Львовский дискурс

На днях местные власти сняли мемориальную доску в честь режиссера и сценариста Ларисы Шепитько со стены школы, в которой она училась, и снесли памятник Амвросию Бучме, одному из самых ярких деятелей в истории украинского театра
Лариса Шепитько родилась в Артемовске в 1938 году, но в дальнейшем переехала с родными сначала в Киев, а затем — во Львов, где получила аттестат о среднем образовании. Поступив на режиссерский факультет ВГИКа, Шепитько занималась в мастерской самого известного деятели украинского кинематографа — Александра Довженко. Еще в юности Лариса дебютировала как актриса, сыграв эпизодическую роль в «Карнавальной ночи» и еще в нескольких картинах. Но главным ее призванием стала работа сценаристом и режиссером.
Уже ее дипломная работа «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» была удостоена премии за дебют на Кинофестивале в Карловых Варах и премии I Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру. Широкую известность Ларисе Шепитько принесла ее вторая картина — сложный и эмоционально насыщенный фильм «Крылья» о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Третий фильм Шепитько — «Родину электричества» — из цензурных соображений отправили на полку на 20 лет, и вернули зрителям только после смерти Ларисы. Вместе с Вадимом Труниным Шепитько начала работать над сценарием легендарного «Белорусского вокзала», но затем вышла из проекта.
В 1970-е Лариса Шепитько стала режиссером и сценаристом драмы «Восхождение» по мотивам знаменитой повести Василия Быкова «Сотников». Хотя картина по цензурным соображениям едва не оказалась под запретом и вышла только благодаря заступничеству со стороны первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова, ее появление на экранах стало для Шепитько звездным часом.
Морально сложный фильм о войне был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском кинофестивале получил Гран-при «Золотой медведь». Сама Лариса вошла после этого в состав жюри Берлинского кинофестиваля. К сожалению, вскоре, работая над очередным проектом, она трагически погибла в автокатастрофе.
Официальной причиной сноса мемориальной доски в честь Шепитько во Львове стало «несоответствие критериям для чествования, связанное с принадлежностью деятеля к советскому культурному пространству». Более бредовую причину придумать, наверное, сложно.
Шепитько родилась, провела детство и юность в УССР, была ученицей Александра Довженко. Она никогда не выслуживалась перед власть имущими, не боялась сложных тем, и рассчитывалась за это полным отсутствием благосклонности со стороны официальной цензуры. Демонтировать ее мемориальную доску — это, наверное, один из самых ярких абсурдов всей политики «декоммунизации» на Украине за последние одиннадцать лет.
«Да, Лариса Шепитько была советским кинорежиссером. А какой еще она могла быть в то время? То, что она создала, — это достояние всего мира, а не только Украины. Это же каким надо быть відбитим галицьким хрунем, чтобы так не знать и не уважать украинскую культуру и дать приказ об уничтожении этой мемориальной доски», — написал украинский археолог Николай Бандривский.
Он назвал поступок львовской власти «рагульством», но его позиция чиновников нисколько не впечатлила, оставшись гласом вопиющего в пустыне.
Впрочем, Шепитько не одна в своем роде. Немногим ранее, во Львове в демонстративно глумливой манере — экскаватором — снесли памятник Амвросия Бучмы, одного из самых ярких деятелей в истории украинского театра.
Бучма, в отличие от Шепитько, родился во Львове — еще в 1891 году, во времена Австро-Венгерской империи. Из гимназии его исключили за пародирование учителей. После выпуска из четырёхклассного училища Амвросий был и рабочим, и официантом и музыкантом. Подростком он стал хористом и актером драматического театра львовского общества «Русская беседа». Там раскрылись разносторонние таланты Бучмы — он прекрасно пел, танцевал, играл на нескольких музыкальных инструментах, демонстрировал гимнастические номера и рисовал.
Однако Первая мировая война оторвала Амвросия от любимого дела. Молодого человека мобилизовали в австрийскую армию. Когда Бучма попал в плен, его отправили в Среднюю Азию. Однако он бежал, и некоторое время батрачил на Украине.
Во время Гражданской войны Амвросий играл в киевских театрах и учился в театрально-музыкальном институте. Некоторое время Бучма выступал на Галичине. Однако после раздела Украины по итогам Советско-польской войны он остался в УССР — работал в Киеве и Виннице, а затем основал в Черкассах театр-студию, с которой переехал в Херсон. В дальнейшем Бучма был ведущим актером театра «Березиль», работал на Одесской кинофабрике, в 1936 году — стал главным режиссером Киевского драматического театра. С 1945-го — он параллельно работает художественным руководителем Киевской киностудии (которая сегодня носит имя Довженко). По словам критиков, на сцене Бучма создавал отличающиеся психологической глубиной образы. При этом он не только играл и ставил спектакли, но и передавал свои знания будущим поколениям деятелей искусства, преподавая в театральном институте.
Что могли поставить в вину Бучме? Выезды на фронт, во время которых он морально поддерживал красноармейцев? Две Сталинские премии? Или роль Владимира Ленина на сцене? Но ведь Бучма ставил произведения и Тараса Шевченко, Ивана Франко, Ивана Котляревского, сам играл Шевченко, как актер. Для становления и популяризации украинской культуры он один сделал больше, чем весь нынешний киевский минкульт, который способен только сеять ненависть.
Но современный Львов отказывается принять тот факт, что 74 года практически вся территория современной Украины жили в советской реальности. Миллионы людей из УССР служили в Красной армии, сражались с нацизмом, участвовали в индустрилизации, были членами КПСС и имели паспорта с советским гербом. Если еще несколько лет назад этот факт старались просто не замечать, то теперь любой гражданин СССР по умолчанию превращается в предателя. Советская Украина — на просто «белое пятно», а смысловой враг нынешней «незалежной», у которой собственная история полностью отсутствует.
А ведь еще недавно адепты так называемого «евромайдана» на всю страну клялись, что претензии у них есть исключительно к советским партийным деятелям. Они обещали не трогать память о Великой Отечественной войне и не ограничивать никоим образом права русскоязычного населения.
Что же в итоге?
Сегодня по всей Украине идет снос памятников героям, освобождавшим УССР от нацистов. Во Львове на Холме славы демонстративно выкапывают тела советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны. А мэр города Андрей Садовой предлагает взять мертвых в заложники и обменять на пленных всушников.
За продажу советских монет на блошином рынке «активисты» вызывают полицию, как и за ношение наград СССР. «Свидомые» львовяне запрещают молодежи общаться по-русски в поездах и нападают на тех, кто слушает русские пенсии в общественных местах. А известная львовская «блогерка» на днях назвала всех русскоязычных граждан Украины и их детей «второсортными». Руководство киевского режима наблюдает за всем этим с благожелательной улыбкой и, естественно, даже не думает пресекать.
В 2014 году, когда скакал «майдан», когда горели заживо бойцы «Беркута» и одесситы в Доме профсоюзов, когда завезенные уголовники избивали антимайдановцев в Николаеве и Запорожье, когда начались первые обстрелы Донбасса, миллионы русскоязычных украинцев, которым происходящее не нравилось, решили, что они смогут договориться о мирном сосуществовании с «бандерштатом». Эти люди внушили себе иллюзию, что все будет, как при Викторе Ющенко, когда националистический режим развалился сам, не просуществовав и года, а еще через несколько месяцев оппозиция триумфально победила на выборах, вернув все «на круги своя». Однако вожди нового переворота и их заграничные хозяева не для того устраивали кровавое жертвоприношение в центре Киева, чтобы потом так просто сдаться. Нацистские вурдалаки, почуяв запах крови, не намерены уже были отступать. И теперь у всех тех, кто мыслил категориями «перемелется — мука будет», остается ограниченный вариант действий, чем многие и пользуются: превратиться в бесправного раба, выполняющего все приказы «панов» из Львова, уехать или попытаться противостоять режиму — конечно, со всеми вытекающими рисками. Впрочем, есть еще один сценарий — стать полицаем, сдавая «коллаборационистов» и помогая запихивать земляков в бусики ТЦК. Но это уже дело личной совести.
Попытки ужиться с монстрами «по-хорошему», ожидаемо, полностью провалились. Надежды же на то, что ситуация заморозится хотя бы на существующем уровне — тоже тщетны, пока нынешний режим сохраняется.
Фото wikipedia.org. Автор или правообладатель Участник:Водник