Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Автомобиль и роскошь

Автомобиль и роскошь

Заметки с Московского международного автосалона
Сергей Канунников,заведующий отделом испытаний журнала «За рулем»
01.09.2010
Автомобиль и роскошь

Москва дождалась настоящего автосалона, по размаху и представительности вполне сравнимого с женевским, парижским, франкфуртским. Значит, это нужно производителям. Ну, а куда они без нас? У нас в России теперь тоже мировые премьеры – ими, в том числе, престижная выставка отличается от заштатной. Вот вам – новые «Бентли» и «Майбах». А для «Мерседес-Бенц СЛ-купе» стоимостью за две сотни тысяч евро – московская выставка и вовсе первая.

Могли ли мои сверстники лет 40, да и 30 назад даже мечтать увидеть живьем «Бентли»? Нам были доступны полуслепые фото в журналах, да Бог весть как попавшие в СССР, часто помятые, затертые проспекты. А уж живьем… Я каждый раз бежал к редким, но на московских улицах все-таки доступным иномаркам, горящими глазами впивался в фонари и молдинги, плющил нос об их стекла. Свято верил при этом, что наши «волги» и «москвичи» не хуже. Ну, или почти не хуже. А станут еще лучше! Пресыщенные если и не роскошью, то доступностью информации, нынешние «тинэйджеры» смотрят на шикарных красавцев уже другими глазами, со знанием дела обсуждают характеристики машин стоимостью сотни тысяч евро…

Правда, Московский международный автосалон стал самым дорогим для зрителей среди европейских автомобильных шоу сопоставимого класса: в выходные дни стоимость билета - 900, в будние дни — 700 рублей.

И все-таки - зачем это зрелище простому смертному соотечественнику, уставшему от повседневных забот о насущном, раздраженного жизненными неурядицами? Журналистам – понятно: для них отведен целый отдельный день. Носятся, собирая пресс-релизы в ярких упаковках, не отказываются от дармового угощения, а затем бегут стучать по клавиатуре компьютера. В общем, зарабатывают на хлеб с маслом. А «простой» народ-то зачем дразнить изделиями, чьи цены не то что в голове, в коллективном разуме не укладываются?

Ирония по отношению к капризам богатеев у многих переходит в сарказмЮ а то и злобу. Бесспорно, такие машины купят лишь немногие заоблачные «они». Хотя, к слову, у нас их значительно больше, нежели в иных европейских странах – потому-то машины и привозят на выставку в Москву.

Впрочем, там, где автомобиль не роскошь уже давно, модели для миллионеров вызывают меньше сарказма. Во-первых, потому, что отношение к тем, кто их покупает, несколько спокойней.

Справедливости ради скажу: индивидуумы эти, действительно, как правило, другие. А, во-вторых, в более сытых странах на автомобиль чаще смотрят не только, как на товар, но и как на плод искусства инженеров и дизайнеров, которые заслуживают уважения, вне зависимости от того, кто его - этот плод - сорвет. А ведь есть еще те самые мальчишки с горящими глазами…

Чтобы понять, на чем завтра выехать на улицу «простому смертному», достаточно отойти два шага от сверкающих иностранцев. Вот, скажем, перспективы отечественных - в традиционном понимании - заводов. Здесь очень родной и знакомый ритм жизни. Обновленный УАЗ загнали на импровизированную гору и окружили симпатичными, улыбчивыми девушками. Но машина-то - не чета горе. Нет, конечно, нынешние 469-й и «Патриот спорт» (производитель почему-то любит, чтобы это писали латиницей, но возьму грех на себя) - очередной шажок вперед. Но уж очень маленький. Бесспорно: полноприводный, большой прочный (не синоним – надежный!) автомобиль за 460 тысяч рублей есть только здесь. А может ли, действительно, современный, удобный, безопасный автомобиль такого класса стоить таких денег? Согласитесь, что-то здесь – не так… Самобытность отечественной конструкторской школы? Давайте не лукавить! По сути, ее, самобытности, никогда особо и не было, а уж сегодня…

Впрочем, пока спрос на такие автомобили есть. И замечательно, что есть предложение! Только спрос сегодня, несмотря на все макро- и микроэкономические сложности, меняется несравненно быстрее, нежели модели с ностальгическими эмблемами…

Через полшага - стенд Волжского автомобильного, то есть ВАЗа. Здесь тоже все солидно, несуетно, неторопливо.

Лет 15 назад для многих покупателей отечественных автомобилей была актуальна тема газового оборудования. Интерес с тех пор поутих: все больше автомобилистов обзавелись импортными машинами и не решаются - правильно делают! - вторгаться в их конструкцию. Впрочем, многие европейские компании держат в запасе модификации, чьи двигатели работают на природном газе. Именно держат – спрос невелик. Вот и на базе тольяттинской «Приоры» сделали такую машину. Правда, сильно подозреваю, что купить ее будет сложно, да и тема не самая актуальная. Такой автомобиль хорошо поставить в ряду более востребованных новинок, которые завтра появятся в магазинах.

Увы, это не относится к давно знакомому всем интересующимся автомобилями более-менее всерьез просторному универсалу – центру экспозиции АвтоВАЗа. Волжскую ладью приладили… да-да, к «Рено-Логан Эм-Пи-Ви» - версии бестселлера российского рынка, уже года два продающейся в Западной и Восточной Европе, включая Украину, Белоруссию и Молдавию. ВАЗ обещает запустить автомобиль в 2012-м. Уверен, к тому времени машина уже переживет модернизацию. Порой, действительно, создается впечатление, что в этой части московского выставочного комплекса время движется по каким-то другим законам. Уходя со стенда ВАЗа, попрощаемся с «Нивой». Нет, с производства ее не снимают! И на вазовском стенде она стоит вовсе не в качестве почетного ветерана, а как серийный автомобиль. Востребованный? Да! Но претендующий ли на место на стенде мирового автосалона? А кстати, какая машина сменит на конвейере 35-летнего ветерана? Что у вас в портфелях, уважаемые вазовцы? Что вы покажете здесь через год, два, три?

Отойдем от родных просторов шагов эдак пятьдесят, чтобы оказаться в мире, где, напротив, спешат. Торопятся вместить столетия в годы. Перефразирую крылатую фразу, получится: «Восток – дело быстрое!».

Даже специалисты не успевают отслеживать все новые и новые модели из Китая. Машина едва появилась у дилеров, а производители выдают все новые и новые модели, не успев еще обеспечить предыдущие запчастями и сервисом.

Интерес к автомобилям из Поднебесной огромен, у них уже появились ярые поклонники и столь же непримиримые противники. Китайские машины следовало бы придумать хотя бы затем, чтобы наши соотечественники упражнялись в остроумии. Конечно, эти автомобили выглядят свежее и интереснее наших, да и оснащены богаче. И цены очень привлекательные, вполне сравнимые со стоимостью вазовских «калин» и «приор», ульяновских внедорожников. Правда, первые восторги уже прошли. Кое-кто, распробовав восточное блюдо быстрого приготовления, смотрит на яркие машины, как правило, до боли напоминающие известные японские и европейские модели, более скептически, чем прежде.

Скучный профессионал стал бы объяснять, что создать современный высокотехнологичный продукт за несколько лет нельзя. Даже если привлечь огромные средства, старательно копировать образцы с самыми уважаемыми эмблемами на решетках радиаторов. Инженерные, испытательные школы, умение отрабатывать и доводить до ума конструкцию не появляются мгновенно, девять беременных женщин не родят ребенка через месяц. Но человеку, особенно российскому, свойственно надеяться на лучшее, он очень часто «сам обманываться рад». Блестящие, сверкающие кузова, нарядные яркие салоны, вроде бы вполне современные характеристики. Где уж тут задумываться о скучной прозе жизни, вспоминать занудливые термины: скажем «падение первоначальной цены», «стоимость владения»?

Впрочем, будем объективны: умение руководствоваться не только чувствами, задумываться о том - как жить (обслуживать, ремонтировать, приобретать запчасти) с купленной впопыхах вещью приобретают все больше соотечественников.

Постепенно приходит и еще одно понимание: современный автомобиль, увы, не может быть баснословно дешевым.

Примитивных мотоколясок без удобств не будет, как войлочных ботинок за три с полтиной, ламповых телевизоров и грибков для штопки носков. Помните, что это такое? Все эти, немудреные, в общем-то, истины не задерживают наиболее информированных посетителей московского салона у стенда иранской компании «Сайпа». Очередную попытку проникновения на наш рынок мало кто воспринимает всерьез. Пусть сначала проявят себя, создадут нормальную дилерскую и сервисную сеть.

Настораживает и чехарда в модельном ряду таганрогского завода: уж больно за многое берутся одновременно. Некоторые совсем недавно широко и громко разрекламированные модели так, по сути, и не дошли - есть сильное подозрение, что и не дойдут - до потребителя. Кстати, некоторые – ничто иное, как китайские модели, снятые на родине с производства.

Куда пойдем дальше? Пожалуй, на стенды известных, уже завоевавших у нас хорошую репутацию марок. «Шевроле спарк», который совсем скоро начнут производить в Узбекистане, имеет все шансы стать полноценным преемником вполне добротного «Дэу матиз». Конечно же, не остается без внимания и «Форд фокус» следующего поколения. И вариация на тему популярного «Рено логан» – пятидверный «Сандеро».

А чтобы посидеть в седане «Фольксваген поло», созданном специально для России и собранном - как, кстати, и нынешние «Пежо 308» - в Калуге, надо постоять на выставочном стенде в очереди.

Ну, а все-таки, зачем простым смертным смотреть на автомобили стоимостью в не самую дешевую московскую квартиру? Зачем моторы в 300, 500 и даже 600 «лошадей»? Предложение определяет спрос. Покупатели таких машин тоже ходят на выставки. К тому же, есть и чуть более сложная, еще шекспировская формула: человеку необходимо лишнее. Дорогущие скульптуры и картины покупают не для того, чтобы они загораживали дефекты обоев. И едим мы, увы, не только то, что полезно. И одевать хотим не только немаркое и то, что гладить не надо. И автомобиль - хоть и не всегда в этом признаемся - хотим не банальный, а выдающийся. Да, хотим! Не купить, так пощупать!

Автосалон - это не только магазин, но и праздник тех, кто интересуется и любит не только машины, но и Автомобиль.

Кто относится к нему, как к произведению дизайнерского и инженерного искусства. Кричащая роскошь, ярмарка тщеславия? Есть, конечно, и это. Но, как и все в мире, простите за банальность, понятия «дорого», «недоступно» относительны. Нынешним мальчишкам, причем даже детям тех, кто покупает «Форды» и «Рено», а отнюдь не «Бентли» и «Феррари» очень трудно представить, что 40 лет назад, влюбленный в автомобили московский отпрыск интеллигентной семьи лишь мечтал, чтобы в ней, семье, появился, пусть и самый дешевый, хотя бы подержанный автомобиль. А уж новенький, сверкающий «Москвич», не говоря о заоблачной «Волге» казались восторженному пацану чем-то космически-заоблачным. А теперь…

Нет-нет, я не владею не только «Бентли», но и «Мерседесом». Но зато я с расстановкой, неторопливо и даже критически осматриваю шикарный «Брабус», придирчивым взглядом оцениваю баснословно быстрый и безумно дорогой «Порше». Да еще при этом и рассуждаю…

По состоянию на начало 2010 года в России числилось немногим более 33 миллионов легковых автомобилей – это пятый показатель в Европе после Германии, Италии, Франции и Великобритании. Средний возраст легковых автомобилей в нашей стране - 12,9 года. Для сравнения: средний возраст легковых автомобилей в Европе составляет примерно 8,5 лет, а в США – 9,2 года.

Средний показатель обеспеченности автомобилями в России составил 233 машины на 1000 жителей, иными словами, на автомобиле ездит почти каждый четвертый. По автомобилизации населения Россия серьезно отстает от стран Западной Европы, где на 1000 жителей приходится 508 автомобилей. По сравнению с Японией наша страна проигрывает еще больше – в Стране восходящего солнца показатель автомобилизации составляет 540 машин на 1000 жителей. А лучше всех обеспечены автомобилями американцы – в США на 1000 человек приходится 776 машин с учетом вездесущих американских пикапов. Гражданам России не достичь таких показателей и через десять лет: согласно концепции «Автопром-2020», к обозначенному году автомобилизация в нашей стране составит 363 машины на 1000 жителей.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.