Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
«Заполярный Транссиб» соединит океаны

«Заполярный Транссиб» соединит океаны

Россия уверенно реализует свой самый грандиозный проект
Игорь Валентинов
15.11.2019
«Заполярный Транссиб» соединит океаны

Похоже, реализация трансазиатского железнодорожного проекта «Северный широтный ход» (СШХ, Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево) протяженностью более чем в 707 км   будет завершена в установленные сроки — не позже 2025 года. ОАО «РЖД» в конце октября с.г. окончательно утвердило инвестиционную программу проекта объемом, притом что его поэтапная реализация ведётся с середины 2010-х. Это, подчеркнем, один из самых масштабных экономических проектов на территории бывшего СССР. (Напомним: стоимость строительства Крымского моста была утверждена в размере 227,92 млрд рублей.)

«Столетие» неоднократно сообщало о многих взаимосвязанных социально-экономических и геополитических выгодах для страны в контексте создания этой магистрали, которые с успехом перекрывают немалые расходы по ее сооружению. Если коротко, то это — 40-50-процентное увеличение объемов промышленного производства и экспорта в Сибири; освоение там    крупных запасов энергетического, химического, металлургического сырья, деловой древесины, а также разнообразных прибрежных рыборесурсов; 20-30-процентный рост грузоперевозок по параллельному Севморпути. Вдобавок это и сокращение до минимума затрат из-за частых перегрузок с одного вида транспорта на другой во время осуществления комплекса ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России основными жизненно важными товарами (прежде всего, продовольствием и нефтепродуктами) в преддверии зимнего сезона, получившего название Северного завоза.

Кроме того, после 2025 г. планируется состыковать СШХ с тихоокеанским портами Магаданской области и Камчатки, в том числе и с теми портами, пропускную способность которых намечено увеличить минимум в полтора раза (Аян и Охотск на побережье Охотского моря).

Значимость этих аспектов создания и развития «Заполярного Транссиба» подчеркнул президент России Владимир Путин на конференции Валдайского клуба 3 октября с.г.: «Важно соединить порты в Арктике с морскими воротами в Тихом и Индийском океанах. Для этого мы намерены ускорить реализацию всего комплекса проектов „Северный широтный ход“, включая строительство железнодорожных подходов и к порту Сабетта — это на полуострове Ямал».

СХШ.png

К настоящему времени сооружено около трети протяженности СШХ, причем свыше 60% уже построенного — это   участки, восстановленные с середины 2010-х после их «заброшенности», подчеркнем, с весны 1953 года. Эта стратегическая артерия, названная вначале «Заполярный Транссиб», строилась в 1948-1953 гг., но в марте 1953-го строительство было остановлено. Якобы ввиду его преждевременности. Это на многие десятилетия задержало комплексное социально-экономическое развитие обширных северных территорий Западной и Восточной Сибири, в том числе и портов параллельного Северного морского пути и железнодорожного сообщения Приарктического региона страны не только с остальными регионами России, но и со всеми другими регионами СССР.

Только более чем через полвека, в июне 2008 г., этот проект вошел в утвержденную тогда же правительством РФ государственную Стратегию развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года. Но реально восстановительные и строительные работы на этом маршруте начались со второй половины 2010-х.

По данным РЖД, благодаря реализации столь значимого проекта будет обеспечен беспрепятственный пропуск дополнительных объемов перевозок минимум в 24 млн тонн в год (в обоих направлениях), включая международный транзит. Характерно, что не только экономическое, но и геополитическое значение столь масштабного проекта отмечают, причем с едва скрываемой тревогой,    американские аналитики. Так, в «Уолл-Стрит джорнэл» (Нью-Йорк) от 29 ноября 2018 г. отмечено: «В течение следующих пяти лет правительство планирует потратить сумму, эквивалентную 100 млрд долл. на строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через замерзшую арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий тому назад».

Далее отмечена преемственность с индустриальной политикой сталинского периода: «Некоторые из  мегапроектов, такие, как строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход», были начаты еще при  Иосифе Сталине в рамках политики форсированной индустриализации».

Но эта артерия, «вначале предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина. Сегодня её возрождают для обслуживания, в том числе огромных газовых месторождений, открытых в этих местах с тех пор. Расположенный на центральном отрезке этой магистрали Надым сегодня является процветающим городом газовиков». Таким образом, «Заполярный Транссиб» — это уже не архивный проект, а составное звено реиндустриализации России, что, конечно, не может не беспокоить правящие круги США с их претензиями на Арктику.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..