Медведев заявил об угрозах для России от углеродного налога ЕС
Замглавы Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев собрал совещание, чтобы обсудить интересы России в условиях введения в Евросоюзе с 2025 года углеродного налога. Им будет облагаться продукция зарубежных компаний, произведённая с высоким уровнем выбросов парниковых газов.
Предполагается, что европейцы в следующем году включат механизм в свой закон о климате, а полномасштабное его введение состоится четырьмя годами позднее. В Брюсселе утверждают, что это поможет достичь главной цели, предусмотренной Парижским соглашением по климату, – удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 градусов по Цельсию. Медведев же назвал углеродный налог ЕС «скрытым протекционизмом».
«Этот углеродный налог может резко увеличить конкурентоспособность товаров из европейских стран по отношению к другим государствам. По сути, это такой скрытый протекционизм, правда, под очень благовидным предлогом, который будет мешать доступу наших товаров на рынок Европейского союза. Для российской экономики, с чем, собственно, и связано наше текущее обсуждение, это тоже будет иметь весьма серьёзные последствия. Могут пострадать наши базовые отрасли, такие как чёрная, цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика, и из-за такого трансграничного урегулирования может значительно сократиться потребление и российской нефти, и угля», — указал замглавы Совбеза РФ.
Ссылаясь на оценки Российской академии наук, Медведев подчеркнул, что финансовые потери отечественных экспортёров «будут составлять миллиарды евро». «Эту цифру пока невозможно в полном объёме, конечно, посчитать, но речь идёт об очень значительных выпадающих доходах», – констатировал он.
По его словам, к инициативе европейцев весьма сдержанно относятся в Германии, а также «без восторга» – в США и КНР.
«Подобный механизм, если его вводить без каких-либо ограничений или комментариев, будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая рамочную конвенцию ООН по изменению климата, которая не позволяет использовать меры борьбы с изменением климата для ограничений международной конкурентоспособности. С этим и связано наше обсуждение, чтобы мы понимали, какие меры, прежде всего внешнего реагирования, нам нужно готовить, если всё-таки эта инициатива вступит в силу», – добавил он.
Медведев сообщил, что «в настоящее время правительство разрабатывает правовую основу для регулирования выбросов парниковых газов, в частности, будут актуализированы наши подходы к такой продукции, чтобы они получили признание, в том числе на международном уровне».
«Важно сформировать меры поддержки предприятий и отраслей, наиболее уязвимых от возможных действий наших европейских партнёров. В том числе, предусмотрев средства на реализацию мероприятий по сокращению выбросов парниковых газов и повышению энергоэффективности. И, конечно, в случае введения углеродного налога – обеспечить его соответствие механизмам Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также положениям Парижского соглашения по климату», – подчеркнул он.
В декабре 2019 года Еврокомиссия (ЕК) запустила проект «Зелёная сделка» (Green Deal), нацеленный на переход к более экологичной жизни в Евросоюзе, в рамках которого ЕК намерена представить целый ряд инициатив и законопроектов в ближайшие годы. Переход к экономике с нулевыми углеродными выбросами планируется к 2050 году, однако до настоящего времени нет конкретных расчётов, как именно она предполагает это сделать на практике. Одна из мер в рамках «Зелёной сделки» – введении углеродного сбора на импорт товаров. По мнению европейских чиновников, эта мера уравняет на внутреннем рынке продукцию ЕС, произведённую по высоким климатическим стандартам с минимальными выбросами СО2, и продукцию из других стран, которые используют более дешёвые технологии с высокими выбросами СО2. Именно они, по мнению специалистов, повлияли на темпы глобального изменения климата.
По материалам РИА Новости, ТАСС, «РГ», «Интерфакса», сайта СБ РФ.