Фонд исторической перспективы Столетие
Рассылка новостей

e-mail:
 

ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ ФОНДА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года

20 апреля 2014

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Пхеньян и Сеул испытывают ракеты и «щекочут нервы» миру.
10.04

В республике ожили старые страхи по поводу возможной потери населенных русскими северных областей.
04.04

В Афинах называют возможные убытки от введенных Евросоюзом санкций против России.
03.04

Послесловие к официальному визиту Барака Обамы в Италию.
31.03

Похоже, киргизские элиты явно переоценивают свою значимость.
26.03

Италия готовится к выборам в Европейский парламент.
21.03

Мало кто знает, что 16 марта в Европе тихо и незаметно начался референдум о независимости.
17.03

В Тель-Авиве задумались о возможной эвакуации евреев с Украины.
03.03

Годится ли для России казахстанский опыт репатриации соотечественников?
25.02

Итальянский социолог о причинах и последствиях мирового экономического кризиса.
20.02

Президент Н. Назарбаев предложил изменить название республики.
13.02

Италия теряет свой символ автомобилестроения.
11.02

Делопроизводство в республике планируется перевести на киргизский язык.
07.02

Италия отмечает 2000-летие со дня смерти Октавиана Августа.
22.01

В мире продолжают комментировать казнь дяди Ким Чен Ына.
16.12


Зарубежье

Путь Вьетнама

Социалистическая республика ищет себя в мире победившего капитализма
Антон Цветов
05.04.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте
Путь Вьетнама

Можно считать и пересчитывать ВВП и количество авианосцев того или иного государства. Но зачастую на новый уровень в глазах мирового сообщества выводят такие вроде бы абстрактные материи, как политико-психологический портрет страны. Важно не только определиться со своими позициями, целями, ценностями и образом действий на международной арене, но и донести их до партнеров.

Как себя воспринимает современный Вьетнам, кем он себя ощущает, куда движется? Каково быть социалистической страной в капиталистическом мире? Скажут: Китай большой и сильный, ему легко. А как быть значительно меньшей стране, Вьетнаму?

После исчезновения социалистического лагеря определение политической идентичности любого государства заметно усложнилось. Во время «холодной войны» все было четко: два лагеря, социалистический и капиталистический, либо вы там, либо здесь. После 1991 года лишь четыре государства продолжают называть себя социалистическими – Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Куба и Вьетнам.

Однако в нынешних геополитических условиях этим государствам приходится или формировать новую политическую идентичность или модифицировать старую, чтобы не превратиться в страну-изгоя. КНДР фактически и стала таковой, выпав из адекватной международной жизни, не сумев подстроиться под новый мировой порядок. А вот Китай и Вьетнам, напротив, активно вовлечены в международные отношения, их новая идентичность принимается значительной частью мирового сообщества. При этом СРВ обладает значительно меньшими политическими и экономическими ресурсами, чем КНР, именно поэтому интересно проанализировать, как формируется политическая идентичность этой небольшой азиатской страны.

Когда в середине восьмидесятых в Советском Союзе возникли «перестройка» и «гласность», руководство СРВ поняло: начинается деидеологизация международной жизни, отступление социалистического лагеря в «холодной войне», и той материальной и политической поддержки от СССР, которую Москва оказывала Ханою, больше не будет.

Параллельно в Китае уже несколько лет успешно осуществлялись реформы. И тогда вьетнамские руководители на VI съезде Компартии Вьетнама – КПВ - в декабре 1986 года провозгласили курс на обновление, «дой мой». Основной задачей была поставлена адаптация экономической системы к капиталистическому окружению, за которой, в свою очередь, должны последовать и политические реформы. Другим важным фактором в процессе создания идентичности была необходимость нормализовать дипломатические отношения с Вашингтоном и Пекином, с которыми в 80-е годы Вьетнам еще находился в состоянии «холодной войны».

На последнем, XI съезде КПВ, который состоялся в январе 2011 года, из многих документов партийного форума исчезли упоминания о необходимости защиты страны: руководство утверждает, что постоянно присутствовавшая внешняя угроза устранена. Капиталистическое окружение теперь способно к мирному сосуществованию с СРВ - и наоборот. КПВ считает, что у капитализма остается еще значительный потенциал развития, в том числе - экономический. Однако, по мнению коммунистов, мир неизбежно придет к социализму. Именно поэтому СРВ представлена в документах съезда как передовая страна: парадокс, ведь большинство современных политологов считают социализм, скорее, архаичным общественным строем. Но аргументация вьетнамцев крайне проста, они приводят в пример Китай, который выбился в мировые лидеры при необходимости кормить пятую часть населения Земли.

Для вьетнамской политической идентичности возросло значение демократии. Если раньше этим термином пренебрегали, заменяя его понятием демократического централизма, то теперь он все чаще встречается в документах КПВ.

Так, в одной из важнейших вьетнамских формул светлого будущего - «богатый народ, сильная страна, демократическая, справедливая, цивилизованная» - слово «демократическая» подвинулось на одну позицию к началу фразы.

А это, согласно вьетнамской традиции политической риторики, очень важно. Возможная причина - многочисленные упреки со стороны западных стран, особенно США, в связи с «нарушениями прав человека» в СРВ.

Тем не менее, Ханой постоянно подчеркивает социалистический характер настоящего и будущего страны. Вьетнам именуется страной с рыночной экономикой социалистической ориентации. А в качестве одной из целей развития ставится построение правового социалистического государства. По-прежнему в официальных документах содержатся ссылки на Хо Ши Мина - как на строителя независимого государства, главного идеолога, чьим заветам партия верна по сей день.

Проблем с национальной идентичностью особых нет. Коренной этнос, вьеты, составляет почти 90 процентов населения страны, это аустроазиатская группа, родственная народам других стран Юго-Восточной Азии. Граждане страны не отрицают своей культурной и цивилизационной близости КНР, но при каждой возможности напоминают мировой общественности, что «Вьетнам – это не Китай». Что, кстати, было бы неплохо понять и нашим согражданам.

Во Вьетнаме представлены и другие народности, но серьезных противоречий в межэтнических отношениях практически нет, во избежание притеснений по национальному признаку власти ведут довольно толерантную политику. Во всех установочных документах подтверждается многонациональный характер вьетнамского государства, а многие высокие государственные посты по традиции отдаются представителям национальных меньшинств. Партия ставит своей задачей курс на формирование именно единой нации, подчеркивая при этом и заботу о вьетнамской диаспоре за рубежом.

Религия тоже играет не последнюю роль в формировании политической идентичности - что парадоксально, ведь мы привыкли считать коммунизм атеистическим учением. Но во Вьетнаме социализм модифицирован за счет традиций восточной культуры. Основная религия вьетнамцев – культ предков. Его исповедует почти все население страны, хотя в опросах большая часть из них называет себя буддистами.

Этот культ отправляют и вьетнамские христиане - которых в стране насчитывается до 8 процентов населения, и мусульмане. Алтарь предков можно встретить и в домах стойких партийцев.

Культ предков выполняет интегрирующую функцию в обществе, более того, играет ключевую роль в политической жизни. У него существует три уровня: почитание предков семьи, предков общины и предков императора. В сочетании с конфуцианской иерархией все это формирует так называемую «имперскую религию», которая в современной модификации значительно укрепляет авторитет КПВ. Также активно почитаются великие лидеры страны. В первую очередь - Хо Ши Мин. Он даже возведен на пьедестал почета как дух-хранитель нации. И в посольстве СРВ в Москве отдельная комната отведена под алтарь Хо Ши Мина. Такая сакрализация власти позитивно влияет на имидж правящей элиты. В народе периодически возникают слухи, что такой-то человек в нынешнем руководстве страны - родственник Хо Ши Мина, хотя это вряд ли возможно, так как детей у вождя не было.

Правда, вот с католиками у КПВ возникают проблемы: католическая церковь во Вьетнаме традиционно настроена антикоммунистически, и время от времени устраивает акции протеста, которые жестко подавляются. Это, в свою очередь, вызывает критику в адрес Ханоя со стороны Запада.

Формирование современной политической идентичности Вьетнама осложняется борьбой двух фракций в верхушке КПВ – прогрессистов и консерваторов. Первые тесно связаны с национальным бизнесом и выступают за ускорение экономических и политических реформ. Но их позиции немного ослабли после того, как глобальный финансовый кризис добрался и до Вьетнама. Что сработало на поддержку консерваторов, исповедующих классический вьетнамский социализм. СРВ все еще считается социалистическим государством, несмотря на фактически рыночную экономику и признание как де-юре, по конституции, так и де-факто частной собственности на средства производства.

Пожалуй, трудности могут возникнуть и на фоне растущего социального расслоения. Уже сейчас в крупных городах страны есть большие магазины дорогих товаров иностранных фирм и салоны элитных автомобилей. Вьетнамские нувориши хотят активнее влиять на политическую жизнь, а КПВ, в свою очередь, старается вводить во власть интеллигенцию и представителей рабочего класса.

Во Вьетнаме политическая идентичность во многом определяется исторической памятью.

Постоянно подчеркивается, что Вьетнам – это страна, которая на протяжении XXII веков своего существования боролась за свободу и независимость.

Авторитет КПВ сейчас держится на понимании того, что именно эта политическая организация привела страну к независимости, освобождению и единству. По мере того, как экономическая и политическая мощь СРВ в регионе крепнет, начинает эксплуатироваться тема регионального лидерства Ханоя. Ведь Вьетнам когда-то был империей, оплотом конфуцианской культуры, гегемоном Индокитайского полуострова. Особенно часто этот вопрос поднимается в связи с острой конкуренцией среди стран АСЕАН за лидерство в организации. Когда речь заходит о том, что Индонезия, например, экономически в разы сильнее Вьетнама, КПВ тонко напоминает: именно вьетнамский народ смог дать отпор французам, американцам и даже китайцам - около десяти раз. А ведь Китай - сильнейшая держава в Азиатско-Тихоокеанском регионе, именно с ним АСЕАН так стремится конкурировать.

Героическое прошлое вообще популярный элемент исторической памяти в современной внешней политике Вьетнама. Руководители государства часто говорят о том, что их страна достойна уважения не только из-за силы духа своего народа, но и из-за способности прощать агрессорам их старые «грехи». Китаю простили агрессию 1979 года и поддержку режима Пол Пота в Камбодже, Соединенным Штатам - ввод войск на территорию Вьетнама, бомбежки, колоссальный экономический урон, огромные площади зараженной земли и три миллиона убитых.

Подчеркивается, что после долгих лет войны и разрухи Вьетнам смог выйти в мировые лидеры по темпам роста экономики. Все это формирует базу для претензий СРВ на ведущую роль в политической жизни Юго-Восточной Азии. При этом во внешней политике Вьетнам позиционирует себя как страну, открытую для сотрудничества со всеми государствами, готовую ответственно участвовать в решении глобальных и региональных проблем. Так что политическая идентичность современного Вьетнама складывается из множества факторов.

Почему же Вьетнам предпочел сохранить социалистический характер политической идентичности в постсоциалистическом мире, где над красными флагами и портретами вождей мирового пролетариата откровенно посмеиваются? Сильнейшие страны АСЕАН всегда стояли на антикоммунистических позициях, не говоря уже о Вашингтоне, столь желанном для Ханоя партнере. Казалось бы, ничто не препятствовало Вьетнаму отказаться от своих идеалов и просто интегрироваться в капиталистический мир, как это сделали страны Восточной Европы.

Видимо, дело не только в авторитете КПВ и верности силовых структур и армии партии. Нация, чья идентичность родилась в неустанной борьбе, похоже, лучше всего проявляет себя именно будучи мотивированной, в боевом ключе.

Бесконечный позитив, который наблюдается в политической риторике КПВ, не кажется вьетнамцам наигранным и пропагандистским. Они верят, что путь, избранный партией, правилен, ведь результаты налицо.

Вьетнам активно развивается, уровень жизни основной массы населения повышается, страна не находится в изоляции, несмотря на свой политический уклад. В 1990-2000-х годах Вьетнам вступил в период очень быстрого экономического развития, и только мировой финансовый кризис немного притормозил этот рост.

Вместе с тем, есть два привходящих момента, которые могут со временем вызвать проблемы. Во-первых, политическое развитие, судя по всему, пока имеет инерционный характер – ведь поколение, видевшее войну, и сейчас составляет наиболее влиятельные слои населения. Даже генерал Во Нгуен Зиап, автор стратегии сопротивления Франции и США, еще жив, хотя ему и 101 год. Во-вторых, СРВ все еще находится в фазе догоняющего экономического развития. Проблемы высокой инфляции и закредитованности экономики скоро дадут о себе знать.

Тем не менее, руководство делает все возможное, чтобы авторитет КПВ и доверие к вьетнамской модели развития не упали. Планируются политические реформы, а сама внешнеполитическая стратегия постоянно модифицируется. Есть надежда, что молодая Социалистическая Республика Вьетнам сможет избежать ловушек развития, сохранив при этом свою идентичность.

С такой страной будут разговаривать на равных, а не относиться к ней, как к пешке в своей большой геополитической игре.

Специально для Столетия



Комментарии


Варвара
06.04.2013 13:43

Мне  не понятно вот что. Если капиталистическая Америка живет лучше всех в мире и это при том, что сама решает, сколько долларов при этом надо ей напечатать, а каждый гражданин Мира, как сообщается, отдает половину из заработанного для поддержания ее  благополучия, выходит, эта система не такая уж хорошая? Тогда почему в нее втягиваются все страны Мира? Значит, нужна другая, усовершенствованная система?

павел
06.04.2013 20:44

Интересная статья. Только вопрос, насколько искренне руководство Компартии Вьетнама верит в социалистическую перспективу. Или это только "слова, слова, слова"...

Игорь_
08.04.2013 12:31

Автор пишет:
"Каково быть социалистической страной в капиталистическом мире?"

Павел пишет:
"Только вопрос, насколько искренне руководство Компартии Вьетнама верит в социалистическую перспективу."

О какой социалистической перспективе в отношении Вьетнама или Китая идёт речь? То, что у них правит коммунистическая партия, не говорит о том, что у них социализм.
В школе (при советах) нас учили, что основным признаком социализма яляется отсутствие частной собственности на средства производства (не путать с частной собственностью на имущество), а значит и отсутствие эксплуатации человека человеком. На пути к социализму Ленин допустил НЭП как временную меру (всерьёз и надолго - это сказка для маленьких) ввиду того, что в тот период страна даже прокормить себя не могла.
В СССР было объявлено о построении социализма в 1936 году после всеобщей коллективизации и была принята конституция победившего социализма. Производство, торговля и транспортные перевозки - монополия государства.
Социалистический Северный Вьетнам, "стоявший на довольствии" СССР, как и многие страны, выбравшие социалистический путь развития, с довольствия сняли после крушения социализма в СССР, а самостоятельно стоять на рельсах социализма они не могли.
Сейчас, после реформ, во Вьетнаме и Китае есть частная собственность на средства производства, а значит есть и  эксплуатация человека человеком. Появились свои олигархи и буржуа. О каком социализме в этих странах может идти речь? У них давно уже капитализм. Во многих, если не во всех, капиталистических странах есть не только частная собственность на средства производства, но и государственная, а так же смешанная (с государственным участием). Так что в этом смысле Вьетнам и Китай ничем не отличаются от других капиталистических стран. И говорить о том, что их успех - заслуга социализма - нельзя. Это заслуга перехода от социализма к капитализму.
Раньше частенько слышал о каком-то шведском социализме. Но это путаница в понятиях: путают социалистическую экономику с социально ориентированной.

student
08.04.2013 15:26

павел
06.04.2013 20:44
"... вопрос, насколько искренне руководство Компартии Вьетнама верит в социалистическую перспективу. Или это только "слова, слова, слова"...
----------------------------------------

ЭТО ВОПРОС ТИПИЧНЫЙ ДЛЯ РУССКИХ КРЕПОСТНЫХ КРЕСТЬЯН.
А БАРИН ОБМАНЕТ АЛЬ НЕТ ?

1-ОТВЕТ : Холопы сами поставят такого, который обманет. Они просто других не признают. Философия быдляка проста:
"не на...ешь- не проживёшь. Всё остальное несерьёзно. Как при выборе друзей, так и при выборе президента."

2-Цивилизованные люди пойдут за руководителями , которые, как пишет автор "...после долгих лет войны и разрухи" смогли вывести страну "...в мировые лидеры по темпам роста экономики".

3-Потому и автору непонятно, и чего это народ Вьетнама "не хочет интегрироваться в мировую систему", которая десятки лет его жгла и бомбила ?
ДА ПОТОМУ ЧТО СОВЕСТЬ И РАЗУМ  ЕШЁ НЕ ПОТЕРЯЛИ.
Да и сама "система"-то неизвестно ещё к чему придёт.

Ирху
12.04.2013 13:32

Не мешало бы нам знать, да и вьетнамцам тоже, что ПЕРВЫЙ лама (буддист) называл себя "веть Mann" (ведь мужчина).

Ирху
12.04.2013 19:59

Этот лама имел светское имя: Ю Ань, что на вьетнамском языке означает "мужчина по имени Ю". И сегодня во Вьетнаме  незнакомому мужику говорят: "Чао ань" (здравствуй мужик). В Китае Ю Аня не знали, но слышали - свою деньгу назвали "юань", со смыслом "кит".
  В русском языке есть несколько слов, связанных с вьетнамцем Ю. Это "Юг", "Подхалим" (Халим на монгольском - кит), "Пигалица", образованная от "Ю а пиг" (на английском: "Ты поросенок". Ю не понял и попросил друга перевести на понятный язык. Тот перевёл: "Ю - пигалица".
Могу сообщить много интересного желающим.

Вьетнамец
25.04.2013 21:44

Думаю, что россияне не будут равнодушны к мнению настоящего вьетнамца.
1) Социализм и дух коллективизма чужды вьетнамцам. Французы ушли в 1954г, и в 1958г созданы сельхозкооперативы, в распоряжении которых было 95% площади обрабатываемой земли. Остальные 5% площади земли в виде маленьких участков были разделены крестьянским дворам. Так вот, как бы ни старались руководители и пропогандисты, 5% земли давали 40% продукции, а 90% земли - только 60% продукции. Никто не хотел по-настоящему работать на кооперативы, где господствовала уравниловка. В 1988г распались кооперативы, крестьяне получили назад свою землю (правда, только с правом на использование, а не на собственность - по конституции вся земля приналежит социалистическому государству) и общий сбор сельхозпродукций сразу увеличился в 2 раза (в последующие годы - в разы).
В ДРВ и СРВ медицина и образование никогда не были бесплатными. И мелкая торговля не была запрещена. Значит, капитализм не был уничтожен до конца. Он не мог развиваться, но был жив всё время. В 1988г были сняты многие запреты, и капитализм получил возможность развиваться. А частное предпринимательство - стихия вьетнамцев!
2) Вьетнам сейчас - не социалистическая страна. Вернее, это - страна с социалистической оберткой, но с капиталистической начинкой. Государство чётко дает понять своим гражданам: "Делайте что хотите, занимайтесь чем хотите, только не лезьте в политику, и вам будет мир!". Народ это понимает и работает на благо своей семьи, а чем там занимаются "важные товарисчи", по какому пути идет страна - ему пофиг!

Вьетнамец
26.04.2013 4:47

В предыдущем посте я написал "настоящего вьетнамца", а надо было писать "рядового вьетнамца". Так будет правильнее.
2) (продолжение): Вьетнам - полицейское государство (судите сами: при численности армии 500 тыс человек количество всех видов полицейских составляет свыше 600 чел). Полиция фактически контролирует все стороны общественной жизни. Если в предпринимательстве и в личной жизни граждане СРВ имеют почти полную свободу, то в политической жизни - нет. Все так называемые свободные демократические выборы - чистая показуха, любое выступление против генеральной линии партии неминуемо кончится судом и тюрьмой. Поэтому сейчас народ старается держаться по дальше от политики, ему совершенно безразлично, что там творится наверху. И, как следствие, все важные решения партии и правительства всегда "приняты единогласно". Нет оппонентов. В ближайшие годы многопартийность не предвидится.  

Владимир
05.10.2013 15:25

Вьетнамец, ты не видишь наперед. В капитализме, уровень жизни большинства всегда неуклонно падает. Он будет падать до тех пор, пока не произойдет новая революция, и не установится новый социализм. А уравниловка - это миф для дебилов. В СССР, например, не было уравниловки. Каждому воздавалось по труду. Больше работаешь, больше имеешь. Какая же это уравниловка?

Вьетнамец
30.11.2013 14:06

Владимиру
А практика говорит об обратном - социализм переживает свои последние дни. В Китае и во Вьетнаме давным-давно нет социализма, на Кубе социализм умирает. Разве только в Северной Корее...

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

Воля Донбасса

Юго-Восток: хроника народного восстания.

Победный таран

Почему советская история замалчивала имя лучшего русского аса Александра Казакова.

Накануне Пасхи

У православных идёт Страстная седмица.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" Практический журнал для учителя и администрации школы Литературная газета Научное Общество Кавказоведов
Радиостанция "Говорит Москва" Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА" Интернет-магазин «Политкнига» Политком.RU
Столетие
Зарегистрировано в Роскомнадзоре.
Cвидетельство о регистрации средства массовой
информации Эл № ФС77-42440 от 21 октября 2010 года.

Адрес: Москва ул. Трубная 21/11,
Copyright © Stoletie.RU

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Столетие.RU обязательна
электронная почта: post@stoletie.ru.

Редакция | Контакты | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100