Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 мая 2024
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Роль этой магистрали велика для России и всех стран региона
Алексей Чичкин
24.11.2020
Заработает ли «Транссиб Закавказья»?

Соглашение по урегулированию вооруженного конфликта между Арменией и Азербайджаном предусматривает возобновление работы всех магистралей Закавказья, в том числе международных. Следовательно, предстоит восстановить и трансрегиональную железную дорогу, соединяющую Россию, Азербайджан, Армению и Иран, идущую также (через Армению) в Турцию и к черноморским портам Грузии. Почти 30 последних лет из-за армяно-азербайджанского конфликта магистраль бездействовала, хотя еще в 1910-х получила название «Транссиба Закавказья».

Закавказская железная дорога строилась поэтапно с 1865 по 1949 г. Ответвление в Иран (от азербайджанской станции Джульфа) было создано к 1911 году, а в Турцию от станции Ахурян в Армении — в 1899 году. Таким образом, «Транссиб Закавказья» изначально планировался как для дополнительного сквозного маршрута через Закавказье, так и для соединения железнодорожной сети этого региона и Российской империи с Турцией и Ираном. В 1930-х — начале 1940-х гг. параллельно границе с Ираном был построен участок из Нахичеванской автономной республики Азербайджана через Южную Армению (район Мегри) на Баку.

В результате артерия была состыкована и с Прикаспийской железной дорогой РСФСР — Азербайджан. В целом была сформирована международная железнодорожная сеть советское Закавказье — Турция — Иран.

Это позволило, во-первых, активно развивать экономические связи республик региона и всего СССР с Турцией и Ираном. А во-вторых — осваивать международный евроазиатский грузопоток: этот транзит через Южное Закавказье за 1950-е — 1980-е возрос более чем в шесть раз. При этом суммарные транзитные доходы к 1987 году превысили (в текущих ценах) 17 млрд долл. Неудивительно, что Экономический и Социальный Совет ООН и Постоянная конференция ООН по торговле и развитию еще в 1960 году включили «Транссиб Закавказья» в реестр 30 стальных магистралей международного значения.

Значимость этого транспортного коридора особенно проявилась в годы Великой Отечественной войны: за 1942 — 1945 годы было перевезено свыше 70% всего объема грузов, поступивших через Иран в СССР из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Южнофриканского союза и Британской Индии. А первый пассажирский поезд Тбилиси — Ереван — Нахичевань — Джульфа — Мегри — Баку (и в обратном направлении) прошел еще в 1943 году. Более того: в 1950-х — середине 1980-х через Джульфу ходил еще пассажирский поезд Москва — Тегеран — Москва.

Сегодня, по предварительным экспертным оценкам, благодаря этой магистрали объем российско-иранской и российско-турецкой торговли может увеличиться, соответственно, минимум на 30% и на 20 — 25%.

Рост объемов армяно-иранской и турецко-азербайджанской торговли прогнозируется на 40 — 50% и на 25 — 30% при возобновлении работы этой артерии. Плюс ко всему в Скандинавии, Восточной Европе, с одной стороны, и в странах бассейна Персидского залива, с другой, растет спрос на взаимный грузовой транзит в треугольнике Черноморско-Каспийский регион РФ (Северный Кавказ) — страны Закавказья — Иран.

Освоение крупных запасов руд цветных металлов в Нахичеванском регионе, увеличение мощностей медно-кобальтового комбината на базе местного сырья в южноармянском районе Капан-Горис (северо-восточнее Мегри) тоже станут возможными при деблокировке «околоиранского» армяно-азербайджанского железнодорожного участка (Нахичевань — Мегри — Минджевань). Как и развитие хлопководства, субтропического земледелия, освоение крупных запасов целебных минвод в сопредельных районах Армении и Азербайджана, что примыкают к тому же участку.

Кстати, еще в 1980-х такие планы были сориентированы на развитие пропускной способности большей части «Транссиба Закавказья». Таким образом, становятся вполне очевидными экономические и геополитические выгоды для России, Ирана, Турции и закавказских стран при возобновлении работы «Транссиба Закавказья».

Однако для полноценного использования маршрута нужно реконструировать не меньше трети его протяженности, так как почти 30 лет простоя привели в негодность немало участков магистрали. В ее использовании заинтересованы также Иран, Турция, Армения и Азербайджан, судя по тому, что положение о разблокировании транспортной сети включено в трехстороннее соглашение Москвы, Еревана и Баку об урегулировании конфликта.

Очевидно, что «Транссиб Закавказья» можно вернуть к полноценной работе только совместными усилиями Армении, Азербайджана, Турции, Ирана и, конечно, России.

Главное, чтобы договоренности о прекращении войны в регионе выполнялось в полном объеме. А также — была отменена Турцией транспортная блокада Армении, введенная еще в 1993-м.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.