Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 марта 2023
Чаепитие как традиция

Чаепитие как традиция

В Музее В.А. Тропинина открылась выставка «Мода на чай»
Подготовила Мария Максимова
12.01.2023
Чаепитие как традиция

Триумфальное распространение чая в России пришлось на XIX век. Он завоевал все слои общества: от высшей аристократии до крестьянства. Чаепитие стало атрибутом домашнего и общественного быта, учебных заведений, трактиров и чайных, благотворительных ярмарок, светских приемов, воинской службы и даже тюремного уклада.

На выставке посетителям расскажут, как чай добирался до московских прилавков. Торговля чаем в конце XVIII-начале XIX вв. призывала к деятельности людей недюжинных способностей и энергии. Протяженность Великого чайного пути от китайских плантаций до Москвы составляла более десяти тысяч верст, в том числе, около шести тысяч по Российской империи. До середины XIX в. в Москву чай доставляли преимущественно караванным путем из пограничной Кяхты через Сибирь.

На выставке самое закрытое азиатское государство показано через творчество художника И.П. Александрова, который писал картины о посольской миссии в Китае графа Ю.А. Головкина. В рамках экспозиции впервые можно видеть серию графических «Китайских зарисовок» бывшего шереметевского крепостного, воспитанника, а впоследствии и академика Императорской Академии художеств.

Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где был не дешев, но достаточно широко доступен. В первой половине XIX века Москва потребляла до 60% ввозимого в Россию чая. Москва буквально стала столицей русской чайной торговли и лидером чаепотребления, а также законодательницей традиций. Число чайных магазинов в столице превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где продавали чай, было более трехсот.

В экспозиции представлены портреты купцов из Москвы того времени. На них изображены члены старейших чаеторговых семей: Перловых, Карзинкиных, Боткиных и многих других. Портреты принадлежат кисти ведущих художников того времени: В.А. Тропинина, К.А. Горбунова и других мастеров.

Бытописатели уже тогда замечали, что европейский Петербург начинал утро с чашки горячего кофе, водохлебы Москвы пять раз на дню стаканами пили чай. Так к началу ХХ века Россия стала абсолютным лидером по потреблению чая в мире.

Распространение чая и рождение национальной традиции чаепития было связано и с изобретением уникального водогрейного сосуда – самовара. Так к 1850 году в Туле работало 28 самоварных фабрик, на которых выпускали 120 000 самоваров. Появление широкого ассортимента чайной посуды из фарфора и фаянса, также представленного на выставке, несомненно, добавляло интерес к чайной церемонии.

В.Г. Белинский писал: в 1845 году: «В Москве много трактиров, и они всегда набиты преимущественно тем народом, который в них только чай пьет. Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В то время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером: пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и просто так. Пили с молоком, лимоном, с вареньем, а главное с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег», – А.И. Вьюрков.

На выставки представлены жанровые картины, натюрморты и семейные портреты, относящиеся к теме чайной традиции. В графических и живописных произведениях К.В. Рабуса, А.П. Сапожникова, П.А. Федотова, Л.К. Плахова, Д.П. Волохова, П.В. Кузнецова из собрания музея Тропинина можно увидеть сцены чаепития и на народном гулянии, и в трактире, и в домашнем интерьере. Вошедшие в состав экспозиции оригинальные чайные и кондитерские упаковки фирм Боткиных, Перловых, Поповых, Абрикосовых, Эйнемов, Сиу и прочих показывают всесословный характер чаепития.

Кстати, само музейное здание – особняк, дополняет выставку своей исключительной атмосферой, ведь последними владельцами его была династия Петуховых, любившая приглашать на чай знаменитых художников, композиторов начала ХХ века – Виктора Борисова-Мусатова, Александра Скрябина.

Чайные традиции повлияли и на женскую моду конца XIX-начала XX века. В гардеробе московских модниц появились очаровательные домашние платья свободного покроя, предназначенные для чаепития в кругу близких. На выставке можно увидеть эксклюзивные образцы подобных облачений из собрания Фонда историка моды, коллекционера Александра Василева.

В экспозиции также представлены уникальные вещи коллекционеров: потомка московских чаеторговцев Боткиных, историка чая и кандидата исторических наук Ивана Соколова, Татьяны Удрас и Ирины Чичкиной. Предоставленные ими для экспонирования уникальные предметы помогают погрузиться в атмосферу времени, сформировавшего моду на чай.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Питерский
23.01.2023 21:50
КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА 20.01.2023 11:10
/"Чай полезней энергетиков и водки!"/.

Ой, не скажите, г-жа КОНСТАТАЦИЯ, не скажите: обильное чаепитие способствует вымыванию кальция из организма. В результате, кости становятся излишне пористыми и ломкими, при переломах крайне плохо срастаются (если вообще срастаются) ...
КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА
20.01.2023 11:10
Чай полезней энергетиков и водки!
Питерский
19.01.2023 21:23
/"Это народ, выпивающий по 15 самоваров, народ, который не может без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах"/.
А кто же тогда поговорку сочинил: "Чай не водка, много его не выпьешь..."?
ПОЭТ СЕРГЕЙ КАНЫГИН
17.01.2023 21:14
Если судить по именам художников, то выставка и вправду интересная! Картины Волохова, Плахова и Шульца (на фото) стоят того, чтобы их увидеть! А уж Федотов и Тропинин и подавно достойны любования!
Яр
17.01.2023 16:29
Очень интересно, спасибо! Сам люблю чай до страсти!
Elena
12.01.2023 15:45
Спасибо, очень интересно.
Как жаль , что я не в Москве.
Даа, а чайных посиделок мне с подругами очень не хватает.

Эксклюзив
16.03.2023
Валерий Панов
В прошлом году в России ежедневно происходило до тысячи возгораний. Кто стоит за ними?
Фоторепортаж
20.03.2023
Подготовила Мария Максимова
В петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная 350-летию русского балета.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..