Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 сентября 2022
Виталий Суслин: «смотрящий за провинцией»

Виталий Суслин: «смотрящий за провинцией»

Беседа с одним из самых молодых кинорежиссеров, снимающим все фильмы на своей малой родине
14.09.2022
Виталий Суслин: «смотрящий за провинцией»

Героями своих картин режиссёр часто делает местных жителей, а его сценарии основаны на фактах из их жизни. Так, в 2017 году признание жюри «Кинотавра» и Гильдии кинокритиков снискала картина про пастуха Ивана Лашина, которого обманули мошенники, навесив на него несколько кредитов.

Почти все фильмы Суслина отмечены призами отечественных кинофестивалей, снимает он их в Нововоронеже (Воронежская область), а делает на «Мосфильме». Режиссёр никогда не согласится назвать «маленьким человеком» своего героя, хотя у некоторых из них и наблюдается прямое сходство с тем же Акакием Акакиевичем Башмачкиным из гоголевской «Шинели». Говорит: «Я вообще вижу родство между всеми людьми, независимо от национальной и расовой принадлежности. Рассказываю истории только про тех, кого люблю или пытаюсь полюбить». Суслин считает, что любое произведение искусства, даже самое скромное, должно давать человеку надежду, силы и веру в себя.

Мы встретились с ним на прошедшем недавно 44 Московском международном кинофестивале, на котором с большим успехом прошел его фильм «Верблюжья дуга». Он о сапожнике, который пишет мемуары, и мечтает увидеть верблюдов у Красного моря. Но никто его не понимает. Это шестой фильм выпускника вгиковской мастерской Карена Шахназарова и Олега Шухера.

Разговор начался с того, как он находит актёров для таких необычных героев своих фильмов. Режиссёр, как всегда, немногословен:

– Трудно объяснить. Дело не в актёрах, а в импульсе, который возникает, когда видишь человека, чувствуешь, что тебе хочется его снимать. И просто влюбляешься в него.

Вы часто работаете с непрофессионалами, так, в роли участкового в «Папье-Маше» у вас снимался полицейский Юрий Сидоров. Откуда это желание?

– Есть роль, ты ищешь на неё исполнителя, и неважно, кто это будет, актёр или человек, не имеющий отношения к этой профессии, к кинематографу. Главное – личность. Когда находишь её, то не нужно ей мешать раскрыться, человек сам всё сделает, ему просто нужно немного помочь. Главное, и ему и тебе должно быть интересно. Что касается Юрия Сидорова, то у него, была мечта, он хотел стать актёром, но, к сожалению, обстоятельства сложились иначе. Теперь навёрстывает упущенное, он очень одарённый человек.

А чем интересен Иван Лашин, реальный персонаж со своей историей, снявшийся у вас уже в нескольких фильмах?

– Иван как ребёнок – умеет удивляться этому Миру, несмотря на весь негатив, происходивший в его жизни.

Мошенников, кстати, не нашли?

– Нет, не нашли. Да ему это было и не важно. У него есть редкое качество – он быстро забывает обиды. Иван выплатил долги, перебрался в город, работает дворником. Получает свою зарплату, чувствует, что он нужен на своём месте. Сейчас его жизнь обрела смысл.

Как вы относитесь к тому, что вас объявили «главным смотрящим по провинции»?

– Каждый вправе говорить то, что думает. Главное, чтобы это было от чистого сердца.

То есть, вас такая роль не напрягает?

– Размышление думающего человека всегда ценно. Критика должна быть с любовью. Когда кто-то хочет ругаться, возвысить себя за счёт другого, это неверно. Размышления должны быть искренними.

К вам как к «эксперту» по провинции подходят люди с разговорами?

– Я люблю встречаться с людьми, узнавать их судьбы, мечты. Дороже живого человеческого общения ведь ничего не существует.

Сильно ли изменилась провинция с 90-х начала нулевых, на ваш взгляд?

– Жизнь стала комфортнее в результате технического прогресса, в другом – всё схоже. Проблема в том, что это внешнее развитие немного даёт для души.

Что самое главное поняли вы о жизни провинции, чем дорожите, чего опасаетесь, есть ли риск, что и провинция в России так же рухнет, как рушатся города, с точки зрения морали и нравственности?

– В провинции бесценна тишина, которую редко встретишь в мегаполисах. Какая бы ни была великая империя, большие города, – рано или поздно всё рушится, если человек идёт не по тому пути. Вспомните Содом и Гоморру. Главное сохранить в себе человека, а природа останется такой, какой была, человек не сможет её погубить, она всё равно очистится и в мгновения переродится.

В романе Маркеса «Сто лет одиночества» есть прекрасный образ проявления силы Природы, да и про Всемирный потоп не стоит забывать. Провинция – человеческий термин. У Природы нет провинции, у неё всюду Столица. Это мы придумали: там город, здесь деревня, село, а у Природы… периферии нет.

Вы говорили, что когда раньше приезжали снимать кино в деревню, все прибегали, помогали, а сейчас мимо проходят, о чём это говорит?

– Люди просто привыкли. Вспомните, с каким удивлением смотрели они на фотоаппарат и кинокамеру на заре их появления. Взгляните на снимки начала XX века, какие лица! Сейчас у каждого ребёнка в деревне есть смартфон. Поэтому когда приезжают люди с кинокамерами, которые чуть больше, чем их гаджеты, им это не особо интересно.

Вы сказали как-то, что современное молодое поколение находится в квадрате Малевича. Что вы имели в виду?

– Мы находимся в замкнутом пространстве. Когда человек стоит без смартфона в руках, он может обернуться на 360 градусов, а когда у него главный объект внимания находится в этом прямоугольном квадрате, он видит только то, что ему показывают. Все четыре стороны Света по-прежнему есть, но они ему недоступны. Сейчас ведь с самой колыбели дети держат в руках такие погремушки, которые как бы заменяют им всё, вот только это тонкий обман.

Есть ли способ отвлечь людей, и детей в том числе, от этих «прямоугольничков»?

– Мне кажется, только семья может повлиять на ребёнка. Невозможно быть свободным от прогресса. Просто у ребёнка должно быть что-то гораздо более интересное, что скрывается в простых вещах. Задача родителей и педагогов показать эти вещи, но они сами часто находятся во власти этих геометрических фигур. Главное, сам человек должен захотеть первозданной свободы, а помощь обязательно найдётся.

Вы могли бы назвать режиссёров, на которых ориентируетесь?

– Мой любимый режиссёр – Александр Сергеевич Пушкин. Для меня «Евгений Онегин» – один из лучших учебников по режиссуре.

То есть, живи Пушкин в наше время, он что-нибудь бы снимал?

– Снимать или писать – одно и то же. Ты просто рассказываешь истории. Александр Сергеевич прекрасный рассказчик.

Вы учились в мастерской Шахназарова, каков Карен Георгиевич как педагог?

– Строгий, требовательный, неравнодушный. Мне посчастливилось быть у него ассистентом на больших картинах, а это очень важный опыт. Одно дело – школьная скамья, другое – производство.

Как сложились судьбы выпускников?

– Многие снимают. Но главное, что в нашей мастерской сложились супружеские пары, у которых родились дети.

Вы ассистировали Карену Георгиевичу на съемках «Анны Карениной», признайтесь, рождается ли в мужчинах сочувствие к Анне?

– Ну, конечно, рождается, иначе роман не жил бы столько лет.

Знаю мужчин, которым категорически не нравится роман.

– Невозможно всем нравиться. В том-то и прелесть, что один любит печёные каштаны, а другой печёную картошку.

Как, по-вашему, выжила бы Анна в современном мире?

– Сейчас на такую историю никто и внимания не обратил бы: полюбила другого, ушла от мужа... Теперь удивляешься больше тому, как это люди счастливо долго живут в браке. Современное общество скроено по другим лекалам, исповедует другие ценности. То, что было прежде публично недопустимо – легко позволяется.

В Воронеже, во время ссылки в 1934-1937 годах, написал цикл «Воронежские тетради» Осип Мандельштам, думали ли вы про фильм о поэте?

– Думал. Надеюсь, когда-нибудь получится.

Расскажите, как вы придумываете такие необычные названия для фильмов: «Голова. Два уха», «Седьмой пробег по контуру Земного шара», «Верблюжья дуга»?

– Каждая история подсказывает сама для себя название. А я просто улавливаю ее суть.


Беседу вела Нина Катаева

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
23.09.2022
Валерий Панов
В Донбассе начался процесс воссоединения Русского мира.
Фоторепортаж
23.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Женской городской моде посвящен новый проект Государственного Исторического музея.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.