Бастрыкин призвал отменить ЕГЭ и возродить советскую школу образования

«Давайте возродим советскую школу образования. Она была лучшей в мире, это все признавали всегда, и на это должны быть направлены наши законодательные предложения. Отменить ЕГЭ <…> Это просто пытка какая-то для молодежи», – сказал Александр Иванович Бастрыкин, выступая на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека».
Глава СК считает, что советская система – средняя школа, техникум, высшее образование – прекрасно работала. По его словам, нужно восстановить престиж профессорского труда и возродить аспирантуру в лучших советских традициях. Также Бастрыкин раскритиковал учебники по истории и виртуализацию высшего образования, отметив, что так теряется контакт преподавателя с группой студентов.
Ранее он в интервью раскритиковал дистанционное обучение, отметив, что в таком формате материал усваивается хуже, чем в традиционном.
В сентябре в Рособрнадзоре заявляли, что полный отказ от ЕГЭ может привести к снижению качества образования. Кроме того, экзамен востребован как эффективный механизм отбора абитуриентов для поступления в вузы. О том, что ЕГЭ – «это некий уровень вступительных испытаний, билет, где человек демонстрирует возможность учиться дальше», говорил и помощник президента, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Учитель русского языка и права, член профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий раскритиковал предложение Бастрыкина. По его словам, глава СК не является специалистом в области образования, и «непонятно, почему кто-то должен прислушиваться к его мнению».
«Я надеюсь, что никому не придет в голову в этом или будущем году вдруг взять и отменить ЕГЭ. Это произведет такие мучения и для детей, и для родителей, и для учителей, что трясти школу будет лет пять. Наверное, господин Бастрыкин хорошо знает, что такое пытка, но, насколько я знаю, большинство детей, родителей и учителей за последние 15 лет уже привыкли к форме ЕГЭ», – отметил педагог.
В свою очередь, президент России Владимир Путин заявил, что ЕГЭ дает возможность школьникам из регионов поступать в ведущие вузы страны. При этом он назвал критику в адрес системы справедливой. Он отметил, что ЕГЭ модернизируют. В частности, при поступлении применяется и смешанная система.
Эксперты предложили вместо проведения экзаменов в формате ЕГЭ оценивать российских школьников по текущей успеваемости. Член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук Сергей Комков считает, что при выставлении среднего балла также следует учитывать все достижения ученика в различных областях: конкурсы, викторины, творческие работы.
Учитель России, кандидат психологических наук Александр Снегуров также предложил другой формат оценки обучения школьников: учет результатов контрольных и диагностических работ, итоговых сочинений, участий в конкурсах, олимпиадах. Как он полагает, это повысит мотивацию к образованию, причем не однобокому, как в настоящее время, а всестороннему.
«Пускай даже ЕГЭ остается как одна из форм аттестационных работ. Но этот экзамен не должен быть единственным. Ведь в итоге мы видим, как все больше людей утекает из школ, переходят на очно-заочное обучения, игнорируя якобы ненужные им предметы в пользу посещения бесконечных репетиторов и подготовки к ЕГЭ на дому. И так школы скоро просто опустеют», – отмечает Снегуров.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке (фракция КПРФ) Олег Смолин в свою очередь предложил предоставить детям право выбора: сдавать ЕГЭ и внутренние вступительные в вузах либо написать сочинение и пройти устный экзамен. Такой способ проверки знаний поспособствует поступлению абитуриентов в творческие вузы, считает эксперт.
В июне глава Минпросвещения России Сергей Кравцов высказался о планах заменить ЕГЭ, отметив, что министерство готово рассмотреть альтернативные механизмы оценки знаний школьников. «Если кто-то предложит другой механизм оценки знаний школьников, объективный, самое главное, независимый, то мы его, конечно, с удовольствием будем рассматривать и обсуждать», – сказал он.
В мае SuperJob проводил опрос, в ходе которого выяснилось, что за отмену ЕГЭ выступают 68% россиян. Еще 16% жителей страны считают такую оценку знаний правильной.
Те, кто проголосовал против ЕГЭ, отмечали, что в процессе подготовки школьников учат решать только задачи определенного типа, в то время как знать и понимать предмет нужно шире. Те, кто положительно отнесся к единому государственному экзамену, подчеркнули, что такая форма аттестации помогает минимизировать случаи коррупции, а также дает возможность сравнивать уровень образования в разных школах и позволяет талантливым учащимся из регионов поступать в крупные вузы.
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что В России вряд ли полностью откажутся от Единого государственного экзамена к 2030 году, однако он изменится в связи с цифровизацией. По его словам, в ближайшем будущем экзамен будет приобретать новые формы.
Формат ЕГЭ будут менять с 2022-го по 2024 год. Осенью на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» обещали опубликовать документы, которые установят содержание и структуру КИМ ЕГЭ 2022 года. Эти нормативы позволят школам сформировать нужные навыки и умения у обучающихся на уровне среднего общего образования в соответствии с предметными требованиями, включенными во ФГОС среднего общего образования.
По материалам РИА Новости, ТАСС, Lenta.ru