Блокада Приднестровья — уже не актуальна?
Внешняя торговля ПМР ныне осуществляется, по данным её Государственного таможенного комитета более чем с 80 государствами. Причем к ней уже «присматриваются» даже США. Обусловлено это, прежде всего, разнообразным промышленным ассортиментом республики, его высоким качеством и прагматичной политикой Тирасполя в сфере цен на экспортную продукцию.
Не меньше 40% внешнеторгового оборота Приднепровья приходится на Россию, около трети — на страны Евросоюза: в экспортном ассортименте ПМР, прежде всего, товары черной металлургии, машино- и приборостроения, продукция легкой промышленности и АПК. О заинтересованности ЕС в торговле с республикой говорит и тот факт, что на ПМР, несмотря на ее активные политико-экономические связи с Россией, не распространяются антироссийские санкции Запада.
В числе торговых партнеров Приднестровья сегодня — Саудовская Аравия, Япония и Бахрейн, Новая Зеландия и Гонконг, Бразилия и Канада, Румыния и Болгария, ДНР и ЛНР, Украина и Словакия, Белоруссия и Италия… Осуществляются реэкспортные (транзитные) торговые связи ПМР с теми же США и Великобританией, с британскими Гибралтаром, Виргинскими островами (Карибский бассейн), тихоокеанской Республикой Маршалловые Острова.
Сама Молдова уже не первый год продолжает реэкспортировать в Румынию часть поступающей приднестровской электроэнергии (в основном, с Днестровской ГРЭС — одной из крупнейших в западном регионе экс-СССР). Это электричество в Румынии используется, в основном, в её приграничных районах с Молдовой. Разумеется, данный фактор не может не снижать градус конфронтации Бухареста с Тирасполем, способствуя продолжению диалога между ними.
По данным Гостаможкома ПМР, в стоимости импорта доля Украины составляет 15%, Молдовы — почти 9%, Румынии — более 7%.
Промышленное производство в Приднестровье — основа экспортного потенциала ПМР — и во втором полугодии 2020 г. демонстрирует устойчивый рост. Благодаря, прежде всего, весомой господдержке и, конечно, финансовой помощи со стороны России.
Эта тенденция характерна для большинства отраслей индустрии. По словам вице-премьера ПМР Сергей Оболоника, благоприятная ситуация складывается в легпроме, в производстве стройматериалов, ряда товаров машиностроения, в выработке электроэнергии.
Иными словами, давние попытки Запада политически и экономически блокировать ПМР оказались невыгодны и ему самому. Потому в западном и прозападном зарубежье фактически отказались от обструкции — по крайней мере, экономической — ПМР.
Приходит понимание и того, что «поглощение» Приднестровья Кишиневом приведет лишь к усугублению собственных социально-экономических проблем Молдовы. Поскольку ее курс исключает оказание должной господдержки производственным отраслям и социальной сфере. А потому неизбежно обострение внутриполитической напряженности в ней самой. К тому же включение ПМР в Молдову, по большому счету, едва ли в интересах Румынии, да и Запада в целом.
Косвенное подтверждение тому — активизация с 2019 года политических контактов и деловых связей между США и ПМР. Тогда, в июле, Тирасполь посетила делегация американского госдепартамента, открыто выступив за развитие двусторонних связей.
Кстати, по схожей схеме развивались в 70-х взаимоотношения США с КНР, что, как известно, привело к официальному признанию Вашингтоном социалистического Китая в 1979-м.
В этом контексте, примечательна информация государственного информагентства «Новости Приднестровья» (Тирасполь) от 10 июля 2019 г.: «...Президент ПМР Вадим Красносельский провёл встречу с делегацией США, в составе которой были Чрезвычайный и Полномочный Посол США в РМ Дерек Хоган, заместитель администратора Агентства США по международному развитию по Европе и Евразии Брок Бирман и их коллеги. Вадим Красносельский обратил внимание на позитивный опыт взаимодействия между Приднестровьем и США в гуманитарной, культурной и экономической плоскостях. Собеседники упомянули функционирование на базе Приднестровского госуниверситета Центра английского языка и американской культуры, мероприятия гуманитарного характера. Поделились впечатлениями о прошедшем недавно в Тирасполе концерте исполнителей из США».
«Мы выступаем за нормальное взаимодействие в гуманитарных направлениях, выступаем за то, чтобы социально-экономические вопросы не смешивались с политическими», — заявил тогда президент ПМР В. Красносельский.
И далее: «Участники встречи обсудили конкретные предложения, обменялись мнениями по поводу различных проектов (о чем конкретно шла речь — не уточняется... — Л.Ш.), наметили пути дальнейшего взаимодействия, условившись поддерживать рабочие контакты».
Вот такие политико-экономические тренды вокруг Приднестровья. Глядишь, и к Донбассу повернутся лицом, если дальше так пойдёт…
Материалы по теме: