Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Талант, не ведавший пределов

Талант, не ведавший пределов

К выходу в свет книги «Борис Французов и его время».
Елена Пустовойтова
23.10.2018
Талант, не ведавший пределов

Он вернулся книгой. Вошел в полный зал Владимирской научной библиотеки, где собрались те, кто его любит и помнит, и, как это бывало всегда, заговорил о том, что Родину любить – это пронзительно больно. Он именно так ее любил. И именно так вживлял эту любовь и боль в холодную пластину из цинка, тонкой иглой нанося на нее нервную ткань, оживляющую будущий офорт...

Тем, кто пришел на встречу с мастером в библиотеку, он очень по-разному знаком. Искусствоведу Виктору Калашникову – как мастер, работы которого сегодня вы увидите в Третьяковской галерее, в Русском и Пушкинском музеях, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике; мастер, работавший в технике линогравюры, гуаши, акварели, пастели, но поднявший на вершину художественной выразительности именно офорт, который в его исполнении получил все свойства графической картины. Художнику ЮриюТкачеву – как учитель, как товарищ по цеху и друг, ставший частью его творческой жизни и жизни вообще. И именно поэтому Юрий отдал всего себя сначала идее издания книги «Борис Французов и его время», а затем и весь пыл души – на ее рождение… Книга вышла в свет. Издала ее при поддержке областной администрации Владимирская областная научная библиотека, в стенах которой и состоялась первая с ней встреча.

Безусловное достоинство книги «Борис Французов и его время» в том, что творческий коллектив, работавший над ней, создал нечто большее, чем книга памяти мастеру офорта.

Так же широко, как глядел на мир сам Борис Французов, издатели сумели показать читателю и географию творческого поиска художника, и его особое место в русской живописи, и калейдоскоп событий его жизни, и значение его личности в судьбе владимирских художников, вместе с ним переживавших очередную российскую смуту девяностых годов.

в конец текста.jpgПотому книга и стала широкой панорамой российской жизни в ее переломный момент, знакомой каждому из нас, на особицу пережитой, но и хранящей все главные приметы меняющейся парадигмы России.

Книга полна воспоминаний о нем (авторов – не один десяток), но приложи к книге еще печатный лист, – и он не остался бы пустым, без добрых слов памяти об этом человеке. Тут ценно все. И мудрое проникновение в ушедшую эпоху Виктора Калашникова: «Время Французова, как, впрочем, почти всегда в России, замысловато соединило величие достижений, фарс человеческой ограниченности и трагизм бытия». И задушевное слово епископа Александровского и Юрьев-Польского преосвященного Иннокентия: «Мы все как бы подступили к дверям Храма, к воротам «Оптиной пустыни» – и буквально, и в более широком смысле, подошли к порогу своего спасения, принеся с собой кто что имел… Далее начинался трудный путь. Борис Французов принес к этому порогу и положил у него многое… – все свое творчество, всю свою жизнь».

Или вот: «Мы вламывались к нему часто без предупреждения, заполняли все пространство мастерской, пользовались его материалом, пили его кофе, съедали все плюшки, которые пекла для него Юль Николавна. И Французов все это терпел… Время, проведенное с Французовым, было очень полезно для нас. Мы не столько учились рисовать – мы учились думать и учились жизни художника», – это художник Юрий Ткачев. Но в мастерскую к нему «вламывались» не только художники – ее двери никогда не запирались, если он был внутри. Вламывался и владимирский поэт, директор Владимирского ГТРК Андрей Филинов: «…Теперь всем стало ясно, что картины Бориса Федоровича – это материальное воплощение той великой красоты и силы его духа, которые столь властно притягивали к нему людей – как братьев по цеху, так и тех, кто никогда не держал в руках карандаша или кисти».

А вот тонкое и нежное воспоминание жены Юлии Николаевны: «Родные рассказывали, что, когда дедушка с бабушкой, узнав о смерти невестки, приехали в Камешково за внуком, они обнаружили двухгодовалого ребенка в остывшей русской печке. Сидит чумазый, голодный, дрожит от холода и не плачет. Завернули в тулуп и повезли в деревню Зауечье. И ведь вырастили. Как в свое время собственных семерых, двое из которых, Александр и Федор, погибли в Отечественную».

Чего тут больше – маленькой жизни художника или большой жизни страны – разделить трудно. Сам Борис Французов никогда не делил.

О Юлии Николаевне Французовой никак нельзя мимоходом. Это она –вдохновитель и бессменный руководитель Фонда Бориса Французова, которому прямо во время презентации книги вручили диплом Российской академии художеств за значительный вклад в развитие искусства. Это она –главный нерв ежегодных «Французовских чтений» и пленэров «На Камешковской земле – малой Родине Бориса Фёдоровича Французова»… Собственно, и сама книга – во многом плод ее труда.

Всякое искусство – условная вещь. Безусловным остается только то, что Александр Сергеевич Пушкин оставил нам как завет: «И долго буду тем любезен я народу,//Что чувства добрые я лирой пробуждал». Это как раз о Борисе Французове. Только благодаря этому врожденному пушкинскому дару стало возможно явление Бориса Французова в русской живописи, которое народный художник России, профессор Сергей Гавриляченко определил так:

«В зрелости офортная игла Французова не знала технических пределов. Ей оказался подвластен не только свет, но и цвет… Русское искусство долго ожидало мастера, способного и рассудочную графику обратить к тончайшей цветовой гармонии».

При этом не чуждый тяги к прекрасному читатель найдет на страницах этой книги много чудесных открытий не столько в теории живописи или искусствоведении, сколько в широте и глубине влияния искусства, в том числе искусства графики Бориса Французова, на формирование души. Ему помогут в этом искренние и добрые наставники, потрудившиеся над «Борисом Французовым и его временем».

…Наверное, есть некоторая неточность в том, что Борис Французов вернулся к нам своей книгой. Ведь из характера события во Владимирской научной библиотеки и числа ценителей его таланта следует, что он и не уходил от нас никогда. Мне кажется, эта мысль точнее и правильнее отражает секрет большого искусства: «Кажущееся движение времени для людей, – прочитаете вы в эпиграфе, – происходит благодаря памяти… Для Бога нет мертвых. Для высокого истинного искусства тоже нет мертвых… Время – категория нравственная». Так говорил он сам.

Елена Пустовойтова – член Союза писателей России

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..