Без выгоды – ни шагу вперёд
Глобализация открыла уникальные возможности снизить издержки, повысить производительность, получить дополнительную прибыль. Однако это не означает, что любое государство в любых условиях должно стремиться к интеграционному объединению с соседями.
Влиятельные участники международных отношений, такие, как Евросоюз и США, наоборот, всё более активно прибегают к политике протекционизма. Они избирают такой курс, как правило, под давлением популистских соображений, но немало рационального в их действиях всё-таки присутствует.
Укрепляющей свои позиции в мире России также стоило бы надёжнее защищать свои интересы в интеграционных процессах. Об этом в очередной раз заставляет задуматься прошедшая в Сочи встреча глав евроазиатского экономического сообщества.
За более чем пять лет, прошедших с момента создания организации, прогресс в её деятельности наблюдается весьма умеренный. Понятно, что поспешность при решении амбициозных задач, поставленных перед ЕврАзЭс, была бы излишней, но у скромных темпов экономической интеграции есть и другие серьёзные причины.
#comm#Ещё в конце XIX века стало понятно, что подлинное открытие рынков может привести к такой ситуации, когда более сильные экономики станут играть доминирующую роль в экономиках менее развитых государств.#/comm#
А это почти неизбежно означает утрату части национального суверенитета. К такому развитию событий партнёры России по ЕврАзЭс не готовы. В той же Центральной Азии политические элиты уже давно доминируют в хозяйственной системе своих стран; приход более сильных российских компаний им элементарно не выгоден. С Белоруссией ситуация. Александр Лукашенко продолжает требовать равных условий для хозяйствующих субъектов создаваемого таможенного союза. Известно, что кроется за этими словами белорусского лидера: "Газпром" и в будущем должен будет поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам. Если придерживаться этой логики, то получается, что и другие государства могут рассчитывать на такие же уступки.
Позиция "Газпрома", являющегося одним из столпов российской экономики, секретом не является: планируется, что с 2007 года Белоруссии будет предложена вполне европейская цена, примерно в 200 долларов за тысячу кубометров газа, что больше нынешней в четыре раза. Этот конфликт – лишь один из примеров того, как интеграция может стать для России причиной экономических потерь. Тем более, что российские официальные лица так и не разъяснили своему народу, какие реальные преимущества Россия получит от ускорения темпов такой интеграции.
В СМИ и среди экспертов можно встречать аналогии с историей Евросоюза. Однако в Европе интеграция началась в качестве средства восстановления после Второй мировой войны. У России же совсем другая ситуация: национальная экономика после десятилетия кризиса более или менее смогла восстановиться самостоятельно.
Безусловно, можно помочь соседям, но только надо ясно представлять себе как издержки такой помощи, так и политические дивиденды. До сих пор этого почти не было. Пожалуй, не один российский руководитель не сможет внятно сказать, какова была цель многолетнего субсидирования украинской экономики российским дешёвым газом. И уж тем более непонятно, какую пользу удалось от этого получить.
#comm#Ошибок не стоит повторять. Если, например, Лукашенко хочет получать дешёвый российский газ, то пусть чётко определится с темпами строительства союзного государства. #/comm#
Особо любопытна будет ситуация в Средней Азии. Скажем, известно, что приватизация в Киргизии была остановлена на полпути. Небольшие и средние предприятия были переданы в частные руки, а рентабельные лидеры остались в государственной собственности. После ухода Акаева в республике активизировалась дискуссия по поводу необходимости передачи этих предприятий, как минимум, в концессионное пользование. Желательно иностранным, а точнее, российским компаниям. Если концессии будут утверждены, то под российским управлением могут оказаться предприятия энергетической сферы. Российские фирмы получат возможность играть большую роль и в реализации проектов улучшения водоснабжения.
Активное присутствие российских компаний в этих двух сферах может иметь и политические последствия. Дело в том, что от водо- и электроснабжения из Киргизии зависит Узбекистан, который стал объектом пристального внимания США. Очевидно, что после того, как Узбекистан окажется включён в контролируемую Россией среднеазиатскую систему электро- и водоснабжения, эмиссарам из Вашингтона будет гораздо сложнее убедить узбекское руководство проводить политику, невыгодную Москве...
То есть в отдельных случаях экономическая интеграция на постсоветском пространстве действительно может быть полезна для России. Но это не значит, что с реализацией таких проектов надо торопиться.
?>