Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Чиновники на содержании

Чиновники на содержании

Существующие в России законы против коррупции не работают
Владимир Большаков
26.12.2007
Чиновники на содержании
Один из вопросов, которые задали журналисты журнала «Тайм» Владимиру Путину, был на российскую «злобу дня»: его спросили, как контролируется коррупция. «Плохо, - прямо признал президент. - Мы плохо решаем этот вопрос и плохо контролируем ситуацию в этой сфере».
Россия традиционно была и по сей день остается одной из самых коррумпированных стран в мире. Известен ответ вельможи императору, который попросил его кратко охарактеризовать положение в России в начале ХIХ века: «Воруют». То же самое можно повторить и сейчас. По данным Генеральной прокуратуры России, 80 процентов отечественных чиновников коррумпированы. В 2006 году они нарушили закон 47.000 раз –брали взятки и злоупотребляли служебным положением.
Почему коррупция так укоренилась в России? Выдающийся русский мыслитель, анархист Михаил Бакунин в своей работе «Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности» писал в конце XIX века, что для правителей любого государства коррупция всегда выступала в качестве средства управления. Государство всегда связано с коррупцией. Коррупция без государственной власти существовать не может. По очевидному мнению председателя подкомитета по борьбе с коррупцией Совета Федерации РФ Мусы Умарова, коррупция получила мощный стимул при переходе страны к рыночной экономике.
Это так.

В XVIII веке при Петре Первом взятки официально рассматривались как законный доход чиновника. В 1992 году, после распада СССР, мэр Москвы Гавриил Попов официально предложил легализовать взятки чиновников.



Ничего не меняется. Все понимают, что с коррупцией надо бороться. Но никому не хочется начинать с себя.
После Октябрьской революции 1917-го большевики начали весьма решительную борьбу с коррупцией чиновничества. И, тем не менее, даже в жесточайшие времена Сталина, когда за взятки могли легко приговорить к расстрелу, коррупция существовала не только в латентной форме. Еще в советское время были люди, обладавшие миллионными состояниями. Естественно, мафиози того периода не могли бы действовать без коррумпированных советских чиновников и милиции, которые были у них на содержании. Если, как говорится, смотреть в корень, то коррупция в России сегодняшней имеет прочные корни еще в России советской. Другое дело, что такого массового характера, как сегодня, она не принимала, а взятки должностных лиц того времени по сравнению с сегодняшними выглядят дешевыми сувенирами.
В коммунистические годы расцвет коррупции пришелся на годы правления Л.Брежнева и М.Горбачева. Попытки Ю.Андропова с ней бороться не увенчались успехом. Своего пика в посткоммунистический период коррупция достигла при Б.Ельцине. Неслучайно такие идеологи и практики рыночных реформ в России, как лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский и премьер-министр Ельцина Егор Гайдар выступали в те годы за легализацию капиталов, полученных преступным путем в годы Советской власти - без этого они не представляли себе успеха приватизации. Неудивительно, что многие нынешние нувориши в России имеют криминальное прошлое, их капиталы нажиты преступным путем.
В 2007 году, в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции», составленном международной организацией «Трэнспэреси интернэшнл», Россия набрала 2.3 балла из 10 возможных и заняла 143-е место среди 180 стран мира, разделив его с Индонезией, Гамбией и Того. Годом раннее РФ занимала 121 место - как видим, Владимиру Путину также не удалось остановить рост коррупции.
По данным заместителя главы Генпрокуратуры Александра Буксмана, уровень коррупции в России сопоставим с казной государства, в 2006-ом ее годовой бюджет оценивался в 240 миллиардов долларов. По другим, независимым данным, сегодня сумма взяток в 2.6 раза превышает бюджет России.
Различают у нас деловую, то есть чиновничью, и бытовую коррупции. Рынок «деловой» в России за последние 4 года вырос в 9 раз, средний размер одной взятки российскому чиновнику составляет 135.8 тысячи долларов. Коррупция процветает и в парламенте России - Федеральном собрании. Так, заместитель спикера Государственной Думы Любовь Слиска два года назад заявила, что на выборах 2003 года места в первой пятерке списка ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским стоили 7 миллионов. Речь, видимо, шла о долларах... В печати не раз циркулировали слухи о стоимости проходных мест в списках коммунистов Г.Зюганова, а также в списках других партий, включая «Единую Россию» и СПС. Назывались цифры от одного до пяти миллионов долларов.

Должность сенатора оценивается в 10 миллионов долларов. Портфель заместителя министра в российском правительстве, считают эксперты по коррупции, «тянет» на 30 миллионов.



Конечно, это приблизительные оценки. Но из материалов следствия известно, например, что одного из аудиторов Счетной палаты пытались подкупить за два миллиона долларов.
По данным «Трэнспэреси интернэшнл» ежегодный объем взяток только в российских судах достигает 210 миллионов долларов. Но, конечно, сумма эта значительно выше, если учесть, что Генпрокуратурой регистрируются только один-два процента случаев получения взятки в России. По «калькуляции» фонда ИНДЕМ, в объеме коррупционного делового рынка исполнительная власть поглощает 87.4 процента, законодатели – 7.1 и судейские – 5.5 процента.
С коррупцией при Владимире Путине стали бороться активнее. Так, в 2003 году было осуждено более 2 тысяч человек за получение взяток и еще 2 тысячи - за превышение служебных полномочий. Но уже с начала 2007-го в стране, по данным департамента экономической безопасности МВД, было выявлено около девяти тысяч преступлений экономической направленности, связанных с фактами получения и дачи взяток. Согласно информации Генпрокуратуры, с января 2007 года выявлено почти 50 тысяч нарушений закона о государственной службе. Большая часть их приходится на коррупцию. В связи с этим возбуждено около 600 уголовных дел. Только с января по октябрь 2007-го, по данным замминистра иностранных дел РФ А.Яковенко, в России зарегистрировано 10 тысяч случаев получения взяток. 80 процентов всего материального ущерба от российской преступности за 2006 год приходится на преступления, которые в структуре преступности составляют 0.4 процента. Это - налоговые преступления, которые выявляются в России.
Одна из основных причин разгула коррупции в России в наши дни - отсутствие необходимой законодательной базы, комплекса жестких законов. Борьбе, которая была бы направлена не только против взяточничества чиновников и разворовывания государственных средств, но и против отмывания «грязных денег», любой легализации преступных доходов и против организованной преступности. Бороться с этими явлениями по отдельности, как показывает практика, в России невозможно. Еще в 1988 году были подготовлены два законопроекта - о борьбе с коррупцией и о борьбе с организованной преступностью. Оба были приняты Верховным Советом РСФСР, но их отклонил президент Б.Ельцин. Впоследствии закон о коррупции несколько раз обсуждался в Государственной Думе. Первый законопроект был внесен в 2001-ом во времена работы Госдумы третьего созыва и с тех пор прошел лишь процедуру первого чтения осенью 2002-го. В последующие четыре года законопроект несколько раз пытались реанимировать…
Все, чего удалось достичь депутатам - это обновить текст законопроекта в октябре 2005-го и внести его в план текущей работы, затем - на осеннюю сессию 2006 года. Были надежды, что закон о коррупции все же примут в 2007 году. В феврале председатель Госдумы, лидер «Единой России» Борис Грызлов заявил, что считает принятие закона о борьбе с коррупцией одной из важнейших политических задач своей партии. Он пообещал: законопроект о борьбе с коррупцией будет обязательно подготовлен и проведен через все инстанции в ближайшее время. Однако Дума четвертого созыва так и не сумела этого сделать до истечения срока своих полномочий…
- России необходим закон о коррупции, - уверен заместитель генерального прокурора, главный военный прокурор России Сергей Фридинский. - Часть связанных с ней статей, например, по злоупотреблениям и хищениям, имеются в Уголовном кодексе.

Но есть преступления, которые в УК даже не упоминаются.



По словам прокурора, «коррупционная составляющая стала прятаться глубже», успешно прикрывается вполне законными процедурами. К примеру, типичное проявление коррупции - проведение тендера среди «нужных» людей. Сюда же можно отнести и лоббирование опять же «нужных» законодательных актов, которые позволяют выстраивать мошеннические схемы и получать за счет государства непомерные прибыли.
С осени 2007 года Совет Европы начал мониторинг России в сфере законодательства, правоохранительной системы и гражданского общества через свою специализированную группу по координации мер борьбы с коррупцией. Поэтому у нас решили ускорить подготовку законов, которые так долго откладывали. Так, 2 ноября, в спешном порядке, были приняты поправки к закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Поправки эти ужесточают контроль над финансовыми потоками. Несколько дней спустя удалось принять в первом чтении еще одну поправку к закону, по которому будут поставлены под контроль все банковские операции на сумму от 600 тысяч рублей и выше. Однако, судя по той буре негодования, которая поднялась вокруг этого новшества, его может ждать та же участь, что и закон о борьбе с коррупцией.
Россия подписала и ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности в 2000 году, Конвенцию ООН против коррупции - в 2003-ем и недавно ее ратифицировала, также подписала и ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Однако в нашем законодательстве с тех пор ничего не реализовано.
Суть Конвенции ООН против коррупции сводится к обязательству государств-участников вести активную борьбу с расхищением своих активов, легализацией расхищенных активов за рубежом, международном сотрудничестве в борьбе с этими преступлениями, арестах и конфискации средств на преступных счетах, возвращении денег в бюджеты тех стран, откуда они были похищены.
Что делаем мы? В декабре 2003 года Россия одной из первых подписывает Конвенцию ООН против коррупции. Но в том же месяце того же года Россия проводит так называемую либерализацию уголовного законодательства, в рамках которой институт конфискации имущества - как вид уголовного наказания - исчезает из Уголовного кодекса. В результате Россия не выполняла взятые на себя международные обязательства, ее судебные власти не имеют возможности ареста счетов. Суды России не могут конфисковать похищенные денежные средства и возвращать их в ту страну, откуда они были похищены. В прошлом году, в связи с принятием поправок в законодательство, связанных с борьбой с терроризмом, по ряду статей УК введена конфискация - но не как вид наказания, чего требуют международные документы.

Главное, институт конфискации в действующем законодательстве не применяется в отношении даже таких преступлений, как мошенничество, кража, разбой, грабеж, подделка документов и фальшивомонетничество.


Имущество лиц, совершивших эти преступления, не конфискуется.
24 ноября 2003 года Владимир Путин подписал указ о создании Совета по борьбе с коррупцией. Начинание было хорошее, совет должен был ежегодно заслушивать доклад генпрокурора и предоставлять президенту отчет о своей работе. В его состав вошли главы всех ветвей власти, включая председателя правительства, обеих палат парламента и судов. «Заседания совета, - говорилось в положении, - проходят по мере необходимости».
Видно, такой необходимости у российских топ-чиновников не было, они собрались всего один раз - 12 января 2004-го. В.Путин предложил избрать председателем совета на ближайшие полгода тогдашнего главу правительства Михаила Касьянова...
5 февраля 2007 года президент ликвидировал совет и в тот же день подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией. Ее поручили возглавить помощнику президента Виктору Иванову. Задача, которую поставил перед ним Владимир Путин, выглядела так: привести российское законодательство в соответствие с международным правом в части, касающейся борьбы с коррупцией.
Когда эта работа будет завершена, сказать сложно. Пока наше законодательство не пополнилось антикоррупционными законами, суды России обходятся статьями уголовного кодекса, в которых прописаны наказания за взяточничество, нецелевое расходование бюджетных средств и внебюджетных фондов, за отмывание грязных денег. В ноябре был арестован заместитель министра финансов С.Сторчак. По сообщению следствия, он пытался, в сговоре с двумя крупными российскими предпринимателями, похитить несколько миллионов долларов из государственного бюджета.
Такого рода разоблачения похвальны. Но успех властей в борьбе с коррупцией, борьбе, которую активно поддерживают все слои нашего населения и все политические партии, зависит от того, захотят ли власти эту борьбу вести систематически и всерьез.

Владимир Большаков - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль – новости»

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..