Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
Без выгоды – ни шагу вперёд

Без выгоды – ни шагу вперёд

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве должна быть выгодна Москве.
Николай Пахомов
24.08.2006

Глобализация открыла уникальные возможности снизить издержки, повысить производительность, получить дополнительную прибыль. Однако это не означает, что любое государство в любых условиях должно стремиться к интеграционному объединению с соседями.

Влиятельные участники международных отношений, такие, как Евросоюз и США, наоборот, всё более активно прибегают к политике протекционизма. Они избирают такой курс, как правило, под давлением популистских соображений, но немало рационального в их действиях всё-таки присутствует.

Укрепляющей свои позиции в мире России также стоило бы надёжнее защищать свои интересы в интеграционных процессах. Об этом в очередной раз заставляет задуматься прошедшая в Сочи встреча глав евроазиатского экономического сообщества.

За более чем пять лет, прошедших с момента создания организации, прогресс в её деятельности наблюдается весьма умеренный. Понятно, что поспешность при решении амбициозных задач, поставленных перед ЕврАзЭс, была бы излишней, но у скромных темпов экономической интеграции есть и другие серьёзные причины.

#comm#Ещё в конце XIX века стало понятно, что подлинное открытие рынков может привести к такой ситуации, когда более сильные экономики станут играть доминирующую роль в экономиках менее развитых государств.#/comm#

А это почти неизбежно означает утрату части национального суверенитета. К такому развитию событий партнёры России по ЕврАзЭс не готовы. В той же Центральной Азии политические элиты уже давно доминируют в хозяйственной системе своих стран; приход более сильных российских компаний им элементарно не выгоден. С Белоруссией ситуация. Александр Лукашенко продолжает требовать равных условий для хозяйствующих субъектов создаваемого таможенного союза. Известно, что кроется за этими словами белорусского лидера: "Газпром" и в будущем должен будет поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам. Если придерживаться этой логики, то получается, что и другие государства могут рассчитывать на такие же уступки.

Позиция "Газпрома", являющегося одним из столпов российской экономики, секретом не является: планируется, что с 2007 года Белоруссии будет предложена вполне европейская цена, примерно в 200 долларов за тысячу кубометров газа, что больше нынешней в четыре раза. Этот конфликт – лишь один из примеров того, как интеграция может стать для России причиной экономических потерь. Тем более, что российские официальные лица так и не разъяснили своему народу, какие реальные преимущества Россия получит от ускорения темпов такой интеграции.

В СМИ и среди экспертов можно встречать аналогии с историей Евросоюза. Однако в Европе интеграция началась в качестве средства восстановления после Второй мировой войны. У России же совсем другая ситуация: национальная экономика после десятилетия кризиса более или менее смогла восстановиться самостоятельно.

Безусловно, можно помочь соседям, но только надо ясно представлять себе как издержки такой помощи, так и политические дивиденды. До сих пор этого почти не было. Пожалуй, не один российский руководитель не сможет внятно сказать, какова была цель многолетнего субсидирования украинской экономики российским дешёвым газом. И уж тем более непонятно, какую пользу удалось от этого получить.

#comm#Ошибок не стоит повторять. Если, например, Лукашенко хочет получать дешёвый российский газ, то пусть чётко определится с темпами строительства союзного государства. #/comm#

Особо любопытна будет ситуация в Средней Азии. Скажем, известно, что приватизация в Киргизии была остановлена на полпути. Небольшие и средние предприятия были переданы в частные руки, а рентабельные лидеры остались в государственной собственности. После ухода Акаева в республике активизировалась дискуссия по поводу необходимости передачи этих предприятий, как минимум, в концессионное пользование. Желательно иностранным, а точнее, российским компаниям. Если концессии будут утверждены, то под российским управлением могут оказаться предприятия энергетической сферы. Российские фирмы получат возможность играть большую роль и в реализации проектов улучшения водоснабжения.

Активное присутствие российских компаний в этих двух сферах может иметь и политические последствия. Дело в том, что от водо- и электроснабжения из Киргизии зависит Узбекистан, который стал объектом пристального внимания США. Очевидно, что после того, как Узбекистан окажется включён в контролируемую Россией среднеазиатскую систему электро- и водоснабжения, эмиссарам из Вашингтона будет гораздо сложнее убедить узбекское руководство проводить политику, невыгодную Москве...

То есть в отдельных случаях экономическая интеграция на постсоветском пространстве действительно может быть полезна для России. Но это не значит, что с реализацией таких проектов надо торопиться.

Специально для Столетия


Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.