Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Нашей молодёжи нужна Победа

Нашей молодёжи нужна Победа

О встречах студентов и школьников с кинематографистами в Иркутске
Ирина Ушакова
14.01.2021
Нашей молодёжи нужна Победа

В минувшем году страна отметила 75-летие Великой Победы. За тревогами и напастями, связанными с эпидемией, мы как-то перестали видеть более опасные недуги – вирус беспамятства, вирус потери смысла жизни. Мы стали забывать о том времени, когда наша страна жила Великой Победой, поднималась из разрухи трудами вернувшихся с фронта победителей. Если мы сегодня не вернём себе ту Победу, если не унаследуем исторический опыт того времени, будущего у нас не будет.

С этими мыслями я летела в Иркутск, где в завершение празднования 75-летия Великой Победы проходили встречи с кинематографистами-документалистами, работающими с военной темой. Эти мероприятия были организованы Иркутским областным отделением Союза кинематографистов.

Сибирь озарила светом просторного неба, белизной своих снегов. Отвыкли мы в Москве от снежных зим, от захватывающих дыхание морозов. Первое впечатление от Иркутска, в котором ранее никогда не была, – чистота, милая сердцу старина – ухоженные, отреставрированные фасады деревянных домов со ставнями, купеческие особняки, как в Замоскворечье, как в Старице или Торопце, неспешность жизни.

Первое, куда заезжаем – Знаменский монастырь, к могиле Валентина Григорьевича Распутина. И знакомые москвичи, и калининградцы просили меня заехать – поклониться. Рядом могила Григория Ивановича Шелехова – русского мореплавателя, промышленника, с его экспедицией в Русскую Америку связаны первые русские поселения там.

У входа в монастырь памятник Александру Колчаку на месте, где был расстрелян адмирал.

– Какое отношение здесь к Колчаку? – спрашиваю местных жителей.

– Очень разное, – говорит мужчина средних лет. Да и как иначе: одна бабка у меня была снайпер-партизан у красных, а дед служил у Колчака пулемётчиком…

Что тут скажешь… Так искренне может сказать только человек, который не для интервью это говорит. «Обида больше была на казаков, которые устраивали карательные операции, – говорит мой собеседник, местный житель. – Здесь всего у всех хватало. Бедствовали только рабочие. Очень сильна была революционная пропаганда, слали вагонами «Искру», из Читы везли оружие».

Тут вся история революции…

Иркутск – ещё и студенческий город, здесь находится полтора десятка серьёзных вузов – Иркутский государственный университет, перешагнувший свой 100-летний юбилей и основанный как раз А.В. Колчаком, Иркутский Политех, Байкальский государственный университет, филиал Всероссийского государственного университета юстиции, Аграрный университет им. А.А.Ежевского, филиал ВГИКа, Педуниверситет, Медуниверситет, Восточно-Сибирский институт экономики и права и др.

Во всём ощущается, что край здесь богатый в сравнении с тем, как нынче живёт родное Нечерноземье. Здесь выращивают хлеб; в степи, если отъехать от города, можно и в морозы увидеть, как пасутся стада коров и лошадей, приспособленных к местным природным условиям, щиплют торчащие из-под снега сухие стебли. В Иркутске работает авиационный завод, алюминиевый, завод тяжёлого машиностроения. В области развита химическая и горнодобывающая промышленность, лесопереработка.

На берегу Ангары в центре Иркутска памятник атаману Похабову, енисейскому казаку, основателю Иркутского острога. То ли он сам основатель, то ли его родной брат – историки до сих теряются в догадках, и образ этот, скорее всего, собирательный.

И всё же главная цель этой дальней поездки – встретиться с юными зрителями Приангарья и рассказать им, как мы, журналисты, киношники, справляемся со своей задачей – сохранение исторической памяти, осмысление событий той страшной войны, есть ли у нас самих понимание: как нам, внукам и правнукам победителей, жить сегодня, завтра…

В Иркутске благодаря инициативе председателя местного отделения Союза кинематографистов Ольги Герасимовны Бельской в июне 2019 года, ко Дню памяти и скорби, был показан документальный фильм «Экспозиция войны» режиссёра Владимира Сидоренко. Эту картину о военных операторах увидели и в нескольких культурных центрах области.

«Экспозиция войны» – так и был назван проект к 75-летию Победы, на который Иркутское областное министерство культуры и архивов выделило деньги, и осуществился он в ноябре – декабре 2020 г., в реальном режиме.

Иркутскую область в разное время за эти два месяца посетили четыре известных режиссёра. Екатерина Головня привезла свой фильм «ВГИК. Ополчение». Руководитель проекта О.Г. Бельская убеждена, что иркутским студентам филиала ВГИКа необходимо знать, как их ровесники уходили на фронт, воевали, о чём они думали на той войне, как они поступали в разных обстоятельствах.

У Екатерины Головни есть ещё один фильм, снятый по дневникам её дедушки Альберта Рихтера «Третья версия Второй мировой войны». Этнический немец, он прошёл всю войну – от юнги до старшего лейтенанта, участвовал в битве за Севастополь, был награждён боевыми орденами и медалями. После войны не избежал репрессий. Фильм основан на его дневниковых записях человека, а видеоряд смонтирован на кинохронике.

На мой вопрос, откуда такое трепетное отношение к военной теме, Ольга Герасимовна Бельская отвечает: «Я была поздним ребёнком у родителей, и у меня не было бабушек, с которыми меня можно было оставить. А родители любили ходить в кино, и меня брали в клуб. Так я с раннего детства посмотрела почти все фильмы о войне. Дома была книга о военных лётчицах «Героини войны», которой я зачитывалась. Мария Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко… Отец мне часто говорил: “Дочь, когда вырастешь, ты должна стать лётчицей”. И мне всё время снились сны о войне».

Ольга Герасимовна сегодня, помимо руководства отделением Союза кинематографистов, преподаёт на факультете рекламы и журналистики в Иркутском национальном техническом университете.

Она убеждена, что игровое кино о Великой Отечественной войне сегодня всё дальше от правды тех событий. Поэтому, считает она, больше нужно показывать документального кино. И молодое поколение больше доверяет кинохронике. Опытный журналист выбрала кинохронику как способ рассказа о войне. «Это мой вклад в этот юбилейный год Победы», – говорит Ольга Герасимовна.

Принял участие в проекте и киновед, историк кино, доктор искусствоведения Валерий Иванович Фомин. Он является главным рассказчиком в фильме «Экспозиция войны» режиссёра Владимира Сидоренко. Валерий Фомин (1940 года рождения, дитя войны) стал инициатором установки в Москве памятника фронтовым кинооператорам. За последние полтора десятилетия он написал ряд монографий по истории фронтовой кинохроники Великой Отечественной войны. Экспозиция этой кинохроники была показана в Ангарске, Иркутске и Байкальске.

Также состоялась премьера документального фильма иркутского режиссёра Василия Медведева «Судьба человека». В нём три героя – 1919-го, 1922-го и 1925 года рождения. Все они живы. «На премьере, – рассказывает Ольга Бельская, – они, казалось, совсем немощные, сидели. Но после показа фильма все три героя вдруг вспорхнули на сцену. И стояли перед нами не старики, а настоящие мужчины».

Фильм начинается с того, что молодые люди – наши современники говорят о том, что они хотят уехать из страны…

Участвуя в проекте «Экспозиция войны», мне довелось представить фильмы краснодарского режиссёра Валерия Тимощенко из его известного цикла «Чистая победа», который уже семь лет выходит на ТК «Культура». Фильм «Битва за Москву», созданный в 2020 г. – о первом серьёзном поражении Гитлера, посмотрели студенты факультета журналистики Иркутского национального технического университета. Конечно, ребят интересовало, как шла работа над фильмом, как собирался и отбирался материал. И, разумеется, – почему мы снимаем о войне.

И отрадно, и нелегко говорить о той страшной войне с современными подростками, с людьми, на эпоху которых пришёлся трагический разрыв поколений. Ведь мы, дети 1980-х, наверное, последнее поколение, которое воспитывалось бабушками и дедушками. А старики наши видели, пережили, будучи детьми, эту войну... Война стояла у них в глазах. И мы в эти глаза вглядывались.

О чём мы рассказываем в фильме «Битва за Москву»?.. Два с половиной года нацисты шли по Европе, покорили Польшу, Нидерланды, Бельгию, Францию, Норвегию, Балканы. Теперь им оставалось разделаться с русскими...

Семь месяцев боевых действий и семь миллионов, сражающихся с обеих сторон, десятки важнейших операций и боевых столкновений. Мы обратились к тем моментам великой битвы, о которых сегодня вспоминают редко. Недостаточно внимания уделяется и тем, кто разработал общий план операции. И первым здесь нужно назвать гениального полководца Бориса Шапошникова – в прошлом полковника Российской императорской армии, героя Первой мировой, награждённого высшими офицерскими орденами. Режиссёр и автор сценария фильма Валерий Тимощенко убеждён: чтобы выиграть то великое сражение, должна была измениться вся Красная армия, измениться вся страна. Та, революционная армия, которая могла вести только классовую войну, столкнулась с настоящим врагом. И погибла. Весной 1942-го это была уже другая армия, не та, что летом и осенью сорок первого. Именно в период битвы под Москвой война стала всенародной, Великой Отечественной.

Судя по вопросам, которые возникали у студентов после просмотра фильма, я в очередной раз убедилась, что сегодня идёт более продуманная, методичная, серьёзная война – информационная. Юное поколение, увы, идёт за теми «крысоловами», что играют на дудочке, рассказывая о том, что победа в Великой Отечественной войне не стоила жертв, понесённых с нашей стороны, что в этой войне не было места героизму...

Ничего нового. Досадно лишь, что юное поколение, вслед за нашим сегодняшним противником, пытается опровергнуть роль духовной составляющей в Победе 1945 года, в жизни страны в целом. Уже в Качуге, в самой глубокой Сибири, где нетронутая богатая природа, где, казалось бы, должна быть такая же свободная, исконно традиционная жизнь русских и бурят, в аудитории подростков после показа уже другого нашего фильма – «Операция «Багратион» – вдруг возник вопрос: а почему вы не снимете фильм о Калининграде, ведь там при немцах росли розы, а сегодня они превратились в шиповник, потому что за ними не ухаживают?..

Пришлось поговорить и о Калининграде, где сегодня идёт германизация региона через научные и образовательные центры и программы, т.е. изнутри. Говорили мы с подростками о том, какую музыку они слушают, кто их кумиры. Ребята задавали закономерные вопросы о том, почему сегодня наша страна не особо похожа на победительницу, и о многом другом. И хорошо, что вообще мы вышли на разговор, иначе можно навсегда потерять это незащищённое поколение. Если мне удалось донести до них мысль, что это всё равно – наша страна, и именно мы должны сделать её лучше, – слава Богу! А так хотелось, чтобы подростки осознавали, что это они – наследники той Победы, что надо её просто унаследовать.

Однако надо понимать, что малый процент негативно настроенных молодых (как и в 1917 году) это – самые активные.

Молчаливое большинство всё же смотрели фильм нашими глазами. О чём мы делали фильм? Операцию «Багратион» – освобождение Белоруссии, восточной Польши, части Прибалтики – немецкие военные историки признали самой блестящей с точки зрения военного искусства операцией всей Второй мировой войны и самой масштабной по охвату территории, по количеству солдат, танков, самолётов, орудий.

Сражение за Белоруссию, это колоссальных масштабов событие, невозможно понять, не вглядевшись пристально в жесточайшую партизанскую войну. Три года оккупации... Это была Личная война, которую каждый в отдельности объявил Гитлеру. В фильме прослежены судьбы партизан Сидора Артемьевича Ковпака, Миная Филипповича Шмырева, Никифора Коляды, Михаила Егорова… Почти все они – солдаты и офицеры царской армии.

Чтобы прорвать линию фронта через Березину, Неман, Вислу и Одер было подготовлено шесть одновременных ударов, далеко отстоящих друг от друга. Рискуя всем, рискуя жизнью, наши бойцы пошли в атаку, соединяясь с партизанами всех отрядов Белоруссии. Противник не ожидал, что Рокоссовский пройдёт по Пинским болотам, что Черняховский перемахнёт через Березину... Все они неожиданно вырвались на оперативный простор. И фронт группы армий «Центр» рухнул. 17 августа наши войска вышли на восточно-прусскую границу. Война перешла уже на территорию Германии…

Организатор проекта «Экспозиция войны» О.Г. Бельская замечает, что в подростках что-то меняется с показами этих фильмов. По её мнению, им важны встречи с самими создателями фильмов. Тем более, как она замечает, «школа сегодня почти ничего не даёт». Да и сами дети признаются преподавателю: «В школе нас не учат, а готовят к ЕГЭ».

Вот и приходится таким опытным, неравнодушным преподавателям вузов заниматься воспитательной работой, упущенной в средней школе. «Делай что должно…», – говорит Ольга Герасимовна.

Иркутск ещё с позапрошлого века был кинематографической столицей Сибири. О современном кинопроизводстве в регионе О.Г. Бельская рассказывает: «Иркутск занимает одно из первых мест по количеству разных активностей в кинопроцессе. У нас активно развивается киносообщество, наши кинематографисты снимают фильмы.

Анастасия Зверькова сняла документальный фильм о купце Николае Второве. По своему финансовому состоянию (по списку журнала «Форбс») он был вторым после императорской семьи. За рубежом нашли хронику, связанную с его жизнью, выкупили, и на её основе создали фильм. Это грандиозное событие для Сибири.

Также недавно прошла премьера фильма “Прошедшего времени не существует” – о писателе Валентине Распутине. Автор фильма – режиссёр Юлия Бывшева, ученица Сергея Мирошниченко».

Председатель регионального отделения СК Ольга Бельская убеждена, что в регионе не хватает сегодня профессиональных обсуждений фильмов. Для этого и приглашают кинокритиков, киноведов, и сами проводят кинолекции. Приезжал в Иркутск режиссёр-документалист Сергей Головецкий, встречался с будущими киношниками, давал полезные советы, как снимать кино, обсуждал с ребятами их замыслы. Проводили встречи со зрителями и киноведы Александр Семенюк, Андрей Апостолов, Егор Москвитин.

Были в эту поездку ещё литературные встречи – с иркутским писателем, главным редактором журнала «Сибирь» Анатолием Байбородиным, с журналистом Константином Житовым. Замечательную экскурсию по всему городу, по краеведческому музею провёл историк, литератор, знаток этого края Артём Ермаков.

Посетили мы и славное море, священный Байкал. Лёд ещё не встал, и студёные волны мерно омывали белую кромку ледяного снега на прибрежных камешках. Одинокий памятник великому драматургу Александру Вампилову, на месте, где он утонул, стоит, подсвеченный тонкими лучами зимнего солнца. Мороз – минус 27. Раздольно гуляет ветер…


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..