Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Парадоксы нашего рынка

Парадоксы нашего рынка

Почему российская клубника намного дороже южноамериканской?
Игорь Плянко
07.08.2019
Парадоксы нашего рынка

Госдума РФ 26 июля единогласно приняла уже во втором чтении правительственный законопроект о снижении НДС для фруктов и ягод, включая виноград, с 18% до 10%. Данную норму запланировано ввести в действие с 1 октября с.г. Но поможет ли она хотя бы замедлить рекордный рост цен на эти продукты с начала весны текущего года? По крайней мере,   до октября удорожание фруктов и ягод точно продолжится...

По данным профильных экономических агентств («Ромир», KPMG, «АгроРос», AgRosNG и др.), реальный рост цен на фрукты, ягоды и овощи отечественного производства, включая переработанную продукцию, в рознице за март-июнь составил минимум 13-15%; июль, по предварительным данным, добавил еще 5-6% по этому ассортименту. Российские свежие смородина, вишня, клубника, малина, клюква, крыжовник, брусника, земляника, груша, слива стали к началу августа дороже в рознице на 20-35% в сравнении с тем же периодом-2018; продукты их переработки и замороженные аналоги поднялись в цене в том же временном сопоставлении примерно на 15%.

Причем упомянутые свежие фрукты и ягоды российского производства всё чаще оказываются дороже аналогов из дальнего зарубежья: к настоящему времени эта разница превышает 25%, а то и 30% по большинству товаров означенного ассортимента.

К слову, продолжает дорожать и импорт из ближнего зарубежья, хотя и в несколько меньших пропорциях в сравнении с отечественными плодами. При этом по росту цен на продукты Россия существенно обгоняет ЕС. По данным Росстата от 23 июля с.г.,   в сравнении с декабрем 2018 г. в июне 2019-го больше всего подорожали овощи — на 12,7%. А в ЕС они стали дороже только на 3,1%. В РФ фрукты повысились в цене на 11,2%, в ЕС - на 3,5%, хлебобулочные изделия и крупы — соответственно, на 4,7% и только на 1,3%.

Казалось бы, лето — самое подходящее время для роста производства и спроса на фрукты и ягоды, и столь высокие планки их удорожания в РФ, по крайней мере, нелогичны. Но рыночная экономика в ее современной российской интерпретации диктует свои правила, порой — едва ли не парадоксальные.

Во-первых, по оценке AgRosNG, «АгроРос» и ряда других профильных агентств (июль с.г.), реальное совокупное (т. е. государственное и коммерческое) финансирование российских агропроектов, включая перерабатывающий сектор, за время введения в РФ антизападного продэмбарго (с августа 2014 г.), составило не более 60%. Прежде всего, из-за ускоренного с осени 2014-го валютно-курсового обесценивания рубля, понижающего, естественно, реальное финансовое наполнение таких (да и других) экономических проектов. Как следствие — государство и бизнес предпочитают экономить на капиталовложениях и субсидиях во избежание эффекта «шагреневой кожи» с обесценивающимися рублями...

Вдобавок максимально затруднен доступ российского государства и бизнеса к зарубежными финансовым рынкам ввиду небезызвестных западных санкций, фактически распространяющихся на все производственные проекты в РФ. Из-за чего максимально сужены возможности внешних заимствований для реализации российских проектов, в том числе агропромышленных.

Смежная причина столь резкого удорожания отечественных плодов и ягод — сохраняющаяся зависимость от импортного оборудования в сфере пищепрома и в целом в АПК.

Уровень износа в этом сегменте, по имеющимся данным, ко второму полугодию 2019 г.   превысил 50%. Но технологическое обновление здесь по линии импорта тоже затруднено из-за санкций, а производство отечественного оборудования опять-таки финансируется максимум наполовину ввиду, главным образом, того же обесценивания рубля и очевидных последствий этого.

Плюс к тому сказывается растущее отставание инфраструктуры АПК от реальных потребностей. Это — возрастающая нехватка профильных перевозочных средств, технологически эффективных хранилищ, перегрузочной, складской техники для продукции. Дефицит инфраструктурного обеспечения в АПК, по оценкам экспертов Минсельхоза РФ и упомянутых профильных агентств (июль с.г.), уже превышает треть. И пока нет оснований полагать, что такой тренд радикально изменится в обозримой перспективе. А в результате уровень потерь/порчи при транспортировке сельхозпродукции от мест производства до розницы — не ниже трети.

Сказывается и то обстоятельство, что перевозочные компании, включая РЖД, тоже страхуются от дальнейшего обесценивания рубля. Нехватку специализированных перевозочных, перегрузочных и т. п. средств они стремятся компенсировать ростом перевозочных тарифов. По оценкам многих агропредприятий ЮФО и СкФО (июнь с.г.), реальный уровень этих тарифов к концу первого полугодия 2019 г. повысился минимум на 11-13% в сравнении с тем же периодом прошлого года. В результате перевозимая продукция автоматически дорожает при ее сбыте.

Поскольку минимальное расстояние перевозок продовольственных грузов в РФ составляет 350 км, то определенное число производителей/грузоотправителей отказывается от перевозок ввиду их дороговизны, что, естественно, увеличивает объемы порчи/потерь продукции. Либо увеличивает отгрузочные расценки на неё, чтобы как-то возместить удорожание перевозок. Понятно, что повышение этих цен   тоже ведёт к подорожанию продовольственных товаров в рознице.

Естественно, что удорожание стоимости сухопутных перевозок в РФ распространяется и на плодово-ягодный импорт. Но практически во всех странах-поставщиках государством куда в больших объемах, чем в РФ, компенсируются издержки сельхозпроизводителей/поставщиков.

Ситуация с железнодорожными перевозками продовольствия обсуждалась на конференции в Госдуме 15 июля с.г. по теме «Итоги тарифного регулирования перевозок скоропортящихся грузов». В ходе дискуссии выяснилось, что не выполняются поручения руководства страны по стабилизации перевозочных расценок на эти грузы. В итоговой резолюции форума отмечено: «Изменения в тарифной политике (в РЖД. — И.П.), введенные в действие с 2012 года, обусловили рост тарифной стоимости перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах (основное средство для перевозки сельхозсырья. — И.П.). Что является одним из основных факторов, ограничивающих развитие рынка перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом».

Уточняется, что в соответствии с поручением президента РФ В. Путина от 19 октября 2015 г. ФАС России, Минэкономразвития, Минтрансу РФ совместно с ОАО «РЖД» дали поручение подготовить предложения по сдерживанию роста этих тарифов. Но «уже четвертый год поручение президента не выполняется. Владельцы рефрижераторных контейнеров несут колоссальные убытки. В результате, падает и общий объем грузоперевозок железнодорожным транспортом». Вот и получается едва ли не замкнутый круг первопричин как плодово-ягодной, так и вообще продовольственной дороговизны.

Потому, например, отечественные клубника или крыжовник со смородиной и малиной в российской рознице дороже, чем те же продукты из Турции, Египта, Израиля, Китая, Ирана, Пакистана и даже из Чили, Аргентины, ЮАР. Скажем, в расчете на условную единицу плодоовощной продукции совокупные, т.е. прямые и косвенные госдотации в упомянутых странах дальнего зарубежья не первый год минимум втрое выше, чем в РФ (в евро или долларах). Выше эти дотации и в странах ближнего зарубежья.

Как считает руководитель Центра компетенции KPMG Виталий Шеремет, «самую большую цену за обеспечение импортозамещения заплатил потребитель, так как подорожали не только продукты, запрещенные к ввозу с Запада, но и производимые в России. Цены на продовольствие растут, в основном, из-за низкой платежеспособности рубля и потому, что российские производители сельхозпродуктов до сих пор во многом зависят от иностранных поставщиков дорогостоящих оборудования, кормов, посадочно-семенного материала». Похожее мнение у члена генсовета «Деловой России» Алексея Савина: «Цены у нас зависят, прежде всего, от курса рубля к доллару, по прогнозам в августе-сентябре доллар будет дорожать до 66-67 рублей. Потому снова вырастут в цене импортные и российские товары, в том числе все овощи и фрукты».

Словом, реальное продовольственное импортозамещение напрямую связано именно с системной государственной политикой в АПК и смежных отраслях. Очевидно, что она не может ограничиваться только снижением «фруктового» НДС.

Речь идет, не в последнюю очередь, и о поддержке государством платежно-покупательской способности национальных денег, включая сдерживание дальнейшего падения рубля к инвалютам; о дееспособном госрегулировании цен и тарифов; о надлежащем уровне господдержки отечественных товаропроизводителей. Представляется также целесообразным введение ограничений (квот) на объемы импорта тех сельхозпродуктов, производство которых в стране способно с лихвой обеспечить ее внутренние потребности.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.