Блестящая реплика
Впервые экспонаты выставки «Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII – начала XIX века из собрания Исторического музея», демонстрируются как самоценные и самодостаточные предметы роскоши.
В экспозиции представлено порядка 250 уникальных экспонатов из фондов Исторического музея: серьги, кольца, броши, медальоны, пуговицы, башмачные пряжки, лорнеты, зрительные трубки, часы, шатлены, веера, а также ордена, парадные шпаги, масонские знаки; предметы личного благочестия – кресты, образки и иконы, шкатулки, подсвечники, курильницы, богато украшенная мебель. Все эти произведения искусства позволяют по- новому взглянуть на материалы, традиционно считавшиеся подражательными.
Ограниченность природных месторождений драгоценных камней и трудности в обработке натуральных минералов привели к поиску альтернативных решений. Даже при императорских европейских дворах не все были в состоянии усыпать себя бриллиантами, поэтому когда в середине XVIII века немецкий ювелир Фридрих Штрасс путём многочисленных экспериментов создал искусственный бриллиант. Штрасс нашёл на берегу Рейна сверкающий горный хрусталь, который и натолкнул его на идею создания имитации драгоценного камня из стекла, получившего в итоге название «страз» по латинской транскрипции его фамилии – Strass. Так мода на стразы охватила всю Европу.
Главным преимуществом страз перед драгоценными камнями, была простота их огранки и обработки. С их помощью можно было всегда следовать изменчивой моде: количество стразов и граненой стали было неограниченным, также же, как их размер и форма; Поэтому они идеально подошли на роль новаторских декоративных элементов.
Более того, их умение отражать свет и загадочный блеск порой превосходили подлинные бриллианты. Первый зал выставки посвящен как раз особенностям искусственного освещения того времени и его роли в возникновении моды на стразы и граненую сталь.
Такие украшения и аксессуары носили даже при дворе. Они не считались подделкой, напротив, были самоценны и наравне с другими имитациями знаменовали собой превосходство человека над природой, концепцию важную для эпохи промышленной революции.
Выставка для посетителей открыта до 12 января 2026 года.
По материалам СМИ
Фото предоставлено Государственным историческим музеем ГИМ


