Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
Восточный национальный проект

Восточный национальный проект

Выроботка исторической стратегии переходит в область практики
07.12.2005

Состоявшийся в Москве экономический форум "Россия и Индия: стратегическое партнерство в XXI веке" стал реальным фактором активизации международных связей двух наших стран. В частности, он взял на себя функцию информационного обеспечения значительной части деловых контактов.

- Перспективы сотрудничества двух стран – во взаимодействии по таким проектам, как информационные технологии, авиационная и ракетная техника, совместное освоение природных ресурсов, - сказал, выступая на открытии форума заместитель председателя правительства Александр Жуков.

Военно-техническое сотрудничество двух стран также приобретает новые черты. По словам главы корпорации "аэрокосмическое оборудование" Сергея Бодрунова, в Индии будет создан центр по поставке запчастей для техноко совесткого и российского производства.

Прямо на форуме представитель корпорации МиГ Михаил Глобенко объявил о заключении контракта с ВМС Индии на поставку 16 истребителей МИГ-29К…

На форуме выступила его сопредседатель, доктор исторических наук, Президент Фонда исторической перспективы, зам. Председателя Комитета Госдумы по международным делам Наталия Нарочницкая.

Публикуем текст её выступления.

"Выработка национальной исторической стратегии России XXI века происходит на фоне крупных геополитических сдвигов и качественно меняющих мир экономических тенденций. В этих условиях необходимо верно оценить характеристики мирового развития, произвести оценку факторов, имеющих жизненно важное значение для нашего будущего, а также оценку потенциала, способного утвердить место России в мировой политике.

После многовекового возрастания роли и столетнего доминирования Запада в мировых процессах, динамизм мирового развития перемещается в Азию. Азиатские гиганты, прежде всего Индия, демонстрируют стабильный рост, развитие, модернизацию, поступательный подъем на качественно новые ступени. Очевидная тревога и судорожные попытки западных аналитических центров выработать стратегию "сдерживания" проистекают не только из-за впечатляющих количественных показателей Индии. Эта самобытная цивилизация с людским потенциалом в миллиард человек, опровергает тезис, будто модернизация и экономическое развитие возможны только при тотальной "вестернизации", - а это уже означает банкротство всего мирового либерального проекта "глобального управления".

В этих условиях Россия с ее высокими технологиями и природными ресурсами является естественным партнером Индии, а также других мощных экономик Азии – Китая и Японии. Именно это партнерство дает нашей стране исторический шанс, который не должен быть упущен. Мы исходим из понимания того, что однополярный мир – это краткая переходная форма к многополярности. В этом новом миропорядке Россия должна сама себя позиционировать: выстроить треугольник США – Европа – Россия и треугольник Россия – Индия – Китай.

Основой для такой исторической перспективы является разработка ресурсной и энергетической стратегии России как инструмента ее собственного развития и фактора мировой политики с упором на масштабные инициативы в Азии и на Дальнем Востоке. На повестке дня – национальный комплексный проект социально-экономического развития востока России от Урала до Тихого океана. Здесь, на востоке мы можем в полной мере использовать выгоды континентального соседства с крупнейшими государствами Азии - наиболее динамично развивающимися рыночными экономиками современного мира. Стратегический курс на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, формирование новых, устремленных в будущее проектов глобального значения и масштаба немедленно даст России вес и отношениях с другим миром – Западом.

В преддверии председательства России в "большой восьмерке" весьма уместно обратить внимание на будущую парадигму оценки исторического потенциала. Если мы произведем объективную экономическую оценку совокупного природного потенциала России и станем, наконец, учитывать запасы российских недр в подсчетах национального богатства, наша страна в той же "Группе восьми" (G-8) окажется не на самом скромном месте.

Для устойчивого развития в ХXI веке обязателен набор факторов, которым давно уже не располагают амбициозные страны "золотого миллиарда": это ресурсная самодостаточность; военная мощь, исключающая посягательство на национальные ресурсы; высокий образовательный уровень населения и полный цикл научных исследований; отсутствие перенаселения и внушительная территория; относительно невысокий уровень потребления; позитивный потенциал в свете не подвластных человеку изменений климата (потепления).

В настоящее время в мире существует только одна страна, соединяющая полный набор факторов устойчивого развития – Россия. И в стратегическом планировании нам необходим переход к собственному историческому проекту. Таким может стать "восточный национальный проект".

Этот проект не имеет антизападного аспекта. Многовекторная политика России традиционна и соответствует ее географическому евразийскому положению. Россия восстанавливает свою геополитическую миссию – быть держателем равновесия между Западом и Востоком. Россия – это гигантское евразийское государство, соединяющее в себе в историческом конструктивном взаимодействии многие великие культуры. Россия сама – это целый мир.

Мы не должны забывать слова нашего выдающегося реформатора и одновременно защитника национальной традиции – Петра Столыпина: "Наш орел – наследие Византии – двуглавый орел. Прекрасны и могущественны также одноглавые орлы, однако мы не сможем превратить нашего двуглавого орла в одноглавого, отсекая его голову, смотрящую на Восток – мы только заставим его истечь кровью".

Наличие у России такой стратегической модели дает ей стабильные партнерские отношения на долгосрочную перспективу со всеми государствами в обоих полушариях планеты. Наибольшая активность России на западном направлении в течение предыдущих веков была естественной. Именно там в то время был центр, где свершались события и экономические прорывы всемирного значения. В ХХI веке мир меняется и важно не опоздать оценкой этих перемен.

Перспективный "Восточный национальный проект" имеет исключительное значение для динамики развития России. Поэтому он не должен ограничиваться добычей и транспортировкой углеводородов азиатским партнерам – Индии, Китаю, Японии, но должен стать основой для возникновения и промышленного развития полноценных экономических центров, скрепляющих страну и обеспечивающих региональное развитие Сибири и Дальнего Востока.

В современном контексте и на фоне очевидного проектирования "геополитического кольца" вокруг России за счет территорий исторического государства Российского, чисто экономические инициативы, какими бы грандиозными они ни были, не способны выполнить исторической задачи. Необходимо историческое действие на уровне геоэкономики. Лишь соединение масштабных экономических и финансовых проектов исторического значения со столь же программными политическими инициативами для потенциальных партнеров может создать устойчивую геополитическую конфигурацию, благоприятную и для России, и для ее соседей, особенно в Центральной Азии, вместо создаваемого пояса отчуждения образовать пояс притяжения, а значит, пояс безопасности и стабильности.

…Запад ограждает себя мощными наднациональными институтами (ЕС) и военно-стратегическими механизмами (НАТО). Азия же и Дальний Восток – это не монолит одной цивилизации, а созвездие великих наций-цивилизаций. Они никогда не стремились к духовному овладению миром и диктату своих ценностей, они открыты для исторического и экономического проекта, в котором каждый может "молиться своим богам", но источником ценностей здесь всегда будет принадлежность к миру, а не подчинение "глобальному управлению".

Заинтересованность наших азиатских партнеров в создании энергетической базы Восточной Сибири и на Дальнего Востока, возможность увязать с этим инновационную стратегию – соединение высоких технологий России с возможностями недорогих технопарков Индии и Китая для последующего совместного выхода на мировой рынок высокотехнологической продукции – все это создает условия не только для повышения роли России в мировом нефтегазовом пасьянсе и стимула ее собственного развития, но и для восстановления справедливого баланса влияния на решение мировых проблем.

Восточный проект способен дать совершенно новую конъюнктуру для укрепления уже существующих институциональных связей – ШОС, а также, что сегодня не менее актуально, для отношений с государствами Средней Азии, где Киргизия, Узбекистан на собственном драматическом опыте осознают, что означает для них оказаться инструментом чужих проектов против России.

"Восточный проект", с инициативой которого выступила корпорация российских нефтегазопромышленников, органично увязанный по периметру российских границ с политической и исторической инициативой и вовлекающий соседей и их политический класс в масштабную долгосрочную и амбициозную перспективу, способен не только превратить энергетические и ресурсные возможности России в инструмент развития собственной страны, но и консолидировать геополитическое пространство вокруг России, предотвратить провоцируемые извне конфликты в государствах Центральной Азии и их втягивание в новые конфигурации, направленные против России и самих государств Азии.

Кроме того, комплексный ресурсный проект, охватывающий самые различные аспекты социального, экономического, демографического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, - это подлинно национальный проект – может стать мощным фактором консолидации российского общества. Как верно отметил председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, сегодня на российском Востоке речь идет не только об увеличении добычи углеводородов и строительстве новых экспортных трубопроводов; речь идет о будущем нашей планеты."

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.