Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 мая 2024
Кипр: анатомия конфликта (часть 2)

Кипр: анатомия конфликта (часть 2)

История свидетельствует о том, что решение межэтнических проблем не может быть быстрым и легким
Александр Крылов
13.03.2008
Кипр: анатомия конфликта (часть 2)

В мировых СМИ появилось немало оптимистичных прогнозов по поводу перспектив урегулирования кипрской проблемы. Однако насколько обоснован подобный оптимизм, ведь вся история конфликта на Кипре свидетельствует о том, что его решение не может быть быстрым и легким.

В середине 1970-х началось массовое переселение турок из Анатолии на оккупированный турецкими войсками север Кипра. Переселенцы обеспечивались брошенной землей и имуществом греков-киприотов и уже в силу этого обстоятельства не считали для себя приемлемой никакой иной перспективы, кроме интеграции с Турцией.  

Турция и руководство ТФГК стремились не допустить применения против них действенных санкций со стороны ООН за продолжение незаконной оккупации части Республики Кипр. Они выступали с многочисленными миролюбивыми заявлениями, не отказывались участвовать в межобщинных переговорах под эгидой ООН. Подобное затягивание времени позволило лидерам ТФГК дождаться ослабления внимания международного сообщества к кипрской проблеме, которая, казалось, была всеми позабыта после советского вторжения в Афганистан.  

Дождавшись благоприятного момента, лидеры турок-киприотов прервали переговоры и предприняли дальнейшие шаги по закреплению раскола острова и интеграции его северной части с Турцией.

Законодательная ассамблея ТФГК приняла резолюцию о праве на самоопределение турецкой общины острова. 15 ноября 1983 г. на основании этой резолюции была провозглашена независимая Турецкая республика Северного Кипра (ТРСК). Р.Денкташ, ставший президентом ТРСК, заявил, что рассчитывает на поддержку этого шага "отчизной" — Турцией. Действительно, вскоре Турция официально признала независимость ТРСК.  

На переговорах о мирном воссоединении острова Турция и турки-киприоты отказывались признавать право греков на возвращение в родные места на севере острова и выводить с Кипра турецкие войска. Чтобы сделать раскол необратимым, на север Кипра были переселены 110 тысяч жителей материковой Турции, которые в настоящее время превышают по численности турок-киприотов (90 тысяч).  

Греки сумели добиться международного признания правительства, избранного без участия турок-киприотов, в качестве единственно законного правительства Республики Кипр.  

После разделения острова две его части стали совершенно обособленными территориями, которые развивались разными темпами. В 1990-х гг. экономика южной части острова развивалась очень динамично. Низкие налоги и инфляция (3-6%) стимулировали экономическое развитие, быстрыми темпами росла внешняя торговля, вводились передовые методы ведения сельского хозяйства (до 1974 г. более 80% сельскохозяйственной продукции производилось на севере). Северная часть острова (несмотря на значительную помощь Турции) страдала от международных санкций и нерешенных экономических проблем. Особенно негативно сказывался введенный в 1994 г. запрет на экспорт в страны ЕС цитрусовых и томатов – двух основных экспортных культур ТРСК. Показатели импорта и экспорта ТРСК были незначительными, темпы инфляции – очень высокими, в отдельные годы они достигали 60%.  

Главным фактором успешного экономического развития южной части острова стала политика правительства, направленная на развитие туризма и сферы услуг (64% занятых).

В течение 1980-х годов правительство Кипра успешно преодолело кризис в туристской сфере (наиболее развитая часть инфраструктуры туризма осталась на севере острова), и туризм превратился в основной источник валютных поступлений. Число отдыхающих на юге Кипра достигло около 2,5 млн. ежегодно, на севере – не поднималось выше 400 тысяч (из них более 300 тысяч – из Турции).  

В 2002 г. размер ВВП, рассчитанный по покупательной способности на душу населения достиг на юге Кипра – 18 500 евро: по этому показателю он уступал только пяти странам – "старым" членам ЕС (в среднем – 23 500 евро). В ТРСК данный показатель составляет всего половину от весьма скромного показателя Турции (5 200 евро) – то есть, по сравнению с югом ниже в несколько раз.  

Надежда, что позиции конфликтующих сторон могут сблизиться, вновь возродилась под влиянием процесса расширения Евросоюза. В 2003 г. турецкие власти на Кипре смягчили меры пропускного режима вдоль "зеленой линии", что позволило многим киприотам впервые за 30 лет посетить родные места. Вступление Кипра в Европейский союз активизировало мирный процесс. Согласно плану ООН, который получил название «плана Аннана» (бывшего генсека ООН), объединенный Кипр по своему государственному устройству должен был напоминать Швейцарию, а представители греческой и турецкой общин поочередно становились президентом страны. План предусматривал, что лишь незначительное количество греческих беженцев получит право вернуться на север, а их подавляющее большинство останется в местах своего нынешнего проживания. При этом для возвращающихся беженцев будут действовать ограничения на приобретение собственности в северной части острова до тех пор, пока фактический уровень жизни обеих общин не сравняется.  

Десяткам тысяч турок, приехавшим после 1974 г., предоставлялось право остаться на острове, предполагалось также сохранить военное присутствие Турции. Чтобы сделать план более привлекательным для греков, предусматривалось, что турецкая община пойдет на определенные территориальные уступки: в случае воссоединения острова территория турецкой части должна уменьшиться на 8% и составить 29% Кипра. Всем жителям острова было обещано, что в случае одобрения плана Аннана острову будет предоставлена широкомасштабная финансовая помощь со стороны международного сообщества.  

США и ЕС дали грекам-киприотам понять, что в случае их отказа одобрить план Аннана будут приняты меры по выводу ТРСК из международной изоляции.

Еще одним средством давления на греков-киприотов был внесенный накануне референдума проект резолюции Совета Безопасности ООН, предполагавший ввод на Кипр международных миротворческих сил и запрет поставок оружия на остров. Однако Россия наложила вето на данный проект, так как посчитала, что его принятие будет откровенным давлением на жителей острова накануне референдума. Тем самым Москва оказала поддержку президенту Кипра Т. Пападопулосу, который призывал голосовать против плана Аннана.  

Главная причина недовольства греков состояла в том, что план Аннана предусматривал возвращение в турецкую часть острова лишь незначительного количества беженцев. В результате киприоты оказались бы в парадоксальной ситуации: имея право свободно перемещаться по всей Европе, они были лишены права выбирать место жительства в своей собственной стране. Не удивительно, что президент Кипра Т. Пападопулос призвал сограждан проголосовать против плана Аннана, так как, по его мнению, "план не решает проблему фактического раздела острова, а, напротив, узаконивает и углубляет его". По мнению Пападопулоса, предложенный вариант урегулирования кипрской проблемы соответствовал "стремлению Турции контролировать и опекать Кипр", но противоречил политическим интересам греков-киприотов и мог обернуться крушением всей экономики страны.  

Неожиданностью оказалось то, что Россия впервые после распада СССР не проштамповала в Совбезе ООН подготовленное США и ЕС решение по кипрской проблеме, а заняла самостоятельную позицию. Российский представитель поддержал президента Кипра и раскритиковал план Аннана, так как он игнорировал интересы греков-киприотов и предоставлял слишком большие уступки туркам.  

В апреле 2004 г. план Аннана был выставлен на референдум, результаты которого были заранее предсказуемы. Более трех четвертей греков-киприотов отказались от создания единого государства по модели Аннана (за – 24%, против – 75,8% при 88% явке), турки-киприоты проголосовали за (за – 64,9%, против – 35,1% при 87% явке).  

На момент вступления в Евросоюз (1 мая 2004 г.) Кипр остался разделенным на две части. Все законы ЕС и льготы от членства в союзе распространяются лишь на греческий сектор, а бедная турецкая часть Кипра осталась за пределами ЕС.

 После референдума власти Турции заявили, что отказ греков-киприотов поддержать объединение означает, что раздел Кипра впредь будет постоянным.  

Распространено мнение, что Анкара крайне заинтересована в урегулировании кипрской проблемы, так как от этого зависят перспективы ее собственного вступления в ЕС. Чтобы избежать применения Никосией права вето на вступление Турции в Евросоюз, Анкара даже выразила готовность признать Кипр в качестве члена этой организации (подчеркнув при этом, что такой шаг вовсе не будет означать дипломатического признания Республики Кипр). Однако с годами перспектива вступления Турции в ЕС становится все менее реальной. Официальная Анкара оценивает ее весьма пессимистически, так что вряд ли это как-то повлияет на ее позицию по кипрской проблеме.  

Во время президентских выборов Д. Христофиас выступал за достижение соглашения с турками-киприотами о формировании двухзональной, двухобщинной федерации, то есть фактически за возврат к «плану Аннана». На референдуме этот план получил одобрение турок-киприотов, но теперь их позиция может измениться. Причиной тому «косовский прецедент» - официальное признание США и ведущими странами Евросоюза независимости Косово. Для турок-киприотов этот прецедент означает, что они получили реальный шанс добиться официального признания ТРСК со стороны той части мирового сообщества, которая предпочитает решать проблемы исходя из собственных интересов, а не на основе международного права и Устава ООН.  

Смягчение экономических санкций со стороны ЕС, масштабные западные инвестиции в строительный бизнес и туристическую индустрию на севере острова свидетельствуют о том, что фактически процесс признания ТРСК уже запущен. Поэтому есть все основания полагать, что после «косовского прецедента» основные усилия лидеров ТРСК будут направлены на официальное признание своей республики теми государствами, которые признали Косово, а вовсе не на поиск компромисса и взаимоприемлемого пути урегулирования застарелого конфликта.  

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
13.05.2024
Валерий Мацевич
Почти у половины убитых украинских солдат находят психотропные вещества
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.