Правительство пытается сдержать рост цен

Председатель кабинета министров провел совещание на тему «О взаимодействии сельхозтоваропроизводителей, торговых организаций и иных субъектов торговой деятельности». Встреча была посвящена вопросам доступа отечественных сельхозпроизводителей в торговые сети, проблему обсуждали чиновники минсельхоза, минпромторга и минэкономразвития.
Были также приглашены представители крупных торговых сетей и производители продукции: именно они винят друг друга в росте цен на продукты.
За последние полгода в целом ситуация в отрасли кардинально изменилась, отметил, открывая совещание, Дмитрий Медведев. «С одной стороны, доля импортных продуктов на полках магазинов существенно сократилась, и, благодаря курсу на импортозамещение, предложение и спрос на продукты с российскими этикетками существенно увеличился, - сказал он. - С другой стороны, эта положительная тенденция все-таки сдерживается из-за недостаточной развитости структуры сбыта, которая ограничивает даже крупных сельхозпроизводителей, не говоря уже о сложностях для фермеров и других представителей малого бизнеса. В результате аграриям приходится бороться за доступ в торговые сети, соглашаясь порой на не всегда выгодные условия поставок».
При этом, как заметил председатель правительства, люди, конечно, недовольны повышением цен на продукты: «По данным Федеральной антимонопольной службы, наценки в торговых сетях на основной ассортимент социально значимых товаров не превышают 10 процентов, но мы с вами понимаем, что это некая средняя цифра, и она не всегда отражает реальность».
Самое главное, отметил Д. Медведев, это обеспечить баланс интересов для всех участников продовольственного рынка – от производителей до покупателей. «Но, чтобы внутренний рынок продовольствия развивался, одних административных мер недостаточно, - пояснил глава кабинета министров. - Нужно выстроить систему, которая будет обеспечивать стабильную доставку качественных и недорогих товаров к потребителю».
«Хотел бы сразу специально обратить на это внимание, речь ни в коем случае не идет о возвращении к государственному регулированию цен так, как это было в прошлом, - подчеркнул председатель правительства. - Это невозможно». Как он добавил, имеются современные инструменты, которые позволяют менять правила работы на продовольственном рынке, и, в первую очередь, это возможность развития конкуренции. Как он напомнил, большой популярностью у покупателей пользуются сельскохозяйственные рынки, включая кооперативные, и с 2007 года их число возросло практически в 10 раз.
«Что же касается защиты интересов потребителей, есть целый ряд предложений, включая предложения проработать вопрос о возможном внедрении так называемой адресной продовольственной помощи нуждающимся, - продолжил председатель правительства. - Причем субсидироваться должны покупки продовольствия именно у местных производителей. Но, конечно, такое возможно только при пристальном контроле со стороны органов власти и региональных властей, в том числе».
Продавцам и производителям в канун совещания у председателя правительства удалось договориться по многим вопросам, отмечают эксперты. Нерешенной оставалась, в частности, проблема так называемого фальш-маркетинга: никто не может запретить розничным сетям оказывать производителю дорогостоящие услуги, например, продавать исследования рынка, разрабатывать промо-акции. Как сказал корреспонденту газеты «Коммерсант» один из участников Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, «сети взимают с поставщиков плату за информационные или маркетинговые услуги, которые по факту не оказывались».
Цены на продукты питания в нашей стране в 2014 году, по данным Росстата, выросли на 16,7 процента, за январь-февраль и первые два дня марта нынешнего года - еще примерно на 6 процентов. Генеральная прокуратура инициировала проверку крупнейших розничных сетей по всей стране: она прошла 20-23 января и завершилась сотнями дел об административных правонарушениях. После проверки многие розничные сети объявили о заморозке цен на 20 социально значимых товаров сроком на два месяца, но вины своей не признали.
Представители отраслевых союзов поставщиков утверждают, что взлет цен обусловлен ценообразованием в магазинах. «Любой производитель, зная, что ему предстоит отдать сети 50 процентов стоимости товара, вынужден заранее на эти 50 процентов поднять цену, - утверждается в записке, которую один из отраслевых союзов производителей подготовил к совещанию у Д. Медведева. - Поэтому стоимость практически всех пищевых продуктов для потребителей в стране завышена на 20-50 процентов. В результате искусственно разгоняется инфляция, а Россия продолжает оставаться страной рекордно высоких цен».
С начала введения ограничения на импорт сельхозпродукции, с 18 августа 2014 года по 4 марта 2015 года, цены на основные продукты выросли на десятки процентов, говорит источник корреспондента газеты «Коммерсант» в правительстве. При этом, по данным Федеральной таможенной службы, импорт большинства видов сельхозпродукции в 2014 году сократился по сравнению с предыдущим годом: например, продукции животного происхождения — на 42 процента, молочной - на 33, мяса и мясных субпродуктов - на 32 процента. В этой ситуации положение производителей осложняется тем, что сегодня рыночная сила торговых сетей позволяет рознице манипулировать поставщиками и заставлять их соглашаться на свои условия, отмечают чиновники.
Для развития же конкуренции необходимо формировать каналы сбыта, в том числе за счет малых форм торговли, а также продовольственных рынков и ярмарок. Это предложение минпромторга - основной тезис «Стратегии развития розничной торговли до 2020 года». Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе уже находится законопроект о внесении изменений в закон «О торговле». Согласно этим поправкам, вознаграждение, которое поставщик выплачивает ритейлеру за большой объем закупки и плата за маркетинговые, рекламные и прочие услуги совокупно не должны превышать 3 процентов от стоимости закупаемого товара.
«Принятие изменений в «Закон о торговле» направлено на решение проблем функционирования рынка розничной торговли, развитие конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами, защиту интересов как торговых сетей, так и производителей товаров», - говорится в справке, подготовленной к состоявшемуся совещанию.