Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 апреля 2024
Миссия Игоря Грабаря

Миссия Игоря Грабаря

В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения мастера
Подготовила Мария Максимова
24.01.2023
Миссия Игоря Грабаря

Экспозиция рассказывает о художнике, исследователе и первом директоре Третьяковской галереи, который изменил отношение к искусству и музеям в России.

«Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома, где представлены пейзажи Грабаря, написанные в начале XX века, — поясняет куратор выставки Ольга Атрощенко. — Центральная часть выставки — предполагаемый парк-пленэр, где художник создавал зимние пейзажи. А два отсека — воображаемая мастерская, в которой он работал над портретами близких людей, творческих личностей и крупных политических деятелей».

Яркие картины Игоря Грабаря отличает особая техника исполнения. Часто он писал зимнюю природу, делая акцент на изображениях инея, снега и льда. В палитре импрессионистов синий — любимый цвет. Его использовали, чтобы показать многообразие оттенков природы и передать ощущение ускользающего мгновения.

Соотечественники Грабаря, художники начала XX века, отказывались от классического взгляда на искусство, уходили в авангард. Чертили атомы и абстракции, а Игорь Эммануилович выписывал на холстах тающий снег и тени на сугробах. Он был верен традиции, но не банален — потому и состоялся как яркий художник XX века.

Пожалуй, самый драматичный пейзаж — «Проходной двор в Замоскворечье». Тысяча девятьсот сорок первый, зима, Москва мирная, будничная — еще ничто не предвещает скорой беды…

Чтобы показать размах таланта автора, здесь же, рядом с пейзажами, натюрмортами представлены портреты. Они выдают, что Игорь Грабарь — художник своего времени. Ни намека на импрессионизм: четкие линии, пышущие здоровьем и оптимизмом лица, в лучших традициях жанра советский портрет. Сложно поверить, что все полотна в «усадебном» и «пленэрном» залах принадлежат одному и тому же автору, столь они разнообразны.

Но живопись — лишь часть наследия Игоря Грабаря. Вдохновившись написанной Александром Бенуа «Историей русской живописи в XIX веке», Грабарь начал свою «Историю русского искусства», над 8 томами которой трудился до конца жизни. И это не единственное его масштабное творение, он также автор монографий «Русские художники», посвященных Валентину Серову и Исааку Левитану.

В 1913 году Грабарь возглавил Третьяковскую галерею, которая именно при нем была преобразована из частного собрания в музей общественного значения. А в 1918 году по его инициативе открылись знаменитые на весь мир Центральные реставрационные мастерские в Москве.

Грабарь организовывал и лично участвовал в экспедициях по раскрытию и восстановлению росписей и икон в старинных монастырях и церквях, привлекал к работам химиков, физиков и микробиологов. Более 25 лет преподавал реставрационное дело в МГУ. Игорь Грабарь был академиком и Академии художеств, и Академии наук, и это очень редкий случай.

Грабарь — ученый-реформатор, разработавший структуру музейной работы, исследователь, изучавший древнерусское искусство и буквально спасший его во времена СССР.

Один из залов выставки превратили в небольшой кабинет с синими стенами, где представлены научные труды и документы, свидетельства скрупулезной работы Игоря Эммануиловича над масштабными изданиями. Здесь посетители могут оценить глубину исследований и почувствовать атмосферу, в которой трудился директор Третьяковской галереи.

А еще Грабарь был защитником старой Москвы — одним из тех, кто уберег собор Василия Блаженного и многие столичные церкви от уничтожения после революции. До последнего художник боролся за исчезнувшие памятники — легендарную Сухареву башню и Китайгородскую стену.

Игорь Грабарь сам ездил в экспедиции, привозил ценные артефакты, организовывал их реставрацию. Так, в экспозиции представлены спасенные художником древности — четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, автором которых считается Андрей Рублев.

В 1930-е годы много путешествовал по миру, участвовал в качестве эксперта искусствоведа в зарубежных проектах, писал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академика Владимира Вернадского, арфистки и педагога Веры Дуловой и других.

Во время Второй мировой войны он руководил Комиссией по учету и охране памятников. Затем возглавлял Всероссийскую Академию художеств. В поздние годы жизни руководил институтом имени В.И. Сурикова и был директором музея-заповедника «Абрамцево».

Произведения Игоря Грабаря входят в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина и множества других собраний в России и за рубежом.

Рассказать о важнейшей миссии Игоря Грабаря по спасению архитектурных памятников Старой Москвы помогают мультимедиа: на интерактивном экране зритель может прочитать про памятники, за которые боролся художник. И заодно увидеть, как выглядела в начале XX века столица, вдохновлявшая Игоря Эммануиловича и на картины, и на научные труды.


По материалам СМИ


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.