Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 апреля 2024
Любовь Денисова: «У русской деревни женская душа…»

Любовь Денисова: «У русской деревни женская душа…»

Беседа с автором нашумевшей книги «Женщины русских селений»
11.06.2013
Любовь Денисова: «У русской деревни женская душа…»

С Любовью Николаевной Денисовой, доктором исторических наук, нам было общаться легко. Во-первых, оба мы корнями из Устюженского района Вологодской области. Земляки, словом. Во-вторых, всю жизнь исследуем деревню – я как журналист, она как историк. Поводом для беседы послужила написанная ей книга «Женщины русских селений» - о деревенских женщинах России второй половины ХХ столетия. До этого Любовь Николаевна писала о кризисе культуры села и исчезающих деревнях России. Мы решили продолжить разговор о женщинах русской деревни, но уже нашего, ХХI века.

- Любовь Николаевна, давайте набросаем образ современной крестьянки.

- Это женщина, как правило, со средним или специальным образованием, по характеру терпеливая, жизнерадостная, стойкая, средних лет – ближе, наверное, к предпенсионному возрасту, решительная - берет на себя ответственность за всю семью.

- Берет потому, что больше некому?

- Да, некому. Она, скорее всего, замужем, но муж не глава семьи, хоть он и не хочет смириться со второй ролью.

- Но, тем не менее, семьи в деревне намного крепче, чем в городе, не так ли?

- Опять же из-за традиционного отношения женщины – она не хочет быть одна. Потому что, во-первых, это молва, во-вторых, нужен помощник по хозяйству. Даже так говорят: ну, не всегда же он пьет. Пьяницей считают того, кто не только пьет, но и не работает. А если иногда приносит зарплату в дом да еще и помогает по хозяйству, такими мужиками, считает деревня, разбрасываться нельзя.

- Ваша книга заканчивается радикальными реформами 90-х годов ХХ века. А как трансформировался образ женщины в ХХI веке?

- Фермерства не получилось. Женщина все более склоняется к семейному хозяйству, но мыслит это свое хозяйство все-таки в большом коллективе - в колхозе или совхозе...

- Я тоже заметил: бывший колхоз или совхоз ныне играет роль подсобного хозяйства для семейного подворья. Где всегда есть трактор в руках, где можно сеном, зерном разжиться…

- И, кроме того, это защита от каких-то непредвиденных обстоятельств – неурожай там, несчастный случай, неприятное событие в семье. И привычка жить вместе, коллективно.

- А еще надо выучить детей, а это нынче тяжело. Приходится крутиться. И в основном за счет подсобного хозяйства.

- По статистике более 50 процентов сельскохозяйственного продукта в России формируется в основном за счет труда женщин. Сейчас и мужчины к этому приобщаются, потому что порой это единственная возможность прокормиться.

- Любовь Николаевна, а помните, когда в избах красные углы были заклеены грамотами. Грешно над этим смеяться, ведь грело. Работает, ни сна, ни отдыха не знает, по пояс в навозе, руки вывернуты ревматизмом, спина не гнется, а она думает: ладно, я же работаю на будущее страны, на детей. И вдруг перестройка, духовный вакуум. Я заметил, в ту пору резко возросло количество пьющих женщин в деревне.

- К сожалению, да, но я все равно категорически не согласна с тем, что женщины спиваются, хотя и бытует такое мнение. Потому что в ином случае сельского хозяйства вообще бы не было.

Может быть, какой-то непродолжительный такой период и был. Но она первая из него и вышла. Потому что на ней хозяйство, на ней муж. Скотина не кормлена, не доена, огород не полот… . Ну и ликвидация общественных организаций. Реализовать себя негде, кроме подсобного хозяйства. И награды за этот труд уже не дают. Но, тем не менее, оптимизм русская женщина не утратила даже в таких условиях.

Как пишут мне в одном из писем, надеяться надо только на Бога и на себя.

- А может быть, истина в том, что на женщине, продолжательнице рода, всегда лежала эта ответственность: сама буду голодная, а детей должна одеть, обуть, накормить… Деревня почти всегда была женской. Войны, стройки, оргнаборы – мужика «выдувало», потому он всегда и ценился. Но был и такой период: не стало хватать невест.

- В основном это было типично для центральной нечерноземной деревни. Помните, в стране развернулась кампания: «Выбираю деревню на жительство» Подключились газеты, радио, телевидение. Женщины ехали и с детьми, и одинокие. В том числе и чтобы устроить свою жизнь. Работали доярками, свинарками, редко специалистами, выходили замуж, создавали семью. Но случались и курьезы. В ту пору из деревни Соколовка Челябинской области обратились восемь парней, мол, зовем невест к себе. Тысячи откликнулись, сотни приехали. Практика приглашений жива до сих пор. Я читала письмо женщин с Кубани, которые готовы принять любых мужчин, отмыть их, отстирать, привести в чувство, потому что надоело быть одним. В Пензенской области, наоборот, парни приглашают девушек: мы не пьем, работаем, хорошо зарабатываем. Акции прекратились, а проблема-то не решена…

- Сейчас, судя по вашим исследованиям, число мужчин и женщин в селе уравнялось.

- В трудоспособном возрасте да. А дальше лицо деревни становится женским. Вообще русская деревня становится старой и женской. И этот процесс, к сожалению, необратим. Население страны вымирает, и в первую очередь русская деревня. А причина проста. Даже одного ребенка сегодня иметь для многих женщин большой подвиг. Кстати, появилось новое явление: женщина идет на то, чтобы иметь ребенка вне брака, что для деревни всегда было не то что не типично - осуждаемо. А сегодня деревня даже опередила город по этому показателю: примерно 40 процентов внебрачных детей. Что раньше, повторяю, считалось позором. Это говорит и о морали, как вы понимаете, и о том, что, собственно, и замуж-то выйти не за кого.

- А вот другой феномен – женщины все чаще берут на себя руководство хозяйством. Не только приусадебным, но и коллективным. И получается это у них довольно неплохо. Неужели мужику стало неподъемно, и женщина по привычке подставила свое плечо?

- Так было и прежде, но это не признавали, а теперь вынуждены признать.

- И малый бизнес в поселках и селах…

- …тоже в руках женщин.

- Чем это-то объяснить? Вроде бы денежная работа. На городских рынках сплошь и рядом кавказские мужики…

- Ну, у нас традиционно не принято, чтобы мужчина торговал. До коллективизации – да, а потом его заменила женщина, но она была уже не собственником, а продавцом, и эта работа плохо оплачивалась. Потому женщина быстрей и вжилась в рынок.

- А может, потому, что они более трезвые, менее искушаемые?

- И более уверенные, более ответственные. Мужчина при первых неудачах сойдет с дистанции, а женщина вложенные деньги не бросит, потому что за ней семья.

- С распадом СССР в российскую деревню хлынул поток мигрантов из Закавказья, Средней Азии. Менталитет, образовательный уровень, культура у них иные. Они тоже в той или иной степени определяют лицо современной деревни...

- Мне кажется, процесса слияния все-таки не происходит. Они никак не консолидируются. Более того, нередко возникает конфликт. «Понаехали! Машины, мебель, да еще и государство помогает». И, чувствуя негативное отношение к себе местных жителей, те стараются селиться отдельно.

А вообще-то, это традиционное отношение деревни к чужим. И, может быть, не потому, что они приехали с деньгами и машинами, многое зависит от их поведения. Если люди с открытой душой, если воспринимают эту деревню, как свое место жительства, а не как пересылку, таких деревня и примет, и поможет.

- Но в последнее время появились и такие, кто, живя в деревне, не имеет ни огорода, ни скотины. В избе шаром покати, нигде не работает, живет в основном воровством.

- К сожалению, да. Но опять-таки - не женщины. Для них это нетипично. А вообще-то я с большим оптимизмом смотрю на русскую деревню и на русскую женщину.

- А ваш оптимизм на чем держится?

- Скажем так, на собственном деревенском опыте. И судя по тому, что более половины сельхозпродукта дает подсобное хозяйство, не до такой степени дела плохи. Это не послевоенная деревня, где вообще ничего не было, и приходилось самим впрягаться в плуг. Мне кажется, при не таких уж больших государственных вложениях и при условии ведения семейного хозяйства деревня вполне может возродиться. Может быть, как ассоциация семейных хозяйств. Но сама женщина уже не может быть дальше и лошадью, и быком, как в частушке пелось. Она должна оставаться женщиной.

От такого образа – «есть женщины в русских селеньях…» – надо отходить.

- А к какому подходить?

- В 1993 году американский профессор Дэвид Рансел в деревнях центральных областей России опрашивал женщин разных поколений. О семье, замужестве – о личном. И издал в Америке книжку. Вывод ее таков: вся советская историография была не права, деля женщин на два лагеря - либо она совсем забитая, голоса своего не имеет, либо Паша Ангелина. А это - «простая русская баба». И книжка Рансела Америке была интересна. Потому что русская женщина не похожа на американскую – там вообще нет такого понятия, как крестьянка-женщина. Но она не похожа и на клише, которое многие годы штамповали советские идеологи. Так давайте и мы согласимся, что образ русской женщины – не темная масса, но это и не политизированная особа.

А загадочная русская душа? О которой я все время пишу, и которую у меня все время из текста вычеркивают. Но ведь не говорят же, загадочная французская душа? Ведь откуда-то пошло это выражение. Загадочная русская душа, как я считаю, это именно женская душа. Потому что это только русская женщина может уступить место пьяному в автобусе. Или принять в дом опустившегося мужика. Тут, надо согласиться с американцем Ранселом, - и есть вечный образ русской женщины...

Беседу вел Александр Калинин 

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.