Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2024
Чаепитие как традиция

Чаепитие как традиция

В Музее В.А. Тропинина открылась выставка «Мода на чай»
Подготовила Мария Максимова
12.01.2023
Чаепитие как традиция

Триумфальное распространение чая в России пришлось на XIX век. Он завоевал все слои общества: от высшей аристократии до крестьянства. Чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада.

На выставке посетителям расскажут, как чай добирался до московских прилавков. Торговля чаем в конце XVIII-начале XIX вв. призывала к деятельности людей недюжинных способностей и энергии. Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч по Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.

На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова, который писал картины о посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина. В рамках экспозиции впервые можно видеть серию графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств.

Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где был не дешев, но достаточно широко доступен. В первой половине XIX века Москва потребляла до 60% ввозимого в Россию чая. Москва буквально стала столицей русской чайной торговли и лидером чаепотребления, а также законодательницей традиций. Число чайных магазинов в столице превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где продавали чай, было более трехсот.

В экспозиции представлены портреты купцов из Москвы того времени. На них изображены члены старейших чаеторговых семей: Перловых, Карзинкиных, Боткиных и многих других. Портреты принадлежат кисти ведущих художников того времени: В.А. Тропинина, К.А. Горбунова и других мастеров.

Бытописатели уже тогда замечали, что европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай. Так к началу ХХ века Россия стала абсолютным лидером по потреблению чая в мире.

Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано и с изобретением уникального водогрейного сосуда – самовара. Так к 1850 году в Туле работало 28 самоварных фабрик, на которых выпускали 120 000 самоваров. Появление широкого ассортимента чайной посуды из фарфора и фаянса, также представленного на выставке, несомненно, добавляло интерес к чайной церемонии.

В.Г. Белинский писал: в 1845 году: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только чай пьет. Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В то время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так. Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег», – А.И. Вьюрков.

На выставки представлены жанровые картины, натюрморты и семейные портреты, относящиеся к теме чайной традиции. В графических и живописных произведениях К.В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П.А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.

Кстати, само музейное здание – особняк, дополняет выставку своей исключительной атмосферой, ведь последними владельцами его была династия Петуховых, любившая приглашать на чай знаменитых художников, композиторов начала ХХ века – Виктора Борисова-Мусатова, Александра Скрябина.

Чайные традиции повлияли и на женскую моду конца XIX-начала XX века. В гардеробе московских модниц появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На выставке можно увидеть эксклюзивные образцы подобных облачений из собрания Фонда историка моды, коллекционера Александра Василева.

В экспозиции также представлены уникальные вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай.


По материалам СМИ


Эксклюзив
21.05.2024
Юрий Алексеев
Наши оборонные наработки напугали Запад
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.