Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 марта 2024
«Получая от общества, обязан отдать сполна»

«Получая от общества, обязан отдать сполна»

В Москве открылся Дом-музей братьев Третьяковых
Подготовила Мария Максимова
31.01.2022
«Получая от общества, обязан отдать сполна»

В нескольких кварталах от Третьяковской галереи стоит малоприметный двухэтажный белый домик. Несмотря на гордое звание объекта культурного наследия регионального значения, он пустовал более 50 лет. Теперь, после 7-летней реконструкции, горожане смогут узнать об истории этого здания, где родились знаменитые коллекционеры, предприниматели, основатели главного Музея русского искусства – Павел и Сергей Третьяковы.  Здесь наглядно выражена позиция Третьяковых: «Получая от общества, обязан отдать сполна».

– Став директором музея, я была поражена, обнаружив в конце парка «Музеон» руины, где обитали бомжи, – родовое гнездо основателей Третьяковской галереи, братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, передавших свое собрание Москве в 1892 году, – рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. – Несмотря на название галереи, люди мало знают о Третьяковых. Павла Михайловича, уже в 27 лет осознанно решившего создать первый в России музей национальной современной художественной школы, воспринимают как сухого, застегнутого на все пуговицы, склонного к консерватизму человека, не осознают значения и величины этой смелой, креативной личности. За 40 лет собирательства Павел Михайлович приобрел 3300 произведений – масштаб, во много раз превосходящий любую частную европейскую коллекцию, положившую начало национальным музеям. Отдать должное братьям Третьяковым – обязанность галереи».

Дом-музей братьев Третьяковых находится в исторической части Замоскворечья, в 1-м Голутвинском переулке, 16, стр. 1, рядом с церковью Николая Чудотворца в Голутвине. Он принадлежал московским купцам Третьяковым более 100 лет, с конца XVIII века. Площадь музея – 400 кв. м.

Руководитель проекта реконструкции и реставрации дома Третьяковых Татьяна Гафар рассказала на открытии:

– Братья Павел и Сергей Третьяковы родились в этом доме в 1832 и 1834 годах. В начале 1840-х семья переехала и переселилась в усадьбу неподалёку. После этого дом стал сдаваться внаём. А с 1918 года здесь организовали коммунальные квартиры. С 1972 года «коммуналку» расформировали, а дому присвоили статус объекта культурного наследия. Правда, из-за нехватки финансирования здание пришлось закрыть на несколько десятков лет. Реконструкция продвигалась медленно, здесь были руины.

После реконструкции его не узнать. Внутри, на 1-м этаже дома-музея, используются мультимедийные технологии: на сенсорных экранах можно полистать архивные снимки семьи Третьяковых и узнать историю развития галереи. На интерактивных экранах представлено семейное древо Третьяковых, выходцев из Малоярославца, известных с 1646 года. Династические браки с купеческими кланами Мамонтовых, Морозовых, Коншиных. Создание льняной мануфактуры в Костроме, которую братья Третьяковы основали, сложившись капиталами с зятем, купцом первой гильдии Владимиром Коншиным, в 1866 году. На карте Москвы у братьев Третьяковых-девелоперов (еще одно направление семейного бизнеса) значатся десять объектов: и торговый дом, и единственная в городе улица, построенная на частные деньги, Третьяковский проезд, и богадельня, и дом для вдов и сирот художников, и училище для глухонемых.

На 2-м этаже представлены коллекции картин, приобретённых лично братьями. Здесь же воссозданы их рабочие кабинеты, где реальная мебель, личные предметы, которыми коллекционеры очень дорожили, и даже картины-подделки. 

«Больше я в Париж не поеду!» – привела Татьяна Гафар фразу Сергея Третьякова, расстроенного тем, что французы подсунули ему не подлинные произведения искусства. Да, и Третьяковы допускали ошибки. И в этой экспозиции можно видеть не только подлинные вещи, но и вещи фальшивые, проданные братьям мошенниками.  Этим экспозиция отличается от Третьяковки.

Музей Павла и Сергея Третьяковых  – отдел Государственной Третьяковской галереи, но создан он, реконструирован и приспособлен под музей полностью на частные деньги. Среди меценатов – компании и бизнесмены – участники попечительского совета Третьяковской галереи, Наталия Опалева (№14 в рейтинге Forbes богатейших женщин России), Алексей Репик (Forbes №57). Но главным меценатом и партнером проекта стал бизнесмен Александр Тынкован (российский Forbes №144). Участие Тынкована в совместной работе с Третьяковской галереей началось в 2017 году, когда он вступил в попечительский совет музея и оплатил покупку знаковой работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой», а затем поддержал проект по передаче музею коллекции работ Гелия Коржева из собрания Владимира Некрасова. 

Узнав о проекте восстановления и приспособления под музей родового дома Третьяковых из программы проектов для спонсорской поддержки, бизнесмен стал первым меценатом, кто согласился помочь. «У меня было несколько причин, – рассказал Александр Тынкован, – Отдать дань Павлу и Сергею Третьяковым, самым известным московским меценатам, тем самым помочь Третьяковке, национальному бренду. И сохранить исторический особняк конца XVIII века постройки, чудом уцелевший в Замоскворечье. При тех объемах и скоростях, с которыми Москва теряет свои исторические здания, только перевод в государственную музейную собственность может спасти особняк от сноса. Никакое частное владение не способно гарантировать качественную реставрацию и дальнейшую сохранность. А Третьяковская галерея эту возможность дает».

Среди прорывных достижений в экспозиции нового музея – центральный, музыкальный салон, где на темно-красном парадном фоне с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой – из коллекции Павла Третьякова.

Сергей собирал западное искусство, которое по его завещанию после смерти вошло в собрание галереи и экспонировалось до 1920-х годов вместе с русским искусством. Затем коллекция Сергея Третьякова была передана в музей ГМНЗИ и оказалась в собрании ГМИИ им. Пушкина.

Ожидается, что дом-музей Третьяковых станет не только центром притяжения любителей искусства, но и местом встреч современных российских коллекционеров.


По материалам СМИ


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..