Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Греция: побег из зоны

Греция: побег из зоны

Приход к власти в республике левых грозит распадом еврозоны
Алексей Подымов
29.01.2015
Греция: побег из зоны

Мало кто сомневается, что ради выхода из кризиса Греция может пойти не только на прямой дефолт, но и отказ от евро. Свою драхму, к чему бы ее не привязать, прежде всего, легче девальвировать, ею проще оперировать внутри страны, а также для международных расчетов.

Эйфория, вызванная победой партии СИРИЗА, проходит, наступает время принятия серьезных решений. Что может предложить Греция на экспорт? На сегодня, в сколько-нибудь значительных масштабах, пожалуй, только вино и сельскохозяйственную продукцию. Однако до сих пор такой экспорт был серьезно ограничен квотами ЕС, а с недавних пор - еще и ответными санкциями России. Мало кто знает, что в ответ на это от греков фактически отвернулись, пусть и негласно, Турция и некоторые другие страны, не склонные к разрыву взаимовыгодных экономических связей с Москвой.

Если раньше Греция строила корабли чуть ли не для всей Европы, то евроинтеграция быстро превратила эту отрасль в неконкурентоспособную. Строительная сфера, и сегодня вполне дееспособная, давно превратилась в сеть филиалов крупнейших корпораций, которые вряд ли заинтересованы в пополнении бюджета Эллады и создании дополнительных рабочих мест. Не самая отсталая легкая промышленность уже и сегодня не выдерживает конкуренции с предприятиями из Турции и балканских стран, не говоря уже о Китае. Она с огромным трудом, лишь благодаря жесткой протекционистской политике на местах, удерживает позиции даже на внутреннем рынке.

Переход на драхму, сопровождаемый не только протекционизмом, но и мерами по поддержке национального производителя – это чуть ли не единственный возможный выход для Греции. Впрочем, некоторые эксперты предлагают более мягкий сценарий: списание чуть ли не всех греческих долгов путем взаимозачета с лидером ЕС Германией. Речь - о старых, до сих пор не выплаченных долгах этой страны перед Грецией по репарациям времен Второй мировой войны.

Нет сомнений, что именно многолетняя неадекватная финансовая политика лидеров Евросоюза превратила Грецию в страну-изгоя с непомерными долгами.

Новый премьер-министр, лидер СИРИЗЫ Алексис Ципрас уже заявил, что страну не должна интересовать судьба евро, ей следует спасать национальную экономику. Она, когда-то едва ли не самая динамичная на Балканах, еще не окончательно разрушена только потому, что на плаву остаются сферы туризма и торговли, а также сектор услуг. И этого факта не отменяет даже отмеченный впервые за четыре года рост греческого ВВП на 1,5 процента.

Греция стала первой из стран еврозоны, которой еще на рубеже 2009-2010 годов была выделена многомиллиардная финансовая помощь для покрытия дефицита бюджета, расчета по долгам и выхода из рецессии. Тогда многим казалось, что в стране просто наиболее остро проявился посткризисный синдром, сказались негативные последствия антикризисной накачки экономики деньгами.

Но принятые меры нельзя было считать превентивными – даже тогда они явно запаздывали, хотя режим жесткой экономии Афины ввели практически сразу. Набор мер был традиционным - ограничения на расходы государственного бюджета, сокращение или замораживание социальных выплат, увеличение налогов. В поддержку жесткого курса в Европе была развернута широкая пропагандистская кампания в адрес «ленивых греков» – им пеняли и за бонусы, и за 13-е и даже 14-е зарплаты офисным работникам, и за дешевые лицензии, дававшие многим практически бесплатное право заниматься малым бизнесом.

Но греческая экономика, совершенно неожиданно для лучших умов, ЕС ответила скачком инфляции и ростом безработицы. Влитые в основном в финансовый сектор, деньги отказывались работать - оказалось, что экономику страны фактически «отравили» кредитами. Реальный сектор безнадежно просел перед финансовым, и освоить средства ему оказалось не по силам. Первый пакет помощи в 110 миллиардов евро не помог. Долговая нагрузка страны продолжала расти из-за спада в экономике и сокращения налоговых поступлений, госдолг уже в 2011 году превысил 150 процентов ВВП.

Еще в 2010 году Германия, главный кредитор, как впрочем, и ряда других стран зоны евро, отчетливо выражала сомнения в том, что предоставление Греции пакета финансовой помощи даст какой-либо эффект. Но долги, как и деньги, не пахнут. Греция сначала взяла 110 миллиардов на очень хороших условиях, потом стала брать еще десятки миллиардов на все более худших условиях.

Впрочем, теперь, в случае дефолта страны, даже доступ к кредитному портфелю МВФ может оказаться предельно ограниченным. Однако это вовсе не означает, что Грецию вовсе оставят без средств. Даже вытолкнув ее за рамки ЕС и еврозоны, именно еврокредиторы будут навязывать «государству-отщепенцу» свои миллиарды – только уже на совсем иных, скорее всего, абсолютно неприемлемых условиях. Стоит ли после всего сказанного удивляться, что именно Германия сейчас – первый объект критических стрел, летящих из Афин. И она же оказалась первой страной среди тех, кому греки вправе сказать: «Мои долги - твое богатство».

Именно стремление Берлина «подтягивать» периферийные страны еврозоны фактически и заложило фундамент нынешнего греческого кризиса.

Сразу по присоединении Греции к ЕС, через Брюссель были проведены такие предложения для этой страны, как, например, массовые закупки промышленной продукции по клиринговым схемам. Говоря проще – овощи и фрукты в обмен на технику. Которую надо потом заправлять топливом и обслуживать – на кредитные средства, получаемые опять же от ЕС.

Вслед за этим началось квотирование и секвестирование аграрного сектора Греции. Как стало теперь окончательно ясно, и в международном разделении труда в ЕС Греции досталось отнюдь не лучшее место. Расчет на то, что аутсайдерами будут присоединившиеся позже Польша, Болгария, Румыния и страны Прибалтики, не оправдался. Нельзя не отметить, что многие бюджетные проблемы Греции вызваны непомерно высокими военными расходами этой пограничной страны Евросоюза – в некоторые из последних лет они достигали 23 процентов бюджета. В остальных странах ЕС это показатель колеблется в пределах 4-12 процентов.

А ведь в Греции хорошо помнят рекомендации и директивы ЕС, например, по восстановлению лесов и охране окружающей среды. Греческим крестьянам выплачивали компенсации, а на их участках якобы высаживался лес. Между прочим, вырубленный турками за сотни лет их колониального господства. Лес не слишком прижился, хотя туристический рай во многих местах страны для европейцев обустроили.

Однако сельское хозяйство изрядно урезали, а развитое рыболовство в большинстве регионов низвели до положения местных промыслов. Теперь у греков нет средств на закупку техники, так нужной для поддержания хотя бы минимальной конкурентоспособности.

Дальше – больше. Греции не стали помогать в развитии железнодорожной сети, а предложили кредиты на строительство автодорог. Дороги в Греции с некоторых пор и вправду не самые плохие, но передвигаться по ним надо на европейских автомобилях, да и топливо в Греции – отнюдь не своего производства. Между тем, даже проект нефтепровода Бургас-Александруполис, во многом для Греции спасительный, Евросоюзом откровенно не приветствуется. Недавняя история с «Южным потоком» лишь усугубила трудности «слабого звена» ЕС. Примерно то же произошло с греческим судоходством, где право на существование, но не процветание, оставлено фактически только местным линиям. Судостроение, которое по всему миру после кризиса набирает обороты, в Греции давно откровенно стагнирует.

Остается напомнить, что Грецию «травили» кредитами и раньше – накануне Первой мировой войны французы, после Второй – англичане. Немцы вели себя попроще, они-то во время последней войны сами не постеснялись «одолжить» на пропитание у Греции 3,5 миллиарда долларов - более 50 миллиардов по нынешним ценам, обрекая на голодную смерть 600 тысяч человек. Этот долг не возвращен до сих пор. Как не выплачены Германией и 7,1 миллиарда долларов - более 100 миллиардов по современному курсу - послевоенных репараций Греции. Италия и Болгария с греками давно расплатились, но в дискуссии с локомотивом евроэкономики никто о долгах до сих пор даже не заикался. Думается, что А. Ципрас не просто заикнется, но и скажет об этом громко.

Итак, путей к бегству у Греции немало. Первый и самый радикальный – выйти из зоны евро, вернувшись к драхме. Как ни странно, он меньше всего выгоден самим грекам, для которых долговая нагрузка отнюдь не снизится, а резко возрастет. Прежде всего, из-за ужесточения позиции пока еще сговорчивых кредиторов. Есть огромные суммы долгов, которые просто нельзя списать. Ни при каких обстоятельствах. По данным немецкого журнала «Шпигель», если Греция отказалась бы от евро, ее госдолг вырос бы до 250-300 процентов.

Это немедленно сделает страну банкротом, а с возвратом к драхме нельзя уже будет рассчитывать ни на какие схемы реструктуризации долгов. К тому же, вряд ли найдутся желающие вновь кредитовать Афины на сколь-нибудь приемлемых условиях. Да и конкуренцию вне членства в ЕС выдержать будет намного сложнее.

Второй сценарий, менее резкий: просто объявить дефолт. Почти все последствия будут такими же, как при первом варианте, хотя формально, точнее, чисто арифметически, сумма греческих долгов резко снизится. Но утрата доверия перевесит все: страна моментально превратиться в экономического изгоя, и уже не только внутри ЕС, которому грозит на многие годы положение, больше похожее на колониальную зависимость. В худшем варианте – от Турции, в лучшем – от Германии и США. Греков отнюдь не случайно беспардонно запугивают тем, что выход из евро будет означать девальвацию, инфляцию, панику в банковской системе. И тем, что все это приведет только к новому витку рецессии.

Реально же мы, скорее всего, увидим начало иного, еще более мягкого, хотя и не слишком привлекательного для многих кредиторов, варианта. Речь идет о сочетании сразу нескольких кардинальных мер. Первая среди них – масштабная приватизация. Для начала – на 50-70 миллиардов евро.

Европейские источники утверждают, что претендентов на греческую собственность по-прежнему хватает, оценивая общую стоимость греческих госактивов более чем в 350 миллиардов евро, что составляет 140 процентов ВВП.

Да, есть значительные трудности с вопросами собственности на землю в Греции, но открывают список большой приватизации абсолютно «чистые» в этом отношении телекоммуникационные и инфраструктурные активы, морские порты, как крупные - в Пирее близ Афин и в Салониках, так и небольшие на многочисленных островах. Также могут быть проданы госпакеты акций энергетических компаний, сетевые водопроводные компании и провинциальные аэропорты.

Европа приложит все усилия к тому, чтобы не дать Греции выйти из зоны евро - хотя бы ради сохранения возможности получить инвестированные средства назад. А еще - для того, чтобы не создавать прецедента среди других «слабых» членов ЕС, Португалии, Болгарии и Румынии.

Алексей Подымов - шеф-редактор информационного агентства «Финансовый контроль – новости».

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.