Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024

ЖКХ-прорыв

В начале года по России прокатилась волна коммунальных аварий
Артем Леонов
28.01.2008
ЖКХ-прорыв

Около 20 крупных и до 100 сравнительно меньших по своим масштабам происшествий - по данным только на 18 января - оставили без тепла, газа, электричества и воды многие десятки тысяч человек.

Взрывы газовых труб, аварии в системах электро-тепло-газо-водоснабжения-канализации, а то и спровоцированные этими эксцессами обвалы многоэтажных и многоквартирных домов... Причем особенно часто это происходит в Сибири, на Урале, Крайнем Севере и Дальнем Востоке, где зимние срывы в теплоснабжении нерадко сопровождаются гибелью людей.
Пока в одних регионах снова ищут виновных, в других власти опять задним числом заявляют, что службы ЖКХ уже в который раз не были готовы к осенне-зимнему периоду. Но почему сохраняется столь удручающая ситуация в системе ЖКХ? И почему не помогает ее реформирование на рыночных принципах, о котором не без гордости заявляют власти и рапортуют сами коммунальные службы?
Давняя и запредельная изношенность основных фондов в системе ЖКХ, можно сказать, наглядно проявляется, точнее - в буквальном смысле прорывается едва ли не во всех регионах страны. Увы, комплексной модернизации этой системы не проводилось с первой половины 1980-х годов, а почти в 40 из 88 субъектов Федерации - с середины 1970-х (!).
Государство же, апеллируя к необходимости приближения тарифов в ЖКХ к реальным издержкам в этой сфере, поощряет постоянное удорожание всех жилищно-коммунальных услуг. Но должного государственного контроля за работой ЖКХ или, хотя бы, мониторинга деятельности так называемых "управляющих компаний", реализующих конкрентные услуги в системе ЖКХ, нет и, похоже, не предвидится. Проще говоря, схема здесь такая: чем быстрее растёт изношенность этих фондов, тем быстрее растут тарифы. Но первое опережает второе, поэтому растущие тарифы лишь частично покрывают срочное, буквально пожарное "латание дыр" в ЖКХ. А средств на крупномашстабные капиталовложения в реконструкцию всей этой системы нет и не может быть, ибо сфера эта, по очевидным причинам, невыгодна для крупных вложений, которые могли бы дать быструю и весомую отдачу. А государство не создаёт условий, привлекательных для таких иннвестиций.

Поэтому "латание дыр" - реальных и мнимых - позволяет частным структурам стремиться лишь к максимальной прибыли и регулярно получать её за счет увеличивающихся тарифов.

Вот лишь некоторые новостные блоки по этой проблематике: "В Читинском регионе произошло несколько аварий в системе ЖКХ"; "Ростехнадзор усилит контроль за системами газоснабжения Северного Кавказа"; "Основная причины аварий в ЖКХ России - доходящий до 80% во многих регионах износ оборудования"; "В Красноярском крае после недавних аварий на объектах теплоснабжения муниципалитетам поручено срочно отремонтировать инфраструктуру ЖКХ"; "Лавина коммунальных аварий в январе выявила низкую надежность систем водно-, газо-, и теплоснабжения"; "Жилищно-коммунальные трубы трещат по швам"; "Омск: трубопроводы не выдерживают морозов"; "Взрывы и утечки газа - это неизбежность".
В МЧС России, зная о главных причинах предстоящих аварий - сильных морозах и изношенности коммунальных сетей - объявили аварии в системе ЖКХ основными угрозами января наступившего года. Высокая вероятность таких аварий. как считают в этом ведомстве, сохраняется на территории всех субъектов страны. И об этом всегда предупреждается руководство регионов. Но последнее еще с советских времён рапортует о заблаговременной надежности этой системы. "К нам пришли данные, что готовность систем ЖКХ по нашим областям составляла 99%", - сообщает Приволжско-Уральский региональный центр МЧС России. - Но эти уверения далеки от реальной ситуации". Зато уже после аварий, к примеру, на Ставрополье на специальной комиссии кравеого правительства зампредседателя правительства этого края Марат Арсланов признал, что службы ЖКХ и топливно-энергетический комплекс подготовлены к нынешней зиме недостаточно. А в Тульской области, где с начала отопительного сезона произошло пять крупных коммунальных ЧП, губернатор Вячеслав Дудка назвал-таки их причиной 70%-ную изношенность коммуникаций ЖКХ (то же теперь, т.е. после случившихся эксцессов, говорят главы почти всех субъектов Федерации...). В ближайшие три года на модернизацию этой инфраструктуры будет потрачено около двух млрд. рублей - больше областной бюджет выделить не сможет. Но уже во второй половине января на замену и ремонт ЖКХ-сетей в этой области требуется минимум 40 млрд. рублей...
В ситуацию, как известно, вмешалась Прокуратура РФ. "В ходе проверок прокурорам предложено обратить особое внимание на деятельность организаций, отвечающих за техническое состояние газовых сетей, за своевременность проведения ими ремонтных работ и замены неисправного оборудования. Следует привлечь к проверке органы технического надзора", - отмечено на официальном сайте российской Прокуратуры. То есть виновных, скорее всего, найдут, но сложившееся в системе ЖКХ положение вряд ли улучшится. Прежде всего потому, что система эта и условия ее функционаирования остаются прежними...
Резко участившиеся в январе аварии газового оборудования - это тоже неизбежное следствие повсеместной изношенности всего российского жилого фонда, как и системы ЖКХ. Согласно постановлению правительства России N 306 от 23 мая 2006 года ответственность за поддержание этого фонда в приемлемом состоянии переложена с государственных структур на самих жильцов, - но это проблем не решило, а, наоборот, усугубило и постоянно усугубляет. Тем более, что примерно в 30 субъектах Федерации, 20 из которых расположены севернее и северо-восточнее 55-й параллели, ветхие дома, можно сказать, с прогнившими коммуникациями составляют до 70-80% тамошнего жилого фонда. И ни "управляющие компании", ни, тем паче, жильцы не смогут исправить эту ситуацию. Вдобавок, планируемый перевод системы оплаты услуг ЖКХ на 100%-ное покрытие себестоимости к 2010-2011 годам затрудняется не только тем, что до сих пор отсутствуют объективные, однозначные критерии определения этой себестоимости. И пока не предвидится создания компетентных и дееспособных частных структур, которые бы взялись за комплексное, качественное обновление системы ЖКХ, и которым это было бы выгодно.
Как считает Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии, доктор экономических наук: "Структура, которая проводит мониторинг уровня изношенности основных фондов, есть: это функция Росстата. Все объекты должны предоставлять соответствующую отчетность, где одним из показателей, ибо все они начисляют амортизацию, является показатель состояния основных фондов. Кроме того, Росстаттат должен регулярно проводить обследование состояния таких фондов. Но никто не обобщает полученную информацию и не координирует дальнейшую работу в этой сфере. В принципе, этой проблемой должно заниматься Минэкономразвития. Но для этого оно должно не только анализировать эти данные: оно должно - как, например, это делает Министерство промышленности Японии, принимать меры, контролировать их реализацию, предоставлять налоговые и другие льготы в тех отраслях, в том числе ЖКХ, где износ фондов наиболее высокий. Но этого у нас нет.
В результате, в системе ЖКХ катастрофическая изношенность, но она находится на балансе муниципальных властей, у которых денег нет ни на что. Здесь не выстроена финансовая система, нет нормальных федеральных или региональных программ поддержки этой системы. Никто этим не занимается. Чиновники и анагажируемые ими эксперты уверяют, что достаточно приватизировать жилищно-коммунальное хозяйство, создать товарищества собственников жилья и т.п., как все проблемы решатся. Ничего подобного!

Нигде в мире проблемы изношенности фондов не являются предметом свободной игры рыночных сил.

Есть "вещи" очень выгодные, а именно - нефтепроводы, газопроводы, а есть "вещи" тяжелые, связанные, например, с изношенностью железных дорог России, не говоря уже о ЖКХ. Та же ситуация у нас и с портами, автодорогами. Нужна национальная программа развития инфраструктуры, комплексная, прописанная с позиций частно-государственного партнерства. Тормозит же создание именно такой программы сохранение бессодержательного либерализма. Это первое. А второе - необходимо, чтобы государство взяло на себя значительную часть ответственности и за положение в ЖКХ. Но пока этого не происходит".
Впрочем, есть и природно-географическая причина обреченности системы ЖКХ в северных и сибирских территориях на более частые аварии. Это резкие перепады внешних температур летом и зимой. И, соответственно, продвижение дальше на север южной границы вечной мерзлоты. Как следствие - меняется структура почвы, растет ее рыхлость, болотистость или сухость и т.п. К чему не подготовлена инфраструктура данных регионов, а это проводит к росту коммуникационных, промышленных, энергетических аварий, деградации жилого фонда и других строений почти на трети территории России.
Изменение климата во многих регионах РФ привело к необходимости пересмотра многих нормативных документов по безопасности эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств. Но темпы такого пересмотра медленные. Об этом говорилось в выступлении Нины Кобышевой, заведующей лабораторией "Техническая климатология", главного научного сотрудника ГУ "Главная геофизическая обсерватория". По словам Н. Кобышевой, северные регионы России подвержены клматическим изменениям в наибольшей степени. По прогнозам, до 2050 года здесь ожидается потепление до 4-5 градусов в зимний период. Поэтому, например, из-за потепеления, резких и частых перепадов внешних температур максимальную опасность для нефте- и газопроводов представляет вспучивание почв, и, как последствие, - разрывы и взывы труб. Так, на магистральном газопроводе Мессояха-Норильск (Таймыр) за последние 30 лет произошло 16 разрывов именно из-за таяния вечной мерзлоты. До 90% зданий Воркуты по той же причине повреждено, схожая ситуация в городах и посёлках других регионов российского Севера. А, к примеру, строительство 130-километровой железной дороги по тундре Ямала к Бованенковскому месторождению газа недавно остановлено на 100-ом километре из-за проседания почв и опускания полотна дороги. По тем же причинам.
Как считает Н.Кобышева, "аномальные температуры везде приводят к срывам в работе оборудования, тем более в условиях запроектных нагрузок, что, в свою очередь, чревато техногенными катастрофами.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..