Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 августа 2022
«Получая от общества, обязан отдать сполна»

«Получая от общества, обязан отдать сполна»

В Москве открылся Дом-музей братьев Третьяковых
Подготовила Мария Максимова
31.01.2022
«Получая от общества, обязан отдать сполна»

В нескольких кварталах от Третьяковской галереи стоит малоприметный двухэтажный белый домик. Несмотря на гордое звание объекта культурного наследия регионального значения, он пустовал более 50 лет. Теперь, после 7-летней реконструкции, горожане смогут узнать об истории этого здания, где родились знаменитые коллекционеры, предприниматели, основатели главного Музея русского искусства – Павел и Сергей Третьяковы.  Здесь наглядно выражена позиция Третьяковых: «Получая от общества, обязан отдать сполна».

– Став директором музея, я была поражена, обнаружив в конце парка «Музеон» руины, где обитали бомжи, – родовое гнездо основателей Третьяковской галереи, братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, передавших свое собрание Москве в 1892 году, – рассказывает Зельфира Трегулова, генеральный директор Третьяковской галереи. – Несмотря на название галереи, люди мало знают о Третьяковых. Павла Михайловича, уже в 27 лет осознанно решившего создать первый в России музей национальной современной художественной школы, воспринимают как сухого, застегнутого на все пуговицы, склонного к консерватизму человека, не осознают значения и величины этой смелой, креативной личности. За 40 лет собирательства Павел Михайлович приобрел 3300 произведений – масштаб, во много раз превосходящий любую частную европейскую коллекцию, положившую начало национальным музеям. Отдать должное братьям Третьяковым – обязанность галереи».

Дом-музей братьев Третьяковых находится в исторической части Замоскворечья, в 1-м Голутвинском переулке, 16, стр. 1, рядом с церковью Николая Чудотворца в Голутвине. Он принадлежал московским купцам Третьяковым более 100 лет, с конца XVIII века. Площадь музея – 400 кв. м.

Руководитель проекта реконструкции и реставрации дома Третьяковых Татьяна Гафар рассказала на открытии:

– Братья Павел и Сергей Третьяковы родились в этом доме в 1832 и 1834 годах. В начале 1840-х семья переехала и переселилась в усадьбу неподалёку. После этого дом стал сдаваться внаём. А с 1918 года здесь организовали коммунальные квартиры. С 1972 года «коммуналку» расформировали, а дому присвоили статус объекта культурного наследия. Правда, из-за нехватки финансирования здание пришлось закрыть на несколько десятков лет. Реконструкция продвигалась медленно, здесь были руины.

После реконструкции его не узнать. Внутри, на 1-м этаже дома-музея, используются мультимедийные технологии: на сенсорных экранах можно полистать архивные снимки семьи Третьяковых и узнать историю развития галереи. На интерактивных экранах представлено семейное древо Третьяковых, выходцев из Малоярославца, известных с 1646 года. Династические браки с купеческими кланами Мамонтовых, Морозовых, Коншиных. Создание льняной мануфактуры в Костроме, которую братья Третьяковы основали, сложившись капиталами с зятем, купцом первой гильдии Владимиром Коншиным, в 1866 году. На карте Москвы у братьев Третьяковых-девелоперов (еще одно направление семейного бизнеса) значатся десять объектов: и торговый дом, и единственная в городе улица, построенная на частные деньги, Третьяковский проезд, и богадельня, и дом для вдов и сирот художников, и училище для глухонемых.

На 2-м этаже представлены коллекции картин, приобретённых лично братьями. Здесь же воссозданы их рабочие кабинеты, где реальная мебель, личные предметы, которыми коллекционеры очень дорожили, и даже картины-подделки. 

«Больше я в Париж не поеду!» – привела Татьяна Гафар фразу Сергея Третьякова, расстроенного тем, что французы подсунули ему не подлинные произведения искусства. Да, и Третьяковы допускали ошибки. И в этой экспозиции можно видеть не только подлинные вещи, но и вещи фальшивые, проданные братьям мошенниками.  Этим экспозиция отличается от Третьяковки.

Музей Павла и Сергея Третьяковых  – отдел Государственной Третьяковской галереи, но создан он, реконструирован и приспособлен под музей полностью на частные деньги. Среди меценатов – компании и бизнесмены – участники попечительского совета Третьяковской галереи, Наталия Опалева (№14 в рейтинге Forbes богатейших женщин России), Алексей Репик (Forbes №57). Но главным меценатом и партнером проекта стал бизнесмен Александр Тынкован (российский Forbes №144). Участие Тынкована в совместной работе с Третьяковской галереей началось в 2017 году, когда он вступил в попечительский совет музея и оплатил покупку знаковой работы Дмитрия Жилинского «Человек с убитой собакой», а затем поддержал проект по передаче музею коллекции работ Гелия Коржева из собрания Владимира Некрасова. 

Узнав о проекте восстановления и приспособления под музей родового дома Третьяковых из программы проектов для спонсорской поддержки, бизнесмен стал первым меценатом, кто согласился помочь. «У меня было несколько причин, – рассказал Александр Тынкован, – Отдать дань Павлу и Сергею Третьяковым, самым известным московским меценатам, тем самым помочь Третьяковке, национальному бренду. И сохранить исторический особняк конца XVIII века постройки, чудом уцелевший в Замоскворечье. При тех объемах и скоростях, с которыми Москва теряет свои исторические здания, только перевод в государственную музейную собственность может спасти особняк от сноса. Никакое частное владение не способно гарантировать качественную реставрацию и дальнейшую сохранность. А Третьяковская галерея эту возможность дает».

Среди прорывных достижений в экспозиции нового музея – центральный, музыкальный салон, где на темно-красном парадном фоне с одной стороны представлены работы из коллекции Сергея Третьякова, а с другой – из коллекции Павла Третьякова.

Сергей собирал западное искусство, которое по его завещанию после смерти вошло в собрание галереи и экспонировалось до 1920-х годов вместе с русским искусством. Затем коллекция Сергея Третьякова была передана в музей ГМНЗИ и оказалась в собрании ГМИИ им. Пушкина.

Ожидается, что дом-музей Третьяковых станет не только центром притяжения любителей искусства, но и местом встреч современных российских коллекционеров.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Марина_
31.01.2022 16:29
Спасибо. Информация прекрасная - и про музей, и про меценатов. Только хотелось бы ещё чтобы меценаты контролировали оплату труда сотрудников, особенного нижнего звена. Частенько за счёт сокращения штата (и удвоения работы за одну з/плату оставшемуся сотруднику), а также уменьшения оплаты труда или лишения премий за год происходит основная экономия средств по ФОТ. И из этих средств частенько оказывают благотворительность, которая по сути оказывается теми, у которых была удержана или недовыплачена з/плата за отработанное время или увеличенный объем. К сожалению такое частенько бывает.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.