Стратегия развития
Утвержденная недавно правительством РФ транспортная стратегия до 2035 года предусматривает устранение межрегиональных диспропорций в развитии транспортной сети, расширение сети высокоcкоростных дорог и повышение пропускной способности магистралей, примыкающих к морским портам страны. Решающая роль в реализации этих задач отводится железнодорожному транспорту.
Такой акцент оправдан уже потому, что в протяженности железнодорожной сети примерно 40% территории РФ — Европейский регион страны и Урал — располагают почти 70% данной сети. А 60% российской территории — Сибирь и Дальний Восток располагают лишь третью всей протяженности стальных магистралей страны. При этом не меньше 40% совокупного объема грузовых перевозок в стране приходится на железнодорожный транспорт.
Устранение этой диспропорции позволит минимум вдвое увеличить объемы железнодорожных грузоперевозок между европейским (включая Урал) и азиатским регионами страны; не менее чем на треть повысить совокупный ВВП регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока; на 25—39% поднять уровень занятости трудоспособного населения в этих регионах.
А также на 20 —25% увеличить загрузку предприятий более чем 25 отраслей европейского региона РФ благодаря их более широкому взаимодействию с отраслями-партнерами в азиатской части страны. Что обусловлено развитием межрегиональной железнодорожной и всей транспортной сети.
Реализация столь масштабных планов потребует более активного развития транспортного машиностроения и смежных с ним промышленных секторов. При этом до половины всех инвестиционных затрат в рамках стратегии предусмотрены за счет госбюджета, а 50—60% составят коммерческие и смешанные (государство+бизнес) инвестиции.
Скажем, проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает суммарное увеличение к середине 2030-х провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов/пограничных железнодорожных переходов Дальнего Востока почти на 70 млн тонн в год к уровню 2012 года (до 130 млн тонн/год). Одновременно будут достроены ответвления от этих стержневых артерий почти во все восточносибирские и дальневосточные субъекты Федерации, что позволит реализовать свыше 40 проектов в промышленности, АПК, энергетике.
Наряду с этим планами важнейшим проектом стратегии остаётся «Заполярный Транссиб», то есть Северный широтный ход (СШХ, Северный Урал — Север Западной Сибири) протяженностью более 750 км. Его реализацию намечается завершить к концу 2020-х.
Глава ЯНАО Дмитрий Артюхов на днях уточнил, что в «ближайшие годы на Ямале будут реализованы крупные инфраструктурные проекты, прежде всего СШХ. Проект технически сложный и не имеет аналогов. Мы продолжим оказывать ОАО «РЖД» необходимое содействие для реализации столь экономически и политически значимого проекта». В свою очередь, начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников поясняет, что в 2020 году инвестиции РЖД в сооружение этой магистрали увеличатся на 18% — до 2 млрд рублей.
Напомним, что «Заполярный Транссиб» обеспечит минимум на 30% сокращение протяженности маршрутов между обширными северными районами Урала и Западной Сибири, включая западносибирские порты, до портов Балтийского, Белого, Баренцева морей, балтийско-атлантических проливов, что повысит также конкурентоспособность транспортной системы РФ в освоении международных грузопотоков.
Стратегия предусматривает также дальнейшее развитие высокоскоростного и скоростного железнодорожного сообщения, причем почти по всей стране.
Запланированы модернизация (создание) 4,3 тыс. км высокоскоростных и свыше 7,5 тыс. км скоростных линий. Основными линиями высокоскоростных магистралей (ВСМ) должны стать направления Москва — Санкт-Петербург (659 км), Москва — Казань — Екатеринбург (1532 км), Москва – Ростов — на-Дону — Сочи — Адлер — граница с Абхазией (1550 км). В планах с 2035-го продление ВСМ и/или скоростных линий к каспийскому побережью РФ, в Скандинавию, Восточную Европу через Белоруссию, в Азербайджан, Казахстан и в Восточную Сибирь со стыковкой с линиями КНР.
Этим проектам способствует, в том числе, наличие с 2010-х в России необходимых производств от рельсов и подвижного состава до комплексного инфраструктурного обслуживания железнодорожных артерий. Тем более что уровень импортозамещения в этой сфере к настоящему времени превышает 60% и к концу 2020-х достигнет минимум 75%.
Эти и другие планы имеют, конечно, стратегическое значение для страны. Но в условиях пандемии они приобретают еще и глубоко символичный смысл.
Государство, таким образом, демонстрирует свою нацеленность на решение стратегически значимых задач комплексного экономического развития страны. И еще, что не менее важно, политическую волю власти и наличие достаточных сил и средств.
Материалы по теме: