Урок «главному европейскому локомотиву»
Союзнические отношения Германии с Россией вполне могли бы положить предел американской диктатуре в Европе, сделав Германию абсолютным лидером континента, если бы не ее настойчивое стремление положить на бок собственную экономику. Понимают ли это в Берлине?
Новость, которую трудно назвать неожиданной, пришла из Брюсселя: федеральный банк Германии опубликовал ежемесячный отчет, предсказывающий сокращение экономики в течение двух кварталов подряд – тенденцию, которую экономисты характеризуют как рецессию, сообщает Еuractiv. Банк предупреждает, что низкий объем промышленного производства, снижение внешнего спроса и слабый строительный сектор, на который повлияли растущие процентные ставки и затраты на ресурсы ослабляют экономический прогноз на первый квартал этого года. Добавим, что и инфляция в Германии продолжает оставаться высокой, снижая покупательную способность частных домохозяйств. Так что банк предупреждает, что «значительного улучшения ожидать не следует», и ВВП страны, по итогам года, станет меньше. Рецессия, господа немцы!
Нет никакого секрета в том, куда растерял свои пары «главный локомотив Европы». Оставшись без российской энергетической тяги, германский «локомотив» превратился в «паровоз», для которого срочно пришлось открывать старые шахты с бурым угольком в Рейнском бассейне. Ещё полгода назад «зелёные оракулы» Германии вещали о том, что к 2030 году закроется последняя угольная шахта. Однако с наступлением холодов даже «Гринпис объявил, что, учитывая серьезность текущей ситуации, они не будут возражать против ввода в эксплуатацию большего количества угольных электростанций», – пишет Forbes.
Логику решения Берлина о закрытии своих атомных электростанций после аварии на АЭС «Фукусима» пусть немцы проверяют сами. Ведь не землетрясение 2011 года привело к остановке АЭС, а последовавшее за ним цунами. Германия, не подверженная ни сильным землетрясениям, ни, уж тем более, цунами, благословила этот абсурд, несмотря на мнение собственных учёных. Её атомные электростанции в 2021 году производили почти столько же электроэнергии, сколько и угольные. Зато теперь «зелёный» министр экономики и защиты климата Роберт Хабек (Robert Habeck) называет возвращение загрязняющих воздух угольных электростанций горькой новостью. И она не единственная для немцев.
Ведущий в Европе лондонский журнал финансовой разведки The European Financial Review на этой неделе «разведал», что ожидавшаяся пост-трамповская перезагрузка между двумя экономическими гигантами ЕС и США, которая должна была оздоровить их отношения после избрания Джо Байдена, вместо этого ещё более напрягла Брюссель после принятия Закона о снижении инфляции в США (IRA). Этот закон «весом» в 369 миллиардов долларов предусматривает субсидии и уменьшение налогов американским производителям с «зелёными технологиями» и такой же продукцией. Для Европы, и Германии в том числе, он стал «ударом под дых», так как протекционистские меры США немедленно привели к началу бегства в Америку германских наиболее высокотехнологических производств.
Позорная для Берлина потеря газопроводов «Северный поток» в один день уравняла «локомотив» Европы с прибалтийскими неофитами ЕС, радостно подпрыгивающими на берегу. Но этим-то, живущим на подачки Евросоюза, и терять было нечего.
После взрывов на дне Балтики там же утонула и единственная надежда Берлина не только на то, что он станет газовым хабом для всей Европы, получая 55 миллиардов кубометров газа в год, но и на спасение от холуйского подчинения произволу США.
Не спасся. А закон о снижении инфляции в США, противоречащий «столбовому» принципу ВТО, отменяющему всякие протекционистские меры и условия, «объяснил» Берлину, что США не остановятся ни перед чем в своём нашествии на Европу. Понятно, что в начавшейся войне США с ЕС Германия была главным соперником.
Выбор? Он, конечно, был: решительно защищать самостоятельность своей внешней политики, отстаивая партнёрские отношения с Россией и Китаем, или столь же решительно закрыть глаза, полагаясь на милость Вашингтона. Глава комитета по вопросам энергетики и климата бундестага Клаус Эрнст тогда подсказывал Шольцу, что Германия вполне может преодолеть энергетический кризис в стране, начав переговоры с Россией, но Шольц выбор уже сделал.
И Оливер Блум, председатель правления крупнейшего в Германии автоконцерна Volkswagen AG, – тоже: головной офис, а с ним и налоги концерна готовят к тому, чтобы перенести из города Вольфсбург в США. Volkswagen Group, в который на конец 2021 года входило более 1500 дочерних компаний, совместных предприятий и партнёрств, в списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за прошлый год занимал 25-е место, в списке Fortune Global 500 – был восьмым. Только в Европе на него работают 640 тысяч сотрудников. Однако, с началом года Volkswagen вынужден был сократить количество рабочих смен в Вольфсбурге и вводить простои с 9 по 27 января.
Вслед за Volkswagen засобирались в Штаты BASF и BMW. У них та же причина – цены на энергетику в Европе. Закрывает производство в Германии компания Kostal Automobil Elektrik – она переносит рабочие места в Венгрию, потому что не собирается отказываться от российского газа. Производитель керамической плитки V&Btiles готовится отбыть в Турцию...
Однако, и это ещё не последняя угроза с той стороны Атлантики. Понимая, что американские компании получают несправедливое преимущество на мировом рынке, не будучи обязанными придерживаться тех же норм, что и их конкуренты из Европы, забеспокоился Брюссель. Может ли он принять ответные меры, введя свои собственные правила поведения на внутреннем рынке и предоставив субсидии своим предприятиям? Выбор тот же, что и у Олафа Шольца. Если да – то ведь Вашингтон обидится. А если нет...
Всю прошедшую неделю брюссельский Еuractiv бил тревогу: «Многие европейские страны уже объявили о намерении перенести свои запланированные инвестиции из Европы в США.
В прошлом месяце корейский производитель солнечных панелей в Европе Hanwha Q Cells объявил, что потратит 2,32 миллиарда евро на новое производственное предприятие в Джорджии, США. Вместе с тем постоянное снижение конкурентоспособности промышленности ЕС из-за жесткого регулирования из Брюсселя не является «инновацией» и определенно не прямой результат протекционизма США или войны в Украине. Причина – в «зелёных» манипуляциях экономикой стран Евросоюза без учёта собственно европейских интересов.
Совсем потеряли конкурентоспособность немецкие производители солнечных фотоэлектрических систем, проиграв бизнес Китаю, который теперь контролирует более 80% каждого ключевого этапа процесса такого производства. Ещё хуже ситуация в алюминиевой промышленности. Её продукция требуется во всех ключевых технологиях производства электромобилей, тепловых насосов, водородных электролизеров, в электрических сетях. «За последние двадцать лет здесь потеряна треть мощностей, а оставшиеся – на 50% отключены в результате энергетического кризиса и могут никогда не вернуться», – считает издание. И если при этом внедрить новую придумку «зелёного» Брюсселя – «механизма корректировки границ выбросов углерода» (CBAM), стоимость производства алюминия в Европе вырастет на 43%. Это означает, что европейский алюминий будет как минимум на 43% дороже, чем любой другой в мире. Евро-шизофрения Европы с декарбонизацией промышленности ведёт к дальнейшей деиндустриализации Старого Света.
В четверг на минувшей неделе Брюссель кинулся обсуждать проблему вставшего перед ним выбора, но сразу же объявил, что «вместо того, чтобы жаловаться на американский подход, мы должны посмотреть, чему мы можем из него научиться. И вместо того, чтобы наказывать наши собственные отрасли, мы должны посмотреть, как мы можем помочь им ускорить декарбонизацию».
Без подсказок понятно, что ни ЕС, ни Германии не грозит всплеск политической активности, направленной на то, чтобы отстоять собственные интересы – своего голоса Европа напрочь лишена. Она займет предложенную ей Вашингтоном нишу в тени интересов США и проглотит эту горькую пилюлю.
А «паровозик» Евросоюза – он, конечно, останется и будет подсвистывать Вашингтону, как сделал это канцлер Германии Шольц: «Я уверен, что это (возможность принятия контрмер ЕС) потребует большой работы, больших усилий и, конечно, множества решающих дискуссий, но, в конце концов, мы найдем решение, с которым мы все сможем жить, – США, Европейский союз и его государства-члены».
Очевидно, что будет ли Германия производить сталь или алюминий в Европе, а вместе с ними и энергоблоки, электромобили, другие экологически чистые товары, или всё это будет проще и дешевле производить в США, решат в Вашингтоне.
?>