Певец эллинской красоты
Великий русский итальянист и историк искусства Павел Муратов назвал жизнь Винкельмана подвигом, а его отношение к древнему искусству «глубоко жертвенным». Не зря до сих пор в крупных археологических центрах Италии и Греции отмечают «День Винкельмана», а в Новом Эрмитаже в Петербурге его статуя занимает почетное место.
Древняя Греция давно стала для мира примером идеального государственного устройства, гармоничных отношений человека с природой, свободного развития личности и духовного и физического совершенствования.
Сегодня мы знаем о Древней Греции гораздо больше, чем знал о ней ученый. Однако его непреходящей заслугой стало то, что он создал первый образец научной истории искусства, начав рассматривать не отдельные произведения, а искусство в целом – в его развитии, расцвете и упадке.
В рамках празднования 300-летия со дня рождения и 250-летия со дня смерти выдающегося немецкого историка искусств и археолога Дом-музей Винкельмана в его родном городе Штендале и Германский археологический институт подготовили обширную программу. В ней особое место заняла выставка в Капитолийских музеях, посвященная связям ученого с Вечным городом.
Можно сказать, что Рим для Винкельмана стал той своеобразной «родиной души», где он в полной мере нашел себя и смог реализовать свои таланты в изучении и осмыслении античного искусства. По случаю выставки в Капитолийские музеи из Лувра вернулись те произведения искусства, которые ученый мог видеть во время своего пребывания в городе, но которые позже были экспроприированы вторгшимся в Италию Наполеоном. Экспозиция знакомит с прижизненным изданием трудов Винкельмана, служивших путеводителем для путешественников, которые открывали для себя античные шедевры Рима. А многочисленные гравюры и картины известных художников, таких как Джованни Баттиста Пиранези, Джузеппе Вази или Юбера Робера, воссоздают тот образ Вечного города, в котором проводил свои исследования Винкельман.
Особенно интересно видеть портреты аристократов разных стран, запечатленных, по моде того времени, на фоне римских развалин и античных монументов. Моде, в формировании которой не последняя роль принадлежала именно немецкому ученому.
Недолгая жизнь самого Винкельмана является ярким примером того, как человек самого скромного происхождения благодаря своим незаурядным природным способностям и стремлению к образованию не только добился вершин в своей профессии, но и повлиял на умы передовых представителей своей эпохи.
Иоганн Иоахим Винкельман появился на свет 9 декабря 1717 года в городе Штендале в Саксонии-Анхальт в семье сапожника. Несмотря на крайне скудные материальные средства, он сумел окончить гимназию и посещать различные университеты, изучая богословие и медицину, в то же время все больше увлекаясь античным искусством.
В 1748 – 1754 годах Винкельман служил библиотекарем в доме графа Бюнау, что позволило ему познакомиться с идеями французских и английских просветителей и изучать самую большую в Германии коллекцию древностей, находившуюся в Дрездене. Однако его мечтой было попасть в Рим, где сосредоточены основные коллекции эллинского искусства, известные по копиям. Винкельман начал переговоры о месте библиотекаря кардинала Пассионеи, важного церковного прелата и эрудита. Для того, чтобы занять эту должность, ему пришлось даже перейти из лютеранства в католичество.
В ноябре 1755 года, получив небольшое денежное пособие от короля Саксонии, ученый приехал в Рим, где сразу сблизился с живописцем Антоном Рафаэлем Менгсом, разделявшим его увлечение античностью. В доме художника рядом с церковью Тринита дей Монти на вершине Испанской лестницы он проводит много времени, а в остальное время гуляет по городу, знакомясь с его достопримечательностями, или работает в библиотеке кардинала Пассионеи, которая насчитывала 32 тысячи томов.
Винкельман внимательно осматривает коллекции Капитолийских музеев, открывшихся в 1734 году, куда был бесплатный вход для художников, исследователей и римских граждан. Он посещает Бельведер в Ватикане с выставленными в нем статуями и виллы Медичи, Боргезе и Людовизи, в которых хранились ценные художественные коллекции. Эпохальным в его судьбе стало знакомство с кардиналом Алессандро Альбани, владельцем одного из лучших в Риме частных собраний античности, часть из которого пополнила собой Капитолийские музеи. Винкельман был не только его служащим, но и другом, и интересным собеседником, с которым кардинал любил поговорить, гуляя по дорожкам своей виллы.
Благодаря кардиналу Альбани ученый получил доступ к работе с редкими рукописями в Библиотеке Ватикана. Его слава историка искусств и археолога, присутствовавшего при раскопках Геркуланума, Помпеи и Пестума, постепенно росла. Позже он становится «суперинтендантом древностей в Риме», на выставке представлены подписанные им разрешения на вывоз произведений искусства, что зависело только от него.
Любимыми скульптурами Винкельмана были Антиной из Капитолийских музеев, Аполлон Бельведерский и Лаокоонт из музеев Ватикана, которые он считал наивысшими достижениями античного искусства. В главном труде своей жизни, «Истории искусства древности» (1763 г.), он утверждает, что главной задачей изобразительного искусства должно быть прекрасное, а в его основании лежат «верность пропорций, благородная простота, спокойное величие и плавная гармоничность контуров».
Превосходство греческого искусства того времени над искусством других народов он приписывал влиянию «отчасти климата, отчасти государственного устройства (демократии), но не менее того и уважения греков к художникам».
Его идея, что расцвет искусства тесно связан с местом и со средой, в которой живет и творит художник, а главное, с его внутренней свободой, нашла свое продолжение в трудах Гете, Гельдерлина, Шиллера, Шеллинга и повлияла на формирование скульпторов Кановы и Торвальдсена.
Благодаря трудам Винкельмана в европейском обществе с новой силой разгорелся интерес к античности, давший поразительные плоды в живописи, скульптуре и архитектуре, известные как направление классицизма. В Россию классицизм проник при Екатерине II и распространился во второй половине XVIII – начале XIX вв., преобразив облик русских городов. В обществе начали преобладать идеи служения Отечеству и ценности человеческой личности вне зависимости от сословных рамок.
…Винкельман мог бы сделать гораздо больше, если бы его жизнь не оборвалась самым трагическим образом. 8 июня 1768 года в гостинице в Триесте он был смертельно ранен при попытке ограбления незадолго до этого выпущенным из тюрьмы преступником, который сумел втереться к нему в доверие...