Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Энергетический вызов

Энергетический вызов

Даже в условиях пандемии России необходимы новые проекты в производстве и экспорте СПГ
Алексей Балиев
28.04.2020
Энергетический вызов

На мировом рынке энергоносителей одновременно с падением спроса и, соответственно, цен на нефть аналогичные процессы стали происходить и с природным газом, в том числе со сжиженным (СПГ). Дело в том, что, прежде всего, именно стоимость нефти определяет динамику мировых цен на газ. Вдобавок в нынешнем году из-за пандемии и относительно теплой погоды потребление газа значительно уменьшилось — цены тоже пошли вниз. Так, в Азиатско-Тихоокеанском регионе за сентябрь 2018 г. — декабрь 2019 г. они снизились почти втрое. Потом их снижение, хотя и замедлилось, но продолжается. Естественно, эта тенденция четко прослеживается и в России, что для нас важно, в первую очередь.

Нелишне напомнить в этой связи, что, во-первых, проекты развития производства СПГ (в основном в Куйбышевской области) были разработаны в СССР еще на рубеже 1940-х — 1950-х гг. вслед за вводом в действие в США первых, притом крупных производственных мощностей и терминалов для СПГ. Но геополитическая ситуация и экономические проблемы в СССР отодвинули реализацию этих проектов. Уже через две недели после кончины И.В. Сталина почти все программы индустриализации страны правительство отменило…

Тем временем уже с середины 1960-х начались и пошли по нарастающей поставки СПГ в Европу и в другие регионы из Северной Африки, а вскоре и из Юго-Восточной Азии ввиду растущего спроса в капстранах именно на сжиженный газ.

Точнее, рост потребления СПГ обусловила проводимая там в 1960-х — 1980-х гг. технологическая перестройка энергетической и других промышленных отраслей. Но в СССР была сделана ставка на быстрое наращивание экспорта природного газа по трубопроводам, так как это было менее затратным делом, чем создание средств производства и транспортировки СПГ. К тому же западные структуры в значительной мере финансировали строительство экспортных трубопроводов, но при этом отказывались финансировать развитие советских СПГ-мощностей.

В результате, по оценкам многих отечественных и зарубежных экспертов, наше запаздывание с выходом на рынок сжиженного газа составило не менее 20 лет. Тем не менее высокий зарубежный спрос на этот продукт сохранялся, поэтому с начала 2010-х в России стали реализовываться соответствующие проекты.

Сегодня в РФ работают три крупных экспортных завода по производству сжиженного природного газа: крупнотоннажные «Сахалин-2» (две линии суммарной мощностью до 11 млн. тонн/год), «Ямал СПГ» (три линии в 16,5 млн. тонн/год в целом) и «Криогаз-Высоцк» (Ленинградская область) почти на 700 тыс. т/год.

Они в целом в 2019 г. экспортировали 28,6 млн тонн СПГ против 18,3 млн тонн в 2018-м.

В результате Россия смогла обойти Малайзию и Нигерию, поднявшись в 2019 г. на 4-ю позицию после крупнейших в мире поставщиков СПГКатара, Австралии и США. Планируется создание новых СПГ-мощностей в тех же Северо-Западном и Приарктическом регионах. Однако число экспортеров становится больше, конкуренция усиливается, а спрос, по самым благоприятным прогнозам, едва ли в ближайшей перспективе существенно повысится на большинстве рынков. И такие тренды уже проявляются: объем экспорта СПГ в первом квартале 2020 г. составил 2,45 млрд куб. метров, что почти на треть ниже уровня соответствующего периода 2019 г. Положение усугубляют крупные поставки из США, опередивших к весне с.г. по объемам Катар, второго поставщика по объемам экспорта в Европу. А в Китае, крупнейшем в мире потребителе СПГ, сейчас спрос на него ограничен из-за остановки многих предприятий по причине пандемии COVID-19. Более того, многие китайские импортеры недавно объявили форс-мажор, что тоже снижает общемировой спрос на сжиженный газ.

Ситуация усложняется и тем, что конечные расценки на СПГ из РФ, самое большее, на две трети замещают совокупные расходы по его производству и транспортировке. Тем не менее для российского продукта пока заполнены не все ниши. Точнее, рынок Европы, особенно Южной Европы, и Турция остаются и, по прогнозам Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и Международного энергетического агентства (2019 г.), останутся основными покупателями сжиженного газа как минимум в ближайшие годы. Явно неспроста новые СПГ-заводы и терминалы создаются именно в находящихся недалеко от Турции и Южной Европы Египте, Алжире, северной Ливии.

«Газпромом» еще в 2011-м было заявлено сооружение причерноморского СПГ-завода с терминалом между Новороссийском и Анапой (на базе сырья из Поволжья). Но в марте 2018-го проект был заморожен, похоже, в пользу трубопроводного «Турецкого потока».

Вместе с тем спрос на СПГ в Турции и странах Южной Европы возрос, и его стремятся максимально обеспечивать их африканские соседи. Однако обеспечивают не полностью. Может, пора России заполнить и, скажем так, закрепить за собой эту черноморско-южноевропейскую нишу — тем более при таких нестабильных ценах на нефть?

Сжиженный газ, повторим, на мировом рынке был и останется дороже трубопроводного газа.

По мнению аналитика по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергея Капитонова, поставки сжиженного природного газа из США уже стали убыточной операцией для трейдеров при нынешних ценах на спотовом (СПГ) рынке Европы. Текущий уровень цен неприятен для всех поставщиков газа, как для трубопроводного, так и СПГ, отмечает Капитонов. Но для СПГ из США положение усугубляет экономика поставок в Европу, которая принципиального отличается от поставок российского сжиженного природного газа. Это ставит под вопрос дальнейшие перспективы американского СПГ на рынке Европы. В то же время СПГ «Новатэка», крупнейшего производителя сжиженного природного газа в России, остается прибыльным в Европе даже при текущих ценах. И подготовка проекта «Арктик СПГ-2» продолжает идти по плану, заявил представитель «Новатэка». Запуск производства намечен на начало 2023 г.

При этом рынок Европы в 2020 году из-за эпидемии COVID-19, безусловно, сократится, считает Капитонов, а значит, места будет меньше для всех. «Ожидать такого падения, как на рынке нефти, не приходится, поскольку структура потребления газа принципиально иная. Однако многое будет зависеть от темпов снятия карантина и экономического восстановления», — считает он. «В долгосрочном же периоде низкие цены на газ позволят увеличить его потребление, в частности, со стороны новых амбициозных импортеров, особенно в Азии, которые раньше не могли себе позволить газ по высоким ценам», — заключает эксперт. В общем, у нас может появиться очередной серьезный шанс для того, чтобы успешно продолжать экспансию на мировые рынки сжиженного газа.

В России, как отмечало «Столетие», даже в условиях пандемии реализуются многие стратегические проекты. Думается, пора бы включить в них более широкую географию развития производства-экспорта СПГ. Страна просто обязана это осуществить, располагая колоссальными ресурсами газового сырья и реальными возможностями реагировать на масштабные вызовы в энергетической сфере.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.