Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 июня 2023
Миссия Игоря Грабаря

Миссия Игоря Грабаря

В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения мастера
Подготовила Мария Максимова
24.01.2023
Миссия Игоря Грабаря

Экспозиция рассказывает о художнике, исследователе и первом директоре Третьяковской галереи, который изменил отношение к искусству и музеям в России.

«Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома, где представлены пейзажи Грабаря, написанные в начале XX века, — поясняет куратор выставки Ольга Атрощенко. — Центральная часть выставки — предполагаемый парк-пленэр, где художник создавал зимние пейзажи. А два отсека — воображаемая мастерская, в которой он работал над портретами близких людей, творческих личностей и крупных политических деятелей».

Яркие картины Игоря Грабаря отличает особая техника исполнения. Часто он писал зимнюю природу, делая акцент на изображениях инея, снега и льда. В палитре импрессионистов синий — любимый цвет. Его использовали, чтобы показать многообразие оттенков природы и передать ощущение ускользающего мгновения.

Соотечественники Грабаря, художники начала XX века, отказывались от классического взгляда на искусство, уходили в авангард. Чертили атомы и абстракции, а Игорь Эммануилович выписывал на холстах тающий снег и тени на сугробах. Он был верен традиции, но не банален — потому и состоялся как яркий художник XX века.

Пожалуй, самый драматичный пейзаж — «Проходной двор в Замоскворечье». Тысяча девятьсот сорок первый, зима, Москва мирная, будничная — еще ничто не предвещает скорой беды…

Чтобы показать размах таланта автора, здесь же, рядом с пейзажами, натюрмортами представлены портреты. Они выдают, что Игорь Грабарь — художник своего времени. Ни намека на импрессионизм: четкие линии, пышущие здоровьем и оптимизмом лица, в лучших традициях жанра советский портрет. Сложно поверить, что все полотна в «усадебном» и «пленэрном» залах принадлежат одному и тому же автору, столь они разнообразны.

Но живопись — лишь часть наследия Игоря Грабаря. Вдохновившись написанной Александром Бенуа «Историей русской живописи в XIX веке», Грабарь начал свою «Историю русского искусства», над 8 томами которой трудился до конца жизни. И это не единственное его масштабное творение, он также автор монографий «Русские художники», посвященных Валентину Серову и Исааку Левитану.

В 1913 году Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, которая именно при нем была преобразована из частного собрания в музей общественного значения. А в 1918 году по его инициативе открылись знаменитые на весь мир Центральные реставрационные мастерские в Москве.

Грабарь организовывал и лично участвовал в экспедициях по раскрытию и восстановлению росписей и икон в старинных монастырях и церквях, привлекал к работам химиков, физиков и микробиологов. Более 25 лет преподавал реставрационное дело в МГУ. Игорь Грабарь был академиком и Академии художеств, и Академии наук, и это очень редкий случай.

Грабарь — ученый-реформатор, разработавший структуру музейной работы, исследователь, изучавший древнерусское искусство и буквально спасший его во времена СССР.

Один из залов выставки превратили в небольшой кабинет с синими стенами, где представлены научные труды и документы, свидетельства скрупулезной работы Игоря Эммануиловича над масштабными изданиями. Здесь посетители могут оценить глубину исследований и почувствовать атмосферу, в которой трудился директор Третьяковской галереи.

А еще Грабарь был защитником старой Москвы — одним из тех, кто уберег собор Василия Блаженного и многие столичные церкви от уничтожения после революции. До последнего художник боролся за исчезнувшие памятники — легендарную Сухареву башню и Китайгородскую стену.

Игорь Грабарь сам ездил в экспедиции, привозил ценные артефакты, организовывал их реставрацию. Так, в экспозиции представлены спасенные художником древности — четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, автором которых считается Андрей Рублев.

В 1930-е годы много путешествовал по миру, участвовал в качестве эксперта искусствоведа в зарубежных проектах, писал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академика Владимира Вернадского, арфистки и педагога Веры Дуловой и других.

Во время Второй мировой войны он руководил Комиссией по учету и охране памятников. Затем возглавлял Всероссийскую Академию художеств. В поздние годы жизни руководил институтом имени В.И. Сурикова и был директором музея-заповедника «Абрамцево».

Произведения Игоря Грабаря входят в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина и множества других собраний в России и за рубежом.

Рассказать о важнейшей миссии Игоря Грабаря по спасению архитектурных памятников Старой Москвы помогают мультимедиа: на интерактивном экране зритель может прочитать про памятники, за которые боролся художник. И заодно увидеть, как выглядела в начале XX века столица, вдохновлявшая Игоря Эммануиловича и на картины, и на научные труды.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ник
25.01.2023 11:11
Спасибо за память о великом ученом, поистине созидателе!

Эксклюзив
02.06.2023
Максим Столетов
Запад «благословляет» Украину на военные преступления против России
Фоторепортаж
31.05.2023
Подготовила Мария Максимова
В Сытном дворе проходит масштабная выставка юбилейного года Музея-заповедника


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..