Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 декабря 2024
Стратегия развития

Стратегия развития

Россия начинает масштабное строительство железных дорог
Игорь Валентинов
09.04.2020
Стратегия развития

Утвержденная недавно правительством РФ транспортная стратегия до 2035 года предусматривает устранение межрегиональных диспропорций в развитии транспортной сети, расширение сети высокоcкоростных дорог и повышение пропускной способности магистралей, примыкающих к морским портам страны. Решающая роль в реализации этих задач отводится железнодорожному транспорту.

Такой акцент оправдан уже потому, что в протяженности железнодорожной сети примерно 40% территории РФ — Европейский регион страны и Урал — располагают почти 70% данной сети. А 60% российской территории — Сибирь и Дальний Восток располагают лишь третью всей протяженности стальных магистралей страны. При этом не меньше 40% совокупного объема грузовых перевозок в стране приходится на железнодорожный транспорт.

Устранение этой диспропорции позволит минимум вдвое увеличить объемы железнодорожных грузоперевозок между европейским (включая Урал) и азиатским регионами страны; не менее чем на треть повысить совокупный ВВП регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока; на 25—39% поднять уровень занятости трудоспособного населения в этих регионах.

А также на 20 —25% увеличить загрузку предприятий более чем 25 отраслей европейского региона РФ благодаря их более широкому взаимодействию с отраслями-партнерами в азиатской части страны. Что обусловлено развитием межрегиональной железнодорожной и всей транспортной сети.

Реализация столь масштабных планов потребует более активного развития транспортного машиностроения и смежных с ним промышленных секторов. При этом до половины всех инвестиционных затрат в рамках стратегии предусмотрены за счет госбюджета, а 50—60% составят коммерческие и смешанные (государство+бизнес) инвестиции.

Скажем, проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает суммарное увеличение к середине 2030-х провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов/пограничных железнодорожных переходов Дальнего Востока почти на 70 млн тонн в год к уровню 2012 года (до 130 млн тонн/год). Одновременно будут достроены ответвления от этих стержневых артерий почти во все восточносибирские и дальневосточные субъекты Федерации, что позволит реализовать свыше 40 проектов в промышленности, АПК, энергетике.

Наряду с этим планами важнейшим проектом стратегии остаётся «Заполярный Транссиб», то есть Северный широтный ход (СШХ, Северный Урал — Север Западной Сибири) протяженностью более 750 км. Его реализацию намечается завершить к концу 2020-х.

Глава ЯНАО Дмитрий Артюхов на днях уточнил, что в «ближайшие годы на Ямале будут реализованы крупные инфраструктурные проекты, прежде всего СШХ. Проект технически сложный и не имеет аналогов. Мы продолжим оказывать ОАО «РЖД» необходимое содействие для реализации столь экономически и политически значимого проекта». В свою очередь, начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников поясняет, что в 2020 году инвестиции РЖД в сооружение этой магистрали увеличатся на 18% — до 2 млрд рублей.

Напомним, что «Заполярный Транссиб» обеспечит минимум на 30% сокращение протяженности маршрутов между обширными северными районами Урала и Западной Сибири, включая западносибирские порты, до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, балтийско-атлантических проливов, что повысит также конкурентоспособность транспортной системы РФ в освоении международных грузопотоков.

Стратегия предусматривает также дальнейшее развитие высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения, причем почти по всей стране.

Запланированы модернизация (создание) 4,3 тыс. км высокоскоростных и свыше 7,5 тыс. км скоростных линий. Основными линиями высокоскоростных магистралей (ВСМ) должны стать направления Москва — Санкт-Петербург (659 км), Москва — Казань — Екатеринбург (1532 км), Москва – Ростов — на-Дону — Сочи — Адлер — граница с Абхазией (1550 км). В планах с 2035-го продление ВСМ и/или скоростных линий к каспийскому побережью РФ, в Скандинавию, Восточную Европу через Белоруссию, в Азербайджан, Казахстан и в Восточную Сибирь со стыковкой с линиями КНР.

Этим проектам способствует, в том числе, наличие с 2010-х в России необходимых производств от рельсов и подвижного состава до комплексного инфраструктурного обслуживания железнодорожных артерий. Тем более что уровень импортозамещения в этой сфере к настоящему времени превышает 60% и к концу 2020-х достигнет минимум 75%.

Эти и другие планы имеют, конечно, стратегическое значение для страны. Но в условиях пандемии они приобретают еще и глубоко символичный смысл.

Государство, таким образом, демонстрирует свою нацеленность на решение стратегически значимых задач комплексного экономического развития страны. И еще, что не менее важно, политическую волю власти и наличие достаточных сил и средств.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
06.12.2024
Подготовила Мария Максимова
К 10-летнему юбилею воссоединения полуострова с Россией

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.