Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Их встречают по одежке

Их встречают по одежке

Скинхеды бывают разные: коричневые, голубые, красные…
Виктория Млада
13.02.2006

Довольно часто скинхедов представляют как субкультуру, хоть и зародившуюся в Великобритании, но широко представленную только в России.

В начале 1960-х, в молодежной среде рабочих районов Британии это был вполне безобидный протест против официальной буржуазной культуры, против калейдоскопа субкультур 1960-х. Подростки из рабочих районов рассматривали этот калейдоскоп, как развлечение состоятельных бездельников. Никакой скин-идеологии у первого поколения не было. Не существовало и общей организации. Бритоголовые объединялись в шайки по территориальному принципу и били всех, кто, по их мнению, являлся "человеческим мусором": азиатских эмигрантов, негров, богатых, верующих, да и просто необычно выглядящих людей.

Вторая волна скин-движения связана с появлением "панк-рока" в Великобритании и его последующим упадком. 1977-1978 годы были кризисным моментом для скинхедов, поскольку значительная часть агрессивно настроенной молодежи примкнула к панкам. Но чем больше панк-движение политизировалось и делало крен в сторону пацифизма, тем большее число людей перетекало из его рядов к скинхедам с их немотивированной и аполитичной агрессией. Пользуясь этим, британские фашистские организации, такие как Национальный фронт и Британское движение, приступили к вербовке скинхедов в свои ряды. Именно так "нацизм" стал проникать в культуру скинхедов.

Понятие "скинхед" в России ассоциируется с неонацизмом и расизмом. Обыватели считают их однородной и сплоченной группировкой. Однако при единообразном внешнем виде, существуют кардинальные различия идеологии некоторых скин-течений.

"Bonehead" ("костяная голова" или "бильярдный шар") – термин, используемый классическими и другими скинами, для обозначения любых "оборотней-скинхедов", придерживающихся расистских или неофашистских взглядов. Именно "костяные головы" являются скинхедами в традиционном русском понимании данного движения. Иначе их называют "коричневыми" скинхедами, скинхедами-неонацистами или ультраправыми.

Первыми в России были именно "коричневые" скины-нацисты. Но с течением времени появились скинхеды, которые придерживаются коммунистической или антифашистской идеологии; в других странах они распространены значительно шире.

В начале 1980-х годов появились "Red skins" ("красные бритоголовые") как противовес разрастанию влияния неонацистов. В середине 1980-х годов группы "красных бритоголовых" возникли во многих европейских странах. Красные скины называют себя коммунистами. Несмотря на использование серпасто-молоткастой советской символики, мало кто из них связан с какой-либо партией. Очень часто в рядах красных бритоголовых присутствуют люди с небелым цветом кожи.

Движение S.H.A.R.P. (Skinheads Against Racial Prejudices) – "Скинхеды против расовых предрассудков" возникло в Америке в конце 1980-х годов. В 1988 году в группах американских скинов, по большей части аполитичных, произошло резкое идеологическое расслоение на скинхедов-неонацистов и всех остальных. Некоторые скины примкнули к Ку-клукс-клану и различным нацистским группировкам.

Существует и "голубая экзотика" (в США есть движение "W.A.G." – "White Aryan Gays" – "Белые арийские Геи"). По данным российских наци-скинов, они не были замечены в крупных акциях.

…Мнение о российских скинхедах как представителях городской бедноты – довольно распространенное заблуждение. В действительности российские скинхеды рекрутируются из двух слоев. В большинстве своем это дети бывшего советского среднего класса, высокооплачиваемых рабочих, инженеров, сотрудников НИИ и КБ, которых "экономические реформы" 1990-х превратили в "челноков", продавцов на рынках и в ларьках, охранников, коммивояжеров, мелких торговцев. Их родители пережили психологическую драму и моральное унижение.

Вторая группа – дети мелких буржуа, мелких и средних торговцев, представителей бизнеса, среднего чиновничьего звена. По результатам социологических обследований начала нового столетия, именно дети российских бизнесменов являются носителями куда более выраженных националистических идей, чем их сверстники из других социальных слоев.

Созданный в ГУВД Москвы после погрома в Царицыно отдел по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних к маю 2002 года поставил на учет свыше одной тысячи скинхедов. Это дало возможность сделать некоторые выводы о социальном происхождении приблизительно одной пятой их части. Около 35% из них живут в неполных семьях. Однако 90% таких семей стали неполными именно в 1990-е годы.

Родители 58% заняты в торговле и ресторанном бизнесе, при этом 22% имеют собственное дело. Еще 22% заняты посредническими услугами, ремонтом, извозом и даже выращиванием цветов. У 21% отцы работают в охранных структурах, у 6% отцы – армейские офицеры, у 12,8% хотя бы один из родителей государственный служащий. Только у 4% один или оба родителя – рабочие, у 3,2% – представители массовых интеллигентских профессий (учителя, преподаватели вузов, врачи, редакционные работники и т.п.).

Количество скинхедов в России начало увеличиваться лавинообразно после ликвидации движения Русское национальное единство (РНЕ) и ухода от дел его лидера А.Бракашова. Как ни странно, баркашовцы были единственной альтернативой скин-движению. Они отвергали большую часть скинхедовской атрибутики (бритые головы, куртки-бомберы, подтяжки, рабочие ботинки, прочая символика), да и в идейном отношении главными своими врагами считали не негров и китайцев, а евреев и выходцев с Кавказа, не коммунистов, с которыми они иногда блокировались, а "жидо-масонских либералов-западников".

Баркашов отчаянно стремился к внешней респектабельности своего движения и его интегрированности в систему власти. Одно время члены РНЕ на общественных началах даже помогали милиции подмосковного города Балашихи. Однако после шума, поднятого столичной прессой по поводу этого события, дружба баркашовцев и милиции прервалась. При РНЕ существовала организация-сателлит "Общество православных хоругвеносцев", в котором состояли наиболее респектабельные молодые и не очень молодые люди. Они сопровождали баркашовцев на политических мероприятиях. Одетые в белогвардейскую форму с хоругвями времен Первой мировой и гражданской войн, а также знаменами "Союза Михаила архангела" и других дореволюционных организаций. "Православные хоругвеносцы" вполне эффективно вовлекали в ряды РНЕ интеллигенцию.

В РНЕ охотно вступали молодые члены казаческих землячеств, составлявшие костяк организации в регионах. Характерно, что среди членов организации были и "славянские язычники" и "православные фундаменталисты", прекрасно уживавшиеся друг с другом.

По некоторой информации, РНЕ изначально контролировалось государством. Поддержка РНЕ структурами правительства Ельцина позволила представить события сентября-октября 1993 года как "фашистский мятеж" (члены РНЕ маршировали перед телекамерами именно для того, чтобы телевидение распространило эти "пугающие" картинки по всей стране).

Как бы то ни было, в конце девяностых РНЕ как массовая организация прекратила свое существование. Баркашов отошел от дел. В этой ситуации бывшие члены РНЕ в массовом порядке начали переходить в ряды скинхедов. Многие из них продолжают соблюдать внешнюю респектабельность, одеваются в "общегражданскую" одежду и носят средней длинны волосы, а преображаются только для участия в "акциях" ("белые вагоны" и т.д.). Это "цивилы", "цивильные скины". Данное ответвление в скинхед-движении является, можно сказать, российским ноу-хау. Таких скинхедов невозможно выявить в толпе, с ними практически невозможно бороться. Одна из наиболее заметных составляющих "цивильных скинов" – все те же "православные хоругвеносцы", которые регулярно устраивают митинги у памятника Кириллу и Мефодию, исподволь агитируя любопытствующих вступать в ряды скинов. Выглядит это так: рядом с памятником несколько "ряженых" в мундирах, с бородами и хоругвями, в пятнадцати метрах от них группа бритоголовых, якобы занятых своими делами.

В результате, "хоругвеносцам" и наци-скинхедам удается дискредитировать российских патриотов.

После распада СССР обыватели столкнулись с весьма сложным явлением, понимание которого затрудняет упрощенная или заведомо ложная его интерпретация в СМИ. Журналисты сводят многообразие субкультуры скинхедов к "фашизму", но это верно только отчасти, и то лишь для незначительной части скинхед-движения, представителей которой к тому же принято называть не скинхедами, а бонхедами.

То, что скинхед-движение представлено в основном националистическими участниками – лишь часть тенденции, возникшей в постсоветский период. Существуют данные, согласно которым уже в 1989-1992 годах можно было говорить о значительном потенциале сопротивления этнонациональной агрессии. А всего за пару лет до этого, в 1990-м более половины населения России осуждало любые проявления неприязни, оскорбительные оценки тех или иных народов. В наибольшей степени настроения терпимости были свойственны жителям РСФСР. Но крах Советского Союза вызвал к жизни более примитивные, архаичные механизмы этнической солидарности. Это не собственно российское явление. Распад прочной государственности везде сопровождался ростом национализма и этнической солидарности. Так было, например, в ГДР.

Преодолеть бытовую ксенофобию может только усиление власти, которая сегодня, по мнению большей части населения, не в состоянии защитить своих граждан. Чувство опасности усиливается из-за недоверия к властным и социальным институтам, не способным защищать интересы населения. Для подростков же особенно важно будет понимание и ощущение того, что атрибутика и внешняя агрессия – лишь модная декларация, за которой часть "молодежных гуру" скрывает собственные бизнес и идеологические интересы, а пассионарность окраин просто используют втемную, привлекая западными фетишами и псевдонациональным колоритом. Только вот за эти изыски молодые люди нередко губят чужие и собственные жизни.



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..