Чаепитие как традиция

Триумфальное распространение чая в России пришлось на XIX век. Он завоевал все слои общества: от высшей аристократии до крестьянства. Чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада.
На выставке посетителям расскажут, как чай добирался до московских прилавков. Торговля чаем в конце XVIII-начале XIX вв. призывала к деятельности людей недюжинных способностей и энергии. Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч по Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.
На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова, который писал картины о посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина. В рамках экспозиции впервые можно видеть серию графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств.
Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где был не дешев, но достаточно широко доступен. В первой половине XIX века Москва потребляла до 60% ввозимого в Россию чая. Москва буквально стала столицей русской чайной торговли и лидером чаепотребления, а также законодательницей традиций. Число чайных магазинов в столице превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где продавали чай, было более трехсот.
В экспозиции представлены портреты купцов из Москвы того времени. На них изображены члены старейших чаеторговых семей: Перловых, Карзинкиных, Боткиных и многих других. Портреты принадлежат кисти ведущих художников того времени: В.А. Тропинина, К.А. Горбунова и других мастеров.
Бытописатели уже тогда замечали, что европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай. Так к началу ХХ века Россия стала абсолютным лидером по потреблению чая в мире.
Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано и с изобретением уникального водогрейного сосуда – самовара. Так к 1850 году в Туле работало 28 самоварных фабрик, на которых выпускали 120 000 самоваров. Появление широкого ассортимента чайной посуды из фарфора и фаянса, также представленного на выставке, несомненно, добавляло интерес к чайной церемонии.
В.Г. Белинский писал: в 1845 году: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только чай пьет. Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В то время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так. Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег», – А.И. Вьюрков.
На выставки представлены жанровые картины, натюрморты и семейные портреты, относящиеся к теме чайной традиции. В графических и живописных произведениях К.В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П.А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.
Кстати, само музейное здание – особняк, дополняет выставку своей исключительной атмосферой, ведь последними владельцами его была династия Петуховых, любившая приглашать на чай знаменитых художников, композиторов начала ХХ века – Виктора Борисова-Мусатова, Александра Скрябина.
Чайные традиции повлияли и на женскую моду конца XIX-начала XX века. В гардеробе московских модниц появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На выставке можно увидеть эксклюзивные образцы подобных облачений из собрания Фонда историка моды, коллекционера Александра Василева.
В экспозиции также представлены уникальные вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай.