Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Сергей Казанцев: «Дорога на всех одна»

Сергей Казанцев: «Дорога на всех одна»

Интервью с начальником Управления ГИБДД ГУВД Москвы
19.11.2007
Сергей Казанцев: «Дорога на всех одна»
Восемнадцатого ноября мы впервые отметили – нет, не отпраздновали, праздновать нечего… - День памяти жертв дорожных аварий. Не одни мы. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН третье воскресенье ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. 

Министр внутренних дел Рашид Нургалиев назвал рост аварийности «бедствием национального масштаба», за десять месяцев нынешнего года в автоавариях погибли 27 тысяч человек, еще 243 тысячи были ранены.
Руководство ГИБДД попросило представителей религиозных конфессий провести в этот день поминальные службы о погибших и службы о здравии всех участников дорожного движения, призвав прихожан к безопасному поведению на дорогах.
О том, как выглядит «жизнь» на автотрассах, нашему корреспонденту рассказывает начальник Управления ГИБДД ГУВД Москвы, генерал-майор Сергей Казанцев (на фото).

- Еще в семидесятые годы, в редких репортажах об американской жизни, нам показывали переполненные автомашинами «авеню» и «стриты» Нью-Йорка. Мы презрительно усмехались, видя, как по полупустым улицам Москвы неспешно проезжают «волги», «москвичи», «жигули» и «запорожцы». Грозой тогдашних автолюбителей были таксисты, «делавшие план» и носившиеся на своих дребезжащих машинах. Все изменилось, сегодня в городе более трех миллионов автомобилей, попробуйте найти едущий, скажем, по Садовому кольцу «запорожец» - многие, увидев его, изумятся больше, чем «Роллс-Ройсу» последней модели. У нас появилась возможность покупать машины качеством повыше, чем изделия отечественного автопрома. Комфортнее, сильнее и приемистее – только вот в «пробках» все стоят рядом. Разве что владелец иномарки чувствует себя уютнее, включая климат-контроль.
Машин в Москве становится, понятно, все больше, по разным оценкам, прибавление составляет 200-300 тысяч в год. К началу 90-х годов пропускная способность Москвы оценивалась специалистами в 800 тысяч автомобилей, значит, именно столько единиц автотранспорта могли одновременно вместить городские улицы без угрозы возникновения серьезных заторов. После того, как в строй были введены обновленная МКАД, а затем Третье транспортное кольцо, пропускная способность магистралей возросла еще примерно на 15 процентов. Можно не считать, и так понятно, что городу дорог не хватает. Сегодня – минимум 350-ти километров. Это – проблема известная, ее, по мере возможности, стараются решить столичные власти, расширяя старые магистрали и занимаясь строительством новых. Но будем реалистами и поймем: в одночасье ситуацию не улучшить. Тем более надо учитывать: согласно прогнозам экспертов, через десять лет по улицам Москвы будут передвигаться уже пять миллионов автомобилей, а доля «гостевых машин» составит миллион единиц.
Однако есть то, что мы можем сделать – имея одно лишь на это желание. Понять простую истину о том, что дорога на всех одна. Или вспомнить один из лозунгов перестройки, который звучал очень призывно: «Начни с себя!». 

- Это вы – о московских автолюбителях? Все мы и так себя жалеем, стоя в заторах, повторяем известную фразу из фильма «Чапаев» насчет того, куда крестьянину податься… 


- О нас всех. Водителях, пассажирах и пешеходах. Возвращаясь к тому же школьному курсу физики, напомню, что электроны в атоме движутся по орбитам. Ну а для автовладельцев существуют Правила дорожного движения.
Здесь читатель должен прекратить читать и сказать: ну вот, опять о правилах. Да, о них. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», - говорил французский писатель и философ Франсуа Вольтер. К сожалению, многие московские водители, в первую очередь из новичков, предпочитают ездить «по понятиям». То есть так, как хотят и так, как удобно только им. Один из инспекторов рассказывал мне, как образовался огромный затор в час пик в самом начале Кутузовского проспекта, у гостиницы «Украина». Просто милая девушка остановила свою машину в среднем ряду и решила поговорить по мобильному телефону. Ее разговор был длинным и веселым, когда подъехал наш сотрудник, то услышал брань в ее адрес со стороны объезжавших водителей. Она же, мило улыбаясь, нелицеприятно им отвечала. Инспектору объяснила: она строго соблюдала ПДД, услышав звонок телефона, тут же остановилась. Нарушать и говорить с подругой на ходу не хотела… Употреблю емкую и сухую формулировку: «Комментарии излишни». 

- Соблюдение Правил плюс уважение ко всем без исключения участникам дорожного движения – эту формулу вы предлагаете москвичам? Трудно сказать, заработает ли, мало кто у нас ей руководствуется. 


- Добавьте к этому стремление быть максимально спокойным за рулем – несмотря ни на что. Знаю, что сделать это очень трудно, но ведь умно поступают водители, которые за рулем слушают спокойную музыку и прощают ошибки других. Таких легко увидеть в потоке, и, если у одних они вызывают презрение своей ездой по правилам, то большинство все же относится к ним с уважением. Видимо, сочетание этих качеств и называется защитным стилем езды, который практикуют в мегаполисах мира. Наш столичный «фирменный» стиль настолько агрессивен, что видавшие виды, далеко не робкие иностранцы, работающие в Москве, часто за руль садиться не хотят. Себе дороже: учащенный пульс, скачущее кровяное давление.
К сожалению, многие молодые водители-«шумахеры» воспитали в себе совершенно наплевательское отношение к своим коллегам, едущим по той же дороге. Поясню: возможное ДТП, которое может произойти по их вине, они рассматривают лишь как неприятную необходимость чинить машину. Не более того, а вот о людях, которые могут пострадать в аварии, они даже не думают. Машина – что, теперь страховая компания компенсирует затраты на ремонт. В любом случае, хоть часть денег выплатит. А погибший по вине лихача человек – скажите, сколько стоит жизнь? 

- Начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Кирьянов сообщил, что каждое четвертое ДТП прошлого года связано с неправильным выбором скорости движения, каждое пятое - с выездом на полосу встречного движения. Проще говоря – гоняем, и гоняем «лоб в лоб», не так ли? 


- Пытаемся гонять. В Москве можно разогнаться только от светофора до светофора, сегодня средняя скорость движения по большинству столичных магистралей не превышает 20 километров в час. Значит, рвать с места и давить на тормоз - только колодки «убивать». Зато шансов стать виновником ДТП – хоть отбавляй. И на встречную выезжать очень любим, езда по резервной полосе, там, где она есть – чуть ли не особенность национального вождения. Спешим, летим, забывая: для того, чтобы успеть, надо вовремя выехать. По сегодняшним меркам – с поправкой на заторы. Уверен, никому из наших водителей не понравятся рекомендации секретаря Европейской конференции министров транспорта Джека Шорта, который в прошлом году предложил снизить скорость движения транспорта в российских городах до 50 километров в час, а в специальных жилых зонах – до 30. 

- Значит, тише едешь – дальше будешь? Штрафы для нарушителей Правил дорожного движения увеличены, вы уверены, что эта мера подействует? 


- Совершенно не хочу оправдываться в глазах тех, кто считает, будто именно руководство ГАИ стремится разорить порядочных российских автовладельцев. Адекватного наказания за каждое нарушение ПДД давно уже требует все наше общество, президент Владимир Путин объявил, что повышение безопасности дорожного движения должно стать самостоятельным направлением государственной политики.
Давайте немного об экономике. Согласно данным Росстата, среднемесячная начисленная заработная плата по России в апреле 2007 года составила 12.51 тысячи рублей. Средняя зарплата москвичей в 2006 году была определена в 18.9 тысячи. Как только депутаты Государственной Думы предложили повысить штрафы за превышение скорости, была мгновенно развернута пропагандистская кампания на тему «Получаем мало, а теперь еще и будут грабить на дороге!».
Не будут. Мы упорно не хотим признать простой истины: соблюдай Правила – и твой бюджет не пострадает. Однако наши водители хотят нарушать за копейки, то есть фактически безнаказанно. Недавно прочитал, что житель Венгрии, среднедушевые доходы в которой заметно ниже российских, должен заплатить штраф в 245 евро за превышение скорости на 20 километров в час. Скажите на милость, почему «там» власти карают нарушителей по всей строгости, а мы обязаны прощать всех и вся, тем самым стимулируя вседозволенность на дорогах? Статистику дорожно-транспортных происшествий приводить не буду – число погибших в авариях немного уменьшилось, но абсолютная цифра ужасает…
Противники ужесточения наказаний уверяют: новые штрафы приведут лишь к разгулу коррупции среди инспекторов ДПС. Кстати, а почему вы не задаете мне любимого всеми вопроса о том, есть ли взяточники среди наших сотрудников? 

- Сергей Александрович, это лишнее. Вы неоднократно признавали, что возглавляемая вами служба – лишь часть нашего общества, которое заражено этим недугом. Именно поэтому иностранные эксперты присвоили России почетный титул «самой развитой среди коррумпированных стран». С коррупцией вы боретесь, я прекрасно понимаю, что ее не ликвидируешь росчерком пера. Хотел спросить совершенно другое: а какой вы видите Москву «светлого будущего»? 


- Никаких «пробок», все водители соблюдают Правила дорожного движения, на улицах правит бал вежливость. А наши сотрудники лишь выполняют роль экскурсоводов, объясняющих заблудившимся водителям, как тем добраться до места назначения. Есть и другая картина, это сюжет известного фантастического рассказа: мегаполис будущего устал бороться с машинами, им просто негде было ездить, их некуда было парковать, водители безмерно страдали – до той поры, пока вдруг утром не обнаружили у себя вместо ног колеса…
Но первая картина, конечно, мне нравится куда больше. И, добавлю, она совершенно не фантастическая.

Беседу вел Виктор Грибачев
Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..