Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июля 2024
Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Когда же регион будет полностью разблокирован?
Алексей Чичкин
26.01.2021
Турецкий тупик «Транссиба Закавказья»

Железные дороги на Южном Кавказе, имеющие важнейшее значение не только для кавказских, но и евроазиатских экономических связей, уже разблокируются. К сожалению, пока не все: сказываются последствия недавней карабахской войны. Тем не менее в Москве, Баку и Ереване подтверждают, что железные дороги в регионе вскоре возобновят работу. Но об участии Турции в этом процессе почему-то пока говорят мало. Притом что Анкара ввела транспортную блокаду Армении еще в сентябре 1993 года. Зато железная дорога Турция — Грузия — Азербайджан как исправно работала, так и работает. Впрочем, и железная дорога Турция — Иран — Азербайджан тоже.

В то же время не Иран, непосредственный сосед Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а Турцию, всецело поддерживающую Азербайджан (в отличие от нейтрального Ирана), допустили к мониторингу ситуации в Нагорном Карабахе и в примыкающих к нему районах между Арменией и Азербайджаном. Но такой допуск, как и ранее заявленное разблокирование транспортных артерий в регионе, не сопровождаются обязательством Анкары упразднить транспортную блокаду Армении. В такой ситуации, как отмечают армянские СМИ, Ереван вполне может поставить условие: Армения разблокирует свои транзитные железные дороги в том случае, если будет отменена турецкая транспортная блокада Армении.

Турция, прежде всего в силу географического фактора, едва ли сможет устраниться от решения этого вопроса.

Именно по маршруту Армения — Азербайджан обеспечивается для Анкары кратчайший выход к России, а также к Каспийскому бассейну, в том числе к нефтегазовым залежам.

Турецкий бизнес участвует в их освоении.

Поэтому, как полагает российский эксперт Андрей Арешев, «наверняка ведутся и армяно-турецкие переговоры о нормализации отношений и об открытии границы». По его оценкам, «Турции выгодно закрыть для себя один из региональных конфликтов, продемонстрировав свою незаменимость как регионального игрока». Соответственно, Анкара и Баку «будут стремиться к тому, чтобы повысить экономическое влияние на Армению».

Однако в Армении скептически оценивают решение транспортного вопроса со стороны Турции. Тем более что Анкара, похоже, не планирует решать его без Баку. Так, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил на днях: «…если перемирие в Нагорном Карабахе будет долгосрочным, Турция и Азербайджан могут предпринять шаги для нормализации отношений с Арменией. Мы будем координировать этот процесс взаимно с Азербайджаном».

Как видим, пока со стороны Анкары нет никакой конкретики. А ведь разблокирование железных дорог создаст для Азербайджана кратчайший путь в Турцию в отличие от трансгрузинского маршрута Баку — Тбилиси — Ахалкалаки — Карс — Эрзурум. А это, если подробней, — железнодорожный маршрут Эрзурум — Карс (Турция) — Гюмри — Арташат (Армения) — Нахичевань-Джульфа (Азербайджан) — Мегри (Армения) — Горадиз — Алят — Баку (Азербайджан). О важности именно этого маршрута для Азербайджана часто говорит Ильхам Алиев, что может оказать влияние на транспортную политику Турции в отношении Армении.

Так, 11 января с.г. в Москве глава Азербайджана заявил, что благодаря разблокированию региональных артерий «появится выход и на турецкий рынок, на турецкие и российские железные дороги, то есть открываются огромные перспективы для всего региона». Причем Ильхам Алиев косвенно дал понять, что транспортное разблокирование может дополниться армяно-турецким сегментом: «Я уверен, что рабочая группа, нами созданная (эксперты РФ, Азербайджана и Армении. — А.Ч.), будет эффективно работать, докладывать о реализации проектов. Там несколько проектов и я уверен, что всё это будет реализовано».

Напомним, что железнодорожный маршрут через Армению в Турцию существует с 1900 года! Причем в 1930-х и в 1960-х — 1980-х гг. в советско-турецком железнодорожном сообщении по тому же маршруту курсировали и пассажирские поезда... 

Сегодня российский доступ к транзитной армяно-турецкой магистрали возможен через Азербайджан, далее через северную Армению или по «Закавказскому Транссибу», проходящему вдоль азербайджано- и армяно-турецкой границы.

Отметим, что именно эта магистраль значится среди первоочередных к разблокированию.

Очевидно, что комплексное урегулирование ситуации, в том числе логистической, не может не включать в себя и прекращение турецкой транспортной блокады Армении. Оно выгодно, наряду с Арменией и Азербайджаном, также России и Турции. Между ними восстановится традиционный железнодорожный маршрут. Это очень важный этап в контексте не только двусторонних российско-турецких взаимоотношений, но и нормализации общерегиональной обстановки. Но в данный момент, как говорится, мяч на турецкой стороне.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.