Подешевеют ли продукты?

Попытки правительства и профильных ведомств вводить ограничения на удорожание продуктов, как правило, не срабатывают. То есть ограничения эти, если и действуют, то, в лучшем случае, не больше месяца. Производители же при этом сетуют, и не без основания, на вереницу факторов. А именно: рыночную конъюнктуру, фактическую девальвацию рубля, высокие наценки торговых сетей, удорожание транспортных и складских услуг.
Между тем в транспортной сфере на днях приняты меры, которые должны поспособствовать как минимум реальному сдерживанию роста цен. Так, руководство ОАО «РЖД» объявило о том, что с 27 февраля по декабрь с.г. включительно вводятся пониженные на 10,8 - 43,6% тарифы для грузоотправителей на перевозку товаров массового спроса. Наибольшее снижение тарифов в этом диапазоне предусмотрено для продовольственных грузов, в том числе, сырья, что — весьма кстати. Ведь в конечной розничной цене сельхозпродукции фактическая совокупная доля железнодорожных и смежных (складских, перегрузочных) расходов нередко превышает 20%. Так, к примеру, обстоит дело, по оценкам Рыбного союза РФ, почти с третью рыбной продукции, поставляемой из сибирско-дальневосточного региона РФ и с Крайнего Севера (главных рыбных регионов РФ) в Европейско-Уральский регион страны.
По мнению главы Ассоциации организаций продуктового сектора РФ Михаила Синева упомянутые меры РЖД позволят нарастить перевозки готового продовольствия и продовольственного сырья, той же плодоовощной продукции из стран ближнего зарубежья в разные регионы России.
С ноября 2021 г. уже организованы регулярные железнодорожные агроэкспрессы в Россию из Узбекистана и Азербайджана; в текущем году в эти скоростные перевозки продовольственных грузов в РФ включатся Армения (через Азербайджан), Таджикистан, Киргизстан.
В то же время аналитики считают, что если и произойдет «заморозка» или какое-то замедление роста розничных цен на продукты питания ввиду снижения железнодорожных тарифов, то это коснётся той продукции, что перевозится на дальние расстояния (не менее 1000 км). Потому что до 80% ежегодного объема «скоропортящихся перевозок» на меньшие расстояния приходится на автотранспорт. А в этом сегменте, во-первых, стоимость их постоянно растет. И, во-вторых, в данной сфере работают сотни разных перевозочных компаний, а единого органа, регулирующего автоперевозки и их расценки, в отличие от железнодорожных, регулируемых ОАО «РЖД», в ней нет. Президент Ассоциации грузового и автомобильного транспорта «Грузавтотранс» (РФ) Владимир Матягин отмечает, что реальный рост грузовых автотранспортных тарифов ныне остаётся в пределах 10-15% в год. Он заметен особенно на южных направлениях. Безусловно, не меньший «вклад» в удорожание продуктов вносит и постоянно растущая наценка торговых сетей. Например, взять морковь. В магазинах она стоит порядка 50-70 руб., а в поле — до 5 руб. за 1 кг. То есть цена её доставки грузовиками в среднем не более 5 руб., всё остальное — накрутки магазинов.
Фактические торговые наценки большинства торговых сетей достигали до последнего времени 30% и даже больше. В 2021 г. Минпромторг и Минсельхоз РФ, в буквальном смысле, прессинговали сетевиков в отношении этих наценок, что, похоже, возымело действие.
Так, в январе 2022 года продуктовые сети «Магнит», «Х5» и «Бристоль» заявили о готовности снизить свои наценки до 10-15% — на продовольственные товары первой необходимости. Причем «Магнит» уже установил 10-13% наценки более чем на 20 товаров, включая такие продукты повышенного спроса, как вермишель, овощи т.н. борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу, рис. В свою очередь, «Х5» недавно ввела схожие наценочные лимиты на 20 социально значимых продтоваров. Но надолго ли введены такие ограничения? При этом почти все виды мясной, рыбной, кондитерской, как и большинство видов молочной продукции и фруктово-ягодного ассортимента, не включены сетями в данные ограничения.
Словом, в отсутствие дееспособного государственного регулирования ценовой политики торговых сетей навряд ли можно рассчитывать на то, что пониженные железнодорожные и другие транспортные тарифы гарантируют снижение розничных цен на продукты. Или хотя бы сдерживание роста этих цен в течение длительного времени.
Материалы по теме:
22.02.2022 13:22 = Да, всё верно. Конечно, высокие цены - это неприятное обстоятельство. Но есть что-то, ради чего можно и нужно потерпеть. Нас уже не удивляет возможность крупного международного военного конфликта, в результате которого нам вообще может не понадобиться еда. Но пока мы живы, "требуем продолжения банкета". Честно говоря, у меня большая надежда на американские санкции, в том смысле, что они образумят наших поглотителей и хранителей российских благ в чужих банках, и денежные потоки из страны превратятся в ручейки.
Понятное дело, не стоит. Потому что - сколько стоит любой товар в рыночной экономике? Ровно столько, сколько за него готов заплатить покупатель, вот и всё ...
2. Рецепты для сдерживания роста цен понятны: а) гибкое налоговое регулирование, что правительство в последнее время и пытается делать; б) ограничение вывоза капитала. Сейчас, в условиях конфронтации с западом, задача может существенно облегчиться; в) для чего потребуется еще и ряд "силовых" мер в отношении финансово-экономического блока, г) отрабатывать инфляцию на пенсиях и зарплатах. При этом надо еще научиться правильно считать потребительскую инфляцию.
3. Но на пару лет все равно придется затянуть пояса, ибо придется восстанавливать Новороссию. Но это того стоит.
Электроника. Лучшее предприятие в Союзе - Зеленоградский "Ангстрем". Те же дефективные менеджеры во главе с бывшим телефонистов угробили завод. Специалисты разбежались. Решили набрать новых. Читаю вакансии - инженер-технолог 1 категории, оклад 35000 - 40000, рядом уборщица оклад 35000-40000, о чем тут говорить. Зато требуется бухгалтеров - несколько штук оклады в два раза больше, чем у технолога 1 категории. И там ещё требуются несколько дефективные управленцев, которых постоянно не хватает, сколько бы их не набрали и оклады у них не как у технологов. А технолог работает в гермозоне, в спецкостюме, замкнутое помещение, условия ещё те, и знания требуются не такие как у уборщиц и бухгалтеров, про дефективных даже не говорю. Кого-то удивит, что на сегодня Ангстреме - банкрот? И руководит всем этим некая торгово-промышленная палата, в которой люди понятия не имеют, что надо делать, чтобы поднимать предприятия. И что при таком подходе нас ждёт?