Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Камертон Бориса Французова

Камертон Бориса Французова

Выставка во Владимире стала событием в художественном мире
Михаил Язынин
28.10.2015
Камертон Бориса Французова

В Центре пропаганды изобразительного искусства старинного города Владимира с 16 октября до начала ноября работает художественная выставка «Продолжая традиции», посвящённая 75-летию со дня рождения знаменитого графика, заслуженного художника России Бориса Фёдоровича Французова (1940-1993).

 Представивших на выставке свои работы друзей, учеников и единомышленников мастера уже более 20 лет объединяет «Фонд Бориса Французова». Фонд поставил своей целью пропагандировать в ХХI веке принципы русского реалистического искусства. Ушедший из жизни более 20 лет назад Борис Федорович Французов (на фото) причисляется современными искусствоведами к разряду классиков, определивших этапы развития русского изобразительного искусства. Он – непревзойдённый мастер офорта, умевший чёрно-белым штрихом передать цвет и – свет.

«Мир, в котором мы живём, – прекрасен, – говорил он. – Прекрасно всё: люди, громадная скульптура поверхности Земли, ветер, трава, вода, смена времён года – всё, всё… Но самое прекрасное и загадочное – свет, который везде, и в нас тоже».

Так объяснил сам автор природу просветлённости своего творчества...

Бездонным источником его вдохновения, прежде всего, была малая родина, деревенские пейзажи Владимирской земли. Графика, линогравюры, офорты – над одной такой работой художник мог работать неделями. Б.Ф. Французов придавал своим графическим листам полноценное картинное звучание. Тональное единство и пластическая цельность его работ, композиционная полнота, достоверность образа и совершенство изобразительного языка, удивительная светоносность и цветность чёрно-белых офортов художника воплощают идею гармонии мира. Работы Французова представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, других художественных галереях России и зарубежных собраниях.

«Работаем в этой традиции, реалистической, и пытаемся как-то немножечко держаться этого направления, чтобы нас другие течения не сбили, – говорит один из основателей «Фонда Бориса Французова» заслуженный художник России Юрий Ткачёв. – Французов это такой вот для нас «маячок».

Все они не просто соратники, но и настоящие друзья, продолжающие вечную и по-прежнему современную тему русского реализма. Более сотни представленных на выставке «Продолжая традицию» живописных, графических и скульптурных произведений самого Бориса Французова, Елены Безбородовой, Сергея Гавриляченко, Валентины Гилазутдиновой, Михаила Изотова, Виктора Калашникова, Николая Короткова, Юрия Мокшина, Андрея Мочалина, Юрия Ткачёва зримо доказывают: реализм не умер, сегодня он актуален, как никогда. А традиция даже в наше время — не мёртвая устаревшая схема, которая была когда-то, а именно живая, развивающаяся, питающая всё новых творцов сила.

Виктор Калашников, кандидат искусствоведения, представивший на выставке в качестве живописца свои этюды маслом и акварели, считает: «Авторы выставки "Продолжая традиции" должны быть отнесены именно к классической линии отечественного искусства, ценившей всегда ясность изложения, основанной на синтезе профессиональной аналитичности и одухотворенного переживания. Не прячущейся за причудливыми масками стилизаторства, но открытой восприятию самых разнородных проявлений жизни».

На выставке «Продолжая традиции» особенно ярко, и впервые в таком контексте, прозвучали 12 работ в бронзе единственного здесь скульптора – заслуженного художника России Елены Безбородовой. Несколько лет назад она стала автором мемориальной доски, установленной на стене дома, где находилась мастерская Бориса Французова, сейчас ставшая его мемориальным музеем. На этот раз Елена своим творчеством органично вошла в круг «французовцев». Это закономерно, ведь особенность творчества Безбородовой – национальные корни, и конкретно – особая пластическая цельность, безусловная одухотворенность, созерцательность, характерные для русского искусства. Вроде бы обыденно, но очень выразительно выглядит её скульптурная группа "Переславские ребята" (простые подростки в свитерах и кирзовых сапогах). Аристократичен – с акцентом на изящество и силу знаменитых рук – портрет Сергея Рахманинова.

«Основная задача художника – способствовать развитию бессмертной человеческой души, – уверена Елена Безбородова, – Борис Фёдорович Французов всем своим творчеством подтверждает эту идею. Ну и я стараюсь, в меру своих сил».

Профессор, народный художник России Сергей Гавриляченко впервые выставляется во Владимире, но с «Фондом Бориса Французова» сроднился давно.

«Именно вокруг таких имён сосредотачивается русская культура, именно подлинная, национальная, с любовью к другим наследиям то, что рождено русской землёй, её неприкаянностью и неприхотливостью, – считает он. – Это художники, которые не любили внешнее, не любили эффектное и картинное. Искали вдохновение вот в неприхотливости, в этих тончайших переживаниях...».

Ближайшие друзья Бориса Французова: Валентина Гилазутдинова с «фирменными» натюрмортами из старинной утвари и сухоцветов, Народный художник России, профессор Михаил Изотов – даже в городских пейзажах отводящий главное место зелени природы, заслуженный художник России Юрий Ткачёв, работающий как и сам Французов в технике чёрно-белого офорта, продемонстрировали как совершенно по-разному можно развивать все грани реализма, которые сам Борис Федорович успешно сочетал или чередовал в своём творчестве.

«Борис Фёдорович любил своё дело, любил людей, любил землю, на которой он живёт, особенно малую свою Родину, Россию, конечно. – отметила Юлия Николаевна, вдова художника, глава «Фонда Бориса Французова» – Это самое главное, чем он остался, что принял от других поколений и то, что будет всегда, вечно продолжено. Он был бы рад, что горячо любимый офорт продолжает жить, он не ушёл!.. И вот в работах, например, Юрия Ткачева офорт представлен так, что тут чувствуется традиция, но по-своему».

И как будто те же самые, но совсем иные церкви, баньки, перелески и пруды – на работах владимирцев Юрия Мокшина и Андрея Мочалина. И народный художник России – давно москвич и член Академии художеств – Николай Коротков здесь абсолютно свой, изображает ли он крестьянские крынки и медные самовары или – парадную комнату в доме Пушкина.

Живая и многообразная выставка доказала – творчество знаменитого владимирского графика и сегодня камертон для современного реалистического искусства.

А искусство не может и не должно существовать без традиций, главное, чтобы они были живыми. Для этого и состоялась эта замечательная выставка, а диалог художников, искусствоведов и писателей был продолжен – в рамках круглого стола на тему «Классическая традиция сегодня», на котором вдумчиво и остро были обсуждены многие проблемы современного реалистического искусства.

«Творчество А.В. Венецианова, А.А. Иванова, А.К. Саврасова, В.И. Сурикова, Б.Ф. Французова даны нам как камертон, – отметил профессор, народный художник С.А. Гавриляченко, – что-то в тебе начинает звучать тоньше. Они как щит и опора, помогают и поддерживают в минуту сомнения и слабости. Означенный ими путь кажется порой невыносим… Но только на нём возможны новые приращения совершенства».

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.