Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Илья Иванкин: «Время Ломоносовых возвращается»

Илья Иванкин: «Время Ломоносовых возвращается»

Наш обозреватель побеседовала с министром образования и науки Архангельской области
06.06.2012
Илья Иванкин: «Время Ломоносовых возвращается»

- Илья Игоревич, мне очень понравилось одно мнение о вас: «Он сохраняет высокий уровень образования». А я бы еще добавила - Архангельская область из тех, что сохраняет и русскую самобытность на фоне всех модных нынче «модернизаций», «реструктуризаций» и т.п. Опять же, Михаил Васильевич Ломоносов отсюда родом…

- Начнем с того, что качество образования – достаточно условное понятие. Если мы будем оценивать его по результатам сдачи ЕГЭ, здесь наша область и правда имеет показатели выше средних. Это хорошо. Не буду называть все мероприятия, которые проводит федеральное министерство образования, в частности, связанные с новыми стандартами в образовании, – мы в них, естественно, участвуем. Но в отличие от других, мы педантично относимся к сохранению малокомплектных школ. Мы не гонимся за финансовыми показателями.

- Я знаю, что за десять лет у вас в области были закрыты всего три школы: когда самих поселков не стало, тогда и школы закрыли. Тоже, согласитесь, нетипично по нынешним временам.

- Закрываем только тогда, когда старое здание школы стало аварийным, а количество обучающихся таково, что строить новое нецелесообразно. И то при одном условии: если есть возможность подвозить детей в другую школу.

А вообще, у нас область очень протяженная, иногда, чтобы провести где-то совещание, едешь на автомобиле часов десять, а то и больше. А чтобы объехать все поселения иного района, понадобится больше двух недель. Через пару рек приходится порой переправляться, по понтонной переправе. И, тем не менее, еще раз повторяю, мы не идем на закрытие малокомплектных школ. У нас приняты даже поправки к областному Закону об образовании – такие школы при общей тенденции нормативно-подушевого финансирования мы финансируем отдельными строками, исходя из потребностей.

- Учителя на государство не обижаются?

- Учителя малокомплектных сельских школ зарабатывают меньше, по сравнению с городскими, но зато в сельских районах мы полностью компенсируем, скажем, коммунальные затраты. Мы постоянно работаем и над повышением зарплаты педагогов. Работаем в тесном контакте с нашими депутатами, и средства на образование у нас выделяются хорошие: ни в одной отрасли нет такой динамики.

- Скажите, Илья Игоревич, а деревенскому ребенку – и более самостоятельному, поскольку ему с малых лет приходится всерьез помогать по хозяйству, и достаточно развитому, удается пойти учиться дальше в вуз или в колледж, дает ему сельская школа на это основание?

- Сегодня, при наличии компьютеров и Интернета, разница между городской и сельской школой сглаживается. При желании любой ребенок может поступить в любое учебное заведение. При таком-то количестве бюджетных мест в вузах, при существующей системе ЕГЭ, при нынешней системе набора в высшие учебные заведения, когда можно поступать одновременно на 15 специальностей… Возможность же учиться в учреждениях высшего профессионального образования значительно выше, чем даже в советское время. Кроме вузов, у нас в области достаточно развитая система профобразования, на территории области – 50 учреждений среднего и начального профессионального образования.

- Это много!

- А учитывая, что система профессионального образования в нашей области недозагружена – есть учреждения, заполненные лишь на треть – то поступить в техникум или профтехучилище достаточно просто. Тем более, что у нас практически все учреждения имеют общежития. Довольно много училищ находится в сельской местности.

- Но, согласитесь, в наше время многим родителям не по карману содержать ребенка вдали от дома…

- И это мы предусматриваем. Учащиеся учреждений начального профессионального образования у нас обеспечиваются питанием, у них есть нормальная стипендия, в трудной ситуации им оказывается социальная помощь.

- Сельские мальчики по-прежнему идут в «механизаторы»?

- У нас самый широкий спектр специальностей, большой выбор профессий. Хочет мальчик учиться на механизатора – ради Бога, на машиниста лесозаготовительной машины – пожалуйста, в плотники – милости просим. Девочки могут пойти в повара, парикмахеры, компьютерщики.

Более того, у нас в области создана система госзаказа на подготовку кадров. Делается аналитический прогноз, сколько и каких специальностей нам потребуется, скажем, через три-четыре года. Плотно работаем с профильными министерствами областного правительства: министерством сельского хозяйства, министерством лесного комплекса, учитываем интересы и населения конкретных районов - где-то больше заготовкой леса занимаются, а где-то востребованы продавцы… В любом случае, молодой человек должен быть трудоустроен.

Мы ушли от так называемого заявительного принципа работы. В каждом учреждении профобразования создали центры трудоустройства выпускников, которые активно взаимодействуют со службами занятости. В каждом муниципальном образовании есть центр, который активно занимается еще и профориентацией. По результатам прошлого учебного года, нетрудоустроенных выпускников было не более двух процентов: кого-то не устроило место работы, некоторые выпускницы ушли в декретный отпуск. Но каждый выпускник, кто хотел и мог работать, был трудоустроен.

- А не жалеете вы об отсутствии в современной России системы государственного распределения – подобно той, что весьма успешно действовала в СССР?

- Государственное распределение было бы большим подспорьем, но мы прекрасно понимаем, что живем в другую эпоху и большинство предприятий, для которых мы готовим своих ребят, у нас частные.

Сейчас время других решений. Власть в нашей области уделяет большое внимание налаживанию государственно-частного партнерства. Мы вкладываем государственные деньги в учреждения профессионального образования, готовим для бизнеса кадры, а бизнес иногда бывает недоволен, что мы готовим «не тех» специалистов - ни по количеству, ни по программам. Но в течение примерно полутора лет удалось наладить взаимодействие и с бизнесом. Поэтому, когда они начинают нас критиковать, я задаю им простой вопрос: «Вы скажите сами: кто вам нужен?»

Недавно мы целой группой заинтересованных, так сказать, лиц побывали в Устьянском районе, расположенном на юге нашей области. На совещании присутствовали и представители местного бизнеса, и работники Устьянского индустриального техникума. Получился очень конструктивный разговор. Бизнес готов, и будет вкладывать деньги в это учебное заведение, и деньги немалые. Один из бизнесменов неожиданно заявил: «Было бы неплохо, чтобы машинист лесозаготовительной машины знал и лесную таксацию». Я поблагодарил: «Вот и спасибо! Первое конкретное предложение, которое я слышу, и это не критика. Ведь мы с вами можем вносить изменения в программу и учебные планы и готовить специалистов именно той квалификации, которая необходима».

Нам удалось в тот раз договориться о прохождении практик, выплате стипендий от местных представителей бизнеса. Сейчас задача – наладить такое же взаимодействие с бизнесом в других районах Архангельской области. У нас есть очень мощные районы, в которых сосредоточены крупные лесоперерабатывающие комплексы, целлюлозно-бумажные комбинаты, крупные сельхозпроизводители, - есть, где и с кем вести такую работу.

- Илья Игоревич, вы произносите слово «бизнес» с таким выражением, что мне хочется написать его с большой буквы. Но бизнес – это разные люди. Как вы с ними работаете – по отдельности или уже есть некий совет бизнесменов?

- У нас в области действительно есть координационный совет по подготовке кадров для экономики и социальной сферы, куда мы перед тем, как выносить на правительство области государственный заказ на подготовку кадров, приглашаем представителей всех заинтересованных организаций.

В координационный совет входят и представители профильных министерств, и бизнеса.

- Скажите, а в масштабах страны может, на ваш взгляд, существовать такая же структура?

- В масштабах страны это сделать сложнее, чем в рамках региона. Уверен только, что количество бюджетных мест должно планироваться с учетом конкретных потребностей. В нашей области создан Северный Арктический федеральный университет – САФУ, который будет работать на весь Северо-Западный федеральный округ, значит, задачи усложняются. Первый прогноз по подготовке кадров сделал в Карелии Петрозаводский государственный университет по заказу министерства образования.

Одному федеральному Минобру решить проблему в рамках страны очень проблематично, хотя он и делает многое в этом направлении. Эту проблему нужно решать масштабно и системно, с привлечением всех заинтересованных ведомств.

- На ваш взгляд, количество мест в вузах достаточно для решения этой задачи?

- На мой взгляд, количество мест в высших учебных заведениях больше увеличиваться не должно, мы наблюдаем демографический спад. Более того, сейчас надо сокращать количество вузов, лишая лицензии те из них, которые фактически занимаются только выдачей дипломов, не обеспечивая должного качества подготовки специалистов. Но это уже задача Рособрнадзора. Я понимаю, задача сложная, закрыть высшее учебное заведение сложнее, чем его открыть, но решать эту задачу необходимо: уже сейчас вузов в Российской Федерации в два раза больше, чем было во всем Советском Союзе. И выпускников вузов также больше, чем это необходимо, а по отдельным специальностям перекос еще значительнее. Вспомните, сколько подготовлено за последние годы юристов и экономистов.

- А педагогических кадров вам хватает?

- Начнем с того, что у нас, на территории Архангельской области, работают три педагогических колледжа. Проблема-то не в этом. Проблема заключается в том, что выпускники вузов и колледжей по педагогическим специальностям по окончании учебных заведений не идут работать по специальности. Разве что треть остается в педагогике. Остальные стремятся устроиться повыгоднее. Конечно, не только к педагогам это относится…

Поэтому главное для нас сейчас – это чтобы те, кто выучился, пошли работать по специальности. И не только в школу, но и в детский сад, и в учреждение профессионального образования, и т.п. Сейчас государство принимает беспрецедентные меры по этому вопросу. Во-первых, президент РФ установил гранты в 500 тысяч рублей для тех, кто поедет работать в сельскую местность, - инициатива уже реализуется. Второе: мы на уровне области выплачиваем по 100 тысяч рублей тем, кто, окончив вуз, пришел работать в школу. От выпускника лишь потребуется отработать три года на определенном месте по окончании вуза, в противном случае ему придется вернуть деньги. Многие муниципальные образования выплачивают подъёмные.

Так, в нашу Холмогорскую среднюю школу переехали даже из Карелии жить и работать два выпускника Петрозаводского педагогического университета. Они получили подъемные, им помогли с жильем, обеспечили их достойной зарплатой, которую мы постоянно повышаем и будем повышать.

У нас очень сильный комитет по образованию в Архангельском областном совете депутатов. Возглавляет его Игорь Александрович Чесноков, директор школы, между прочим, руководитель фракции партии «Единая Россия» в областном совете. Он входит во все рабочие группы и комиссии министерства. Замечу, более половины вопросов, выносимых на заседания областного совета депутатов, - это вопросы образования. Взаимодействие законодательной и исполнительной властей и позволяет эффективно решать все наши проблемы.

- Вернемся, Илья Игоревич, к самому началу беседы. Как же все-таки так получилось, что у вас показания ЕГЭ оказались выше среднего по России? За счет чего? Как вы выстраиваете «отношения» с этим нововведением, учитывая, что далеко и далеко не все его приветствуют?

- Давайте исходить из того, что ни одна система итоговой аттестации не является идеальной. Если бы таковая была, весь мир ее использовал бы. А так – в одной стране одна система используется, в другой – другая. Да, у ЕГЭ есть свои недостатки, но почему мы говорим только о недостатках ЕГЭ? У нее есть и достоинства. Любую систему оценки знаний можно утрировать, - таким образом, сведя на нет все ее преимущества.

Почему все ругают ЕГЭ? Вот говорят, что в старших классах занимаются «натаскиванием». Давайте тогда разбираться, почему это происходит. Потому что неправильно определен критерий оценки эффективности работы школ. Вот все говорят, что в стране не хватает рабочих рук. Но школа вовсе не заинтересована в том, чтобы ребенок после девятого класса уходил в учреждение начального или среднего профессионального образования! Почему? Потому что школа финансируется по нормативно-подушевому принципу: чем больше в школе детей, тем больше денег она получает. Парадокс: все знают, что надо поднимать уровень профориентации и направлять ребят учиться дальше, а с другой стороны, ни директор школы, ни завуч, ни педагоги-предметники не заинтересованы в том, чтобы дети уходили от них.

- Ну, так они с удовольствием отпустят самых безнадежных…

- Да и то не всегда. То же и с ЕГЭ: есть у системы и достоинства, и недостатки. ЕГЭ плохо работает в гуманитарных дисциплинах. Я все-таки сторонник сочетания старой советской системы и системы, которая существует сейчас в тех или иных комбинациях. Нет ничего плохого в том, что наряду с тем, что человек сдаст тест по литературе, он напишет еще и сочинение, и эта оценка войдет в аттестат. Там, где тестовая система не дает объективных результатов, надо искать другие методы. И обратите внимание: ЕГЭ-то не стоит на месте. Его каждый год модернизируют. Старая система тоже ведь была небезупречна, и вводили-то новую не оттого, что кому-то хотелось всю страну на колени поставить, а действительно свято верили в то, что она более совершенна. На мой взгляд, точка зрения о равных шансах поступления в ведущие вузы ребят из глубинки и ребят из городов абсолютно верна. Поэтому, резюмируя, повторю, что идеальной системы не существует, а систему ЕГЭ надо реформировать.

- В связи с тем, что подняли статус вашего университета до федерального, что изменилось в его жизни? Название-то какое интересное – Северный, да еще Арктический…

- У федерального университета есть одно неоспоримое преимущество перед другими вузами: он может сам разрабатывать стандарты, в том числе, готовить студентов по таким специальностям, по которым не готовит никакой другой университет. Это очень хорошая, скажем так, «фишка», которая позволит привлечь сюда выпускников средних школ. Например, если появится какая-либо специальность, связанная с разработкой шельфа, как это вам?

- Прекрасно! Эта специальность, думается, будет очень востребованной в будущем.

- …Затем надо повышать качество традиционных общеобразовательных программ. А самое важное, и самое сложное – это все-таки поднять на новый качественный уровень научные исследования. Обратите внимание: на Западе вузы славны своей наукой. Без науки там нет университета. Наука нам поможет подняться и в международных рейтингах.

У нашего федерального университета есть своя программа развития, все упомянутые мной показатели в ней заложены. При ее выполнении уровень образования, уровень научных исследований обязательно поднимутся. Я считаю, что географию абитуриентов надо расширять. Уже сейчас к нам приезжают ребята даже из Краснодарского края.

Ну и конечно, надо улучшать условия быта: строить новые общежития и т.д.

- Вы всё о будущем. Похвалите своих сегодняшних педагогов, вы же сами сказали, что они дают показатели выше среднего по России...

- Несколько поводов к радости. Во-первых, на Севере России, куда ехали люди со всей страны по распределению, сложилась уникальная педагогическая школа. Во-вторых, я считаю, что у нас достаточно грамотно организован процесс повышения квалификации – в нашем регионе есть очень хороший институт повышения квалификации работников образования. В третьих, еще Козьма Прутков писал, что истинное образование дается путем самообразования. И здесь выполняется основная, на мой взгляд, задача школы и другого учебного заведения – не натаскивать, а учить ребенка учиться постоянно. В нашем сложном мире детям все равно придется учиться. В век высоких технологий человек должен быть конкурентноспособным.

- Хотите сказать, что время Ломоносовых не ушло?

- Наоборот, по-моему, это время как раз возвращается. При дальнейшем развитии производства, технологий, высокотехнологичного производства человек просто вынужден будет учиться. Никуда не денешься. И опыт промышленных корпораций нам подсказывает, что нужно не жалеть денег на постоянное обучение работников, на повышение их квалификации. По своему опыту знаю: когда я работал в университете и мы занимались внедрением новых информационных технологий, приходилось и самому ездить, и своих ребят посылать на повышение квалификации, на курсы. Если человек топором рубит деревья, ему не надо каждый год ездить на повышение квалификации. Но если он работает в сфере высоких технологий – это неизбежно. Да, собственно, и на лесозаготовительных работах сейчас многое изменилось – в лес также пришли высокие технологии. Если раньше ремонт лесозаготовительной техники занимал 80 % времени ремонтников и только 20 % - приходилось на диагностику, то сейчас все наоборот: 80 % времени тратится на то, чтобы найти, что сломалось, и 20 % - на устранение поломок...

P.S. А 1 июня от причала Морского-речного вокзала Архангельска отправилось в Арктику судно Северного управления гидрометслужбы «Профессор Молчанов». На его борту работает экспедиция «Плавучий университет». Это уникальный проект, подобных в мире на сегодняшний день нет.

Маршрут следования судна: Архангельск — Шпицберген — Земля Франца-Иосифа — Новая Земля — Архангельск. «Плавучий университет» будет работать сорок дней. В составе экспедиции — ученые и студенты САФУ, представители Северного управления гидрометслужбы, Арктического Антарктического научно-исследовательского института, Океанографического института. Они проведут метеорологические, океанологические, экологические, биологические исследования.

Впервые образовательной площадкой стала сама Арктика. Наша наука и образование возвращаются в полярные широты, имеющие для России стратегические интересы.

Возрождаются традиции Архангельска и земли Поморской: в восемнадцатом веке из Архангельска под руководством капитана Чичагова ушла первая российская высокоширотная экспедиция, программу ее тогда разработал и обосновал Михаил Ломоносов. За экспедицией Чичагова последовали другие.

На каждое место в «Плавучем университете» претендовали 10 человек. Были отобраны 25 самых лучших студентов, аспирантов, магистрантов.

Проект «Плавучий университет» имеет общефедеральное, национальное, патриотическое значение для всей страны: не зря в апреле Владимир Путин вручил архангельскому отделению РГО грант на его реализацию. Было закуплено самое современное оборудование, а судну, еще пару лет назад возившему туристов, после передачи в Северное управление гидрометслужбы присвоен научно-исследовательский класс.

Итогом экспедиции станет научный труд, который планируется издать в сентябре для международной научной конференции по истории исследований Арктики. Ценные научные сведения, которые получат студенты, войдут в государственный фонд данных о состоянии окружающей среды. Организаторы надеются, что проект «Плавучий университет» станет ежегодным и будет продолжен совместно с САФУ, МГУ и Российским гидрометеорологическим университетом.

Беседу вела Татьяна Корсакова 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.