«Получая от общества, обязан отдать сполна»

В нескольких кварталах от Третьяковской галереи стоит малоприметный двухэтажный белый домик. Несмотря на гордое звание объекта культурного наследия регионального значения, он пустовал более 50 лет. Теперь, после 7-летней реконструкции, горожане смогут узнать об истории этого здания, где родились знаменитые коллекционеры, предприниматели, основатели главного Музея русского искусства – Павел и Сергей Третьяковы. Здесь наглядно выражена позиция Третьяковых: «Получая от общества, обязан отдать сполна».
– Став директором музея, я была поражена, обнаружив в конце парка «Музеон» руины, где обитали бомжи, – родовое гнездо основателей Третьяковской галереи, братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, передавших свое собрание Москве в 1892 году, – рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. – Несмотря на название галереи, люди мало знают о Третьяковых. Павла Михайловича, уже в 27 лет осознанно решившего создать первый в России музей национальной современной художественной школы, воспринимают как сухого, застегнутого на все пуговицы, склонного к консерватизму человека, не осознают значения и величины этой смелой, креативной личности. За 40 лет собирательства Павел Михайлович приобрел 3300 произведений – масштаб, во много раз превосходящий любую частную европейскую коллекцию, положившую начало национальным музеям. Отдать должное братьям Третьяковым – обязанность галереи».
Дом-музей братьев Третьяковых находится в исторической части Замоскворечья, в 1-м Голутвинском переулке, 16, стр. 1, рядом с церковью Николая Чудотворца в Голутвине. Он принадлежал московским купцам Третьяковым более 100 лет, с конца XVIII века. Площадь музея – 400 кв. м.
Руководитель проекта реконструкции и реставрации дома Третьяковых Татьяна Гафар рассказала на открытии:
– Братья Павел и Сергей Третьяковы родились в этом доме в 1832 и 1834 годах. В начале 1840-х семья переехала и переселилась в усадьбу неподалёку. После этого дом стал сдаваться внаём. А с 1918 года здесь организовали коммунальные квартиры. С 1972 года «коммуналку» расформировали, а дому присвоили статус объекта культурного наследия. Правда, из-за нехватки финансирования здание пришлось закрыть на несколько десятков лет. Реконструкция продвигалась медленно, здесь были руины.
После реконструкции его не узнать. Внутри, на 1-м этаже дома-музея, используются мультимедийные технологии: на сенсорных экранах можно полистать архивные снимки семьи Третьяковых и узнать историю развития галереи. На интерактивных экранах представлено семейное древо Третьяковых, выходцев из Малоярославца, известных с 1646 года. Династические браки с купеческими кланами Мамонтовых, Морозовых, Коншиных. Создание льняной мануфактуры в Костроме, которую братья Третьяковы основали, сложившись капиталами с зятем, купцом первой гильдии Владимиром Коншиным, в 1866 году. На карте Москвы у братьев Третьяковых-девелоперов (еще одно направление семейного бизнеса) значатся десять объектов: и торговый дом, и единственная в городе улица, построенная на частные деньги, Третьяковский проезд, и богадельня, и дом для вдов и сирот художников, и училище для глухонемых.
На 2-м этаже представлены коллекции картин, приобретённых лично братьями. Здесь же воссозданы их рабочие кабинеты, где реальная мебель, личные предметы, которыми коллекционеры очень дорожили, и даже картины-подделки.
«Больше я в Париж не поеду!» – привела Татьяна Гафар фразу Сергея Третьякова, расстроенного тем, что французы подсунули ему не подлинные произведения искусства. Да, и Третьяковы допускали ошибки. И в этой экспозиции можно видеть не только подлинные вещи, но и вещи фальшивые, проданные братьям мошенниками. Этим экспозиция отличается от Третьяковки.
Музей Павла и Сергея Третьяковых – отдел Государственной Третьяковской галереи, но создан он, реконструирован и приспособлен под музей полностью на частные деньги. Среди меценатов – компании и бизнесмены – участники попечительского совета Третьяковской галереи, Наталия Опалева (№14 в рейтинге Forbes богатейших женщин России), Алексей Репик (Forbes №57). Но главным меценатом и партнером проекта стал бизнесмен Александр Тынкован (российский Forbes №144). Участие Тынкована в совместной работе с Третьяковской галереей началось в 2017 году, когда он вступил в попечительский совет музея и оплатил покупку знаковой работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой», а затем поддержал проект по передаче музею коллекции работ Гелия Коржева из собрания Владимира Некрасова.
Узнав о проекте восстановления и приспособления под музей родового дома Третьяковых из программы проектов для спонсорской поддержки, бизнесмен стал первым меценатом, кто согласился помочь. «У меня было несколько причин, – рассказал Александр Тынкован, – Отдать дань Павлу и Сергею Третьяковым, самым известным московским меценатам, тем самым помочь Третьяковке, национальному бренду. И сохранить исторический особняк конца XVIII века постройки, чудом уцелевший в Замоскворечье. При тех объемах и скоростях, с которыми Москва теряет свои исторические здания, только перевод в государственную музейную собственность может спасти особняк от сноса. Никакое частное владение не способно гарантировать качественную реставрацию и дальнейшую сохранность. А Третьяковская галерея эту возможность дает».
Среди прорывных достижений в экспозиции нового музея – центральный, музыкальный салон, где на темно-красном парадном фоне с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой – из коллекции Павла Третьякова.
Сергей собирал западное искусство, которое по его завещанию после смерти вошло в собрание галереи и экспонировалось до 1920-х годов вместе с русским искусством. Затем коллекция Сергея Третьякова была передана в музей ГМНЗИ и оказалась в собрании ГМИИ им. Пушкина.
Ожидается, что дом-музей Третьяковых станет не только центром притяжения любителей искусства, но и местом встреч современных российских коллекционеров.