Инцидент с подлодкой «Орел»: российские военные опровергли датчан

Информация датских СМИ о том, что атомная подводная лодка (АПЛ) «Орел» при прохождении Балтийской проливной зоны потеряла ход, не соответствует действительности. Об этом сообщил военный источник.
«Сообщения датских СМИ о том, что атомная подводная лодка "Орел" 30 июля при прохождении Балтийской проливной зоны потеряла ход, не соответствуют действительности», – сказал он.
По его данным, АПЛ «Орел» в штатном режиме прошла проливы в составе отряда боевых кораблей Северного флота. «В настоящее время АПЛ "Орел" выполняет задачи по предназначению», – сказал он.
Таким образом, данные датских моряков о российском атомном подводном крейсере «Орел», который временно потерял ход близ датского острова Сейерё, не соответствуют действительности.
«Орел» был в составе российских кораблей, которые возвращались с большого военно-морского парада в Петербурге, прошедшего в конце июля. При проходе через датские воды иностранные подлодки должны следовать без остановки в надводном положении. Их обычно сопровождает береговая охрана Дании, в тот раз представленная военным кораблем Diana. Ее моряки и сообщили о внештатной ситуации с российским подводным крейсером.
С их слов, подлодка остановилась у датского острова из-за проблем с двигателями. «Один из эскортных переходов из Балтийского моря войдет в историю как драматичный и захватывающий, когда у атомной штурмовой субмарины «Орел» класса Оскар II возникли проблемы с двигателем и она намертво встала в водах у острова Сейерё», – сообщили моряки.
По данным датской стороны, подводный крейсер со скоростью полтора узла (2,77 км/ч) стало сносить в сторону острова. Его отделяло от суши около двух морских миль. Датские моряки заявили, что предложили помощь, однако россияне отказались. Российский буксир «Алтай», плывший в той же группе, приготовился отбуксировать «Орел», однако в итоге российские моряки смогли починить подлодку.
Доктор военных наук Константин Сивков назвал возможные причины остановки хода российского атомного подводного ракетного крейсера «Орел». По его словам, это может быть связано с попаданием посторонних предметов в водозабор, ошибкой навигации, наматыванием на винт рыболовецких сетей и прочим.
Как заметил эксперт, потеря хода может быть связана с особенностями Балтийского моря – оно очень многоводно, причем воды там довольно грязные.
«На дне множество накопившихся за долгие годы опасных для подводных лодок элементов, вроде затонувших кораблей, боеприпасов и прочего, – объяснил Сивков. – У крейсеров же есть специальные водозаборники, обеспечивающие охлаждение ядерного реактора. Не исключаю, что какой-то предмет попал туда, спровоцировав вынужденную остановку хода».
Кроме того, по словам Сивкова, есть вероятность, что «Орел» просто шел на предельно малых ходах, пытаясь избежать некой аварии. У таких лодок очень большая осадка и при таком движении его вполне могли воспринять как потерю хода, пояснил эксперт.
«Разумеется, могут быть и другие причины, причем самые разные. Могла произойти расстройка бортовых систем, навигационная авария, повлекшая посадку на мель, засасывание посторонних предметов, приведшее к необходимости очистки, наматывание на винт рыболовецких сетей. В этих случаях движение, действительно, останавливается и ни о каком ходе речи быть не может», – резюмировал Сивков.
Эксперт подчеркнул, что остановка не говорит о низком качестве российской подлодки, о каких-то недоработках. Подобные инциденты происходят регулярно, причем как на российском флоте, так и на американском. К примеру, два года назад, по словам Сивкова, была целая серия навигационных аварий, когда эсминцы сталкивались с гражданскими сухогрузами и танкерами.
«Орел» — подлодка того же класса, что и «Курск», затонувший в августе 2000 года в Баренцевом море. Оба корабля были построены по проекту 949А «Антей» (Oscar-II по классификации НАТО).
По материалам ТАСС, РБК, Lenta.ru