Европарламенте – социалисты и демократы. Вместе с Европейской народной партией на них обычно приходится около 50% всех депутатов. Однако сейчас ситуация и расклад сил меняются.

 

Продвижение евроскептиков

Евроскептики, по обнародованным данным, не добились того успеха, на который рассчитывали, однако в новом составе Европарламента у них будет больше мест, чем в прежнем. К тому же прорыв Ле Пен во Франции свидетельствует о том, что их влияние усиливается. Последние годы они неуклонно укрепляли свои позиции. Сейчас лидером евроскептиков считается вице-премьер Италии Маттео Сальвини. Его амбициозный план – создать в Европарламенте самую большую фракцию, куда собираются войти «Альтернатива для Германии» (АдГ), итальянская «Лига Севера», Датская народная партия, партия «Истинные финны», Австрийская партия свободы (АПС) и ряд других.

Как заявлял накануне выборов сопредседатель АдГ Йорг Мойтен, его партия и её европейские партнёры намерены «свести к нулю нелегальную миграцию в ЕС», «сохранить европейское разнообразие и богатство культур» и возвести «крепость Европу».

Сторонники Сальвини – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и лидер французской националистической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, а также немецкие, финские, датские, эстонские и другие единомышленники.

Накануне выборов силу евроскептиков Сальвини продемонстрировал на митинге в Милане. Там собрались около десяти лидеров правых партий со всей Европы, разделяющих его взгляды. Выступая на итальянском языке, Марин Ле Пен призывала совершить 26 мая «революцию здравого смысла». Евроскептики считают, что у Брюсселя избыточная власть, они выступают против его диктата. Их волнует вопрос самоопределения европейцев, которые теряют идентичность. По их мнению, необходимо «бороться за европейскую цивилизацию и христианские ценности, защиту семьи и позитивное развитие демографической ситуации в Европе». Влияния евроскептиков особенно усилилось в связи с наплывом в Европу иммигрантов из стран Азии, Африки и Ближнего Востока, ростом преступности и терроризма. Зазвучали призывы укрепить границы и даже отменить Шенген.

Однако, как отмечают политологи, сдвиг вправо в европейском политическом сознании начался еще в конце 1990-х годов, но не был так заметен, и только сейчас в связи с обострением проблемы иммиграции вышел на первый план. Современное европейское общество, при всей своей политкорректности, начинает воспринимать иммиграцию как одну из главных угроз, как дамоклов меч над своей идентичностью. Не случайно, что, например, бывший президент Польши Лех Валенса считает, что Европейский союз проще ликвидировать и создать снова, чем развивать в нынешнем виде. По его мнению, Евросоюзу мешают разные пути развития входящих в него государств.

Вместе с тем истоки сдвига вправо следует, конечно, искать, прежде всего, в области экономики и в социальной сфере. Европа все больше начинает ощущать на себе растущее давление глобализации, наступление новых стремительно растущих экономик, в первую очередь Китая. Социальное благополучие, ставшее таким привычным для жителей «старушки Европы», трещит по швам, хотя не везде это еще заметно.

И тут возникает парадокс: популярности левых сил, требований более справедливого перераспределения богатств, что лежало в основе их политики, не наблюдается, наоборот, правые наступают. И это происходит потому, что перераспределять-то уже больше нечего. И отсюда – рост популярности радикальных, а не умеренных левых сил. Это заметно во Франции, Бельгии, Нидерландах, Дании и, особенно, в Италии и Германии.

К тому же выборы в Европарламент проходили на фоне бунта «желтых жилетов» во Франции, фактического провала «Брекзита» в Великобритании и отставки британского премьера Терезы Мэй, ослабления позиций канцлера Германии Ангелы Меркель и слома прежнего политического истеблишмента в Италии.

«Правые популисты», как их называют европейские СМИ, продвигаются вперед почти во всех крупнейших странах Евросоюза. Однако консолидированного выступления евроскептиков – правоконсервативных сил на этих выборах не получилось. 

 

За отмену санкций

Евроскептики призывают нормализовать отношения с Россией и отменить санкции. Об этом постоянно заявляет Сальвини.

«Санкции против России не имеют никакого экономического, политического, социального и культурного смысла», – считает он. А приехав с визитом в Москву, Сальвини демонстративно сфотографировался на Красной площади в футболке с портретом Путина.

Звучат такие призывы и в других странах. Так депутат от партии «Национальное объединение» Жозе Эврар направил накануне выборов обращение министру иностранных дел Франции Жан-Иву Ле Дриану, в котором призвал нормализовать отношения с Москвой. Он напомнил, что комиссия, расследовавшая «российское вмешательство» в выборы в США, в результате так и не нашла доказательств какого-либо влияния Москвы на избирательные процессы другой страны. По словам депутата, хоть это и не было основной причиной введения санкций против России, однако повлияло на их продление.

«Не пора ли положить  конец тому, что следует расценивать  как антироссийскую истерию, –  этой системе санкций, которая  привела к дальнейшему ухудшению  торгового баланса Франции? Не пора ли Франции проявить  инициативу, чтобы вновь завязать  диалог и возобновить торговлю  с Россией?» – говорится в  документе.

Однако по этому важному вопросу в стане евроскептиков нет единства. Самый упорный противник позитивного сдвига в сторону России – правящая консервативная партия Польши «Право и справедливость». Хотя Сальвини лично приезжал в Варшаву в начале года, поляки не собираются присоединяться к его блоку в Европарламенте. Такой же точки зрения придерживаются парламентарии из Скандинавии и Прибалтики.

 

Скандалы и провокации

Накануне выборов отчетливо проявилось вмешательство в выборы Европарламента тех сил, которые не хотят допустить позитивных cдвигов в сторону России, стремятся ослабить евроскептиков и их скомпрометировать. 

С этой целью были спровоцированы громкие скандалы. В Австрии пришлось уйти в отставку вице-канцлеру, лидеру австрийской Партии свободы Хайнцу-Кристиану Штрахе. За неделю до выборов крупнейшие немецкие СМИ синхронно опубликовали материалы о том, будто он обсуждал с некоей «россиянкой» возможность покупки медиаактивов для влияния на выборы. Хотя на самом деле, речь шла о гражданке Латвии, а прокуратура Австрии не нашла никаких оснований привлекать Штрахе к ответственности, дело было сделано. Он потерял свой пост, а по евроскептикам в Австрии, да и во всей Европе был нанесен накануне голосования сильный удар. Понятно, что это была заранее спланированная провокация и аналитики уже обратили внимание, что такого рода фальшивка не могла быть сфабрикована и подброшена в СМИ без участия спецслужб заинтересованных государств.

Идут непрерывные атаки и на лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, которую постоянно обвиняют в том, что будто она получает финансирование из России. «Россия нас не финансирует. Это все ложь», – заявляет в ответ политик.

И объясняет: «Мы были вынуждены ходатайствовать о кредите по всему миру. Просто случилось так, что чешско-российский банк согласился выдать нам эту сумму. Причем под очень плохой процент. Мы получили кредит и выплатим его».

Но даже в русофобской сегодня Прибалтике есть те, кто понимает, что без России в Европе, которая все больше слабеет, не обойтись. Так, кандидат в депутаты от латвийской Партии движения Эйнар Граудиньш уверен, что отношения с Россией необходимо срочно нормализовать. «Мы – единственная из всех (латвийских) партий, которая в своей программе прямым текстом заявляет: нужно снять и ликвидировать любые санкции в отношении России», – заявил он.

«Сейчас стало очевидно: Европа недееспособна. Это показал  миграционный кризис, а также  то, что ни Россия, ни США, ни  Китай не считают ЕС серьезным  самостоятельным партнером», –  полагает Граудиньш.

Но, пожалуй, еще более точный диагноз Евросоюзу поставил сам председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. В интервью газете «Хандельсблатт» он заявил: «Мы потеряли наше коллективное либидо». И добавил, что европейцы просто уже друг друга не любят.

Но дело, конечно, не только в этом, а в том, что «глобальный европейский проект», согласно которому все европейские страны должны слиться под патронатом Брюсселя в братском экстазе, начинает трещать. Об этом свидетельствуют и британский «Брекзит», и нынешние результаты выборов в Европарламент. Да, евроскептики не достигли того успеха, на который рассчитывали, но прежняя власть явно начинает слабеть.

 

Что нам ждать от Европы?

Но как все это отразится на России? Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» считает, что серьезного улучшения отношения между Россией и Европой при любом раскладе в настоящее время ожидать не приходится.

«В ближайшие годы, – пишет он, – ЕС будет все глубже погружаться в свои собственные проблемы, которые увязаны в тугой клубок – идеология, идентичность, политическое устройство, экономические перспективы, соотношение национального и наднационального, осмысление того, как факторы извне влияют на внутренние процессы и т.д. На этот период Евросоюз, по сути, утрачивает способность к содержательному диалогу с внешними партнерами, остается возможность разве что поддержания имеющегося уровня, если он устраивает. С Россией имеющийся уровень явно не соответствует ничьим интересам, однако в нынешней и предстоящей обстановке никаких шансов на улучшение нет».

Более того, попытки что-то делать попросту контрпродуктивны. Австрийский скандал демонстрирует, что Европа двинулась американским путем. В США российская тема была инструментализирована в целях внутриполитической борьбы еще в 2016 году, и с тех пор что-либо серьезно обсуждать стало просто невозможно. Сейчас подобное происходит в Европе. Россия уже даже не пугало, а средство сведения счетов и выяснения отношений. И попытки со стороны Москвы как-то влиять на это, тем паче вдруг использовать, заведомо обречены на фиаско. Потому что, как и в американском сюжете, любое российское проявление – позитивное, негативное, нейтральное, никакое – так или иначе встраивается как лыко в строку для тех же самых внутренних интриг», – делает вывод Ф. Лукьянов.

Но все это, конечно, не значит, что России уже сейчас на ЕС надо поставить крест. Россия – это тоже Европа, и никуда нам друг от друга не деться. 

Наши экономические и культурно-исторические связи столь прочны и значительны, что тесные отношения не только нужны, но и неизбежны. Однако процесс определения европейскими странами своего собственного пути на новом витке истории затягивается. Как и США, Европа перестает быть центром быстро меняющегося мира. И осознание этого будет не простым, а долгим и болезненным.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.