Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 апреля 2021
Венеция: между мифом и реальностью

Венеция: между мифом и реальностью

Самый романтичный город в мире отметил своё 1600-летие
Элизео Бертолази, Милан
02.04.2021
Венеция: между мифом и реальностью

«Pax tibi Marce evangelista meus» (в переводе с латинского – «Мир тебе, Марк евангелист мой») – эти слова Ангел Господень сообщил во сне Святому Марку, когда тот высадился на острове в венецианской лагуне во время одного из своих апостольских путешествий. Слова означают, что именно на этой земле Святой нашёл бы покой. «Hic requiescet corpus tuum», – заключил Ангел, именно так позже это и произошло. Эти слова, девиз города, написаны в книге Евангелия, которую держит лапа крылатого льва – символа Евангелиста на гербе Венецианской республики.

В 828 году мощи Святого были украдены из гробницы в Александрии в Египте (город к тому времени уже попал в руки мусульман) двумя венецианскими купцами и перевезены в Венецию. Сегодня они хранятся в базилике Сан-Марко.

Венеция отмечает свой юбилей в особый момент, в разгар пандемии, остановившей жизнь здесь на год, так что город, принимавший 25 миллионов туристов ежегодно, нынче вернулся к тишине и звукам небольшого городка-лагуны, где больше не слышен постоянныйшум туристов на «калли», а только речь местных жителей и оклики гребцов. Теперь вГранд-канал, без движения вапоретто (речного трамвая), вернулись даже дельфины.

В сюрреалистической тишине, которая окутывает город уже больше года, красота становится еще более зримой. Венеция – этот «город-музей» – сейчас прекраснее, чем когда-либо! Её вода вместо улиц, её мосты, её церкви, её колокольни, линии несравненной элегантности её зданий…

Венеция – город, где камни зданий сливаются с водой, а дерево фундамента сливается с камнями, и где в любое время суток огни и их отражения в воде способны создавать уникальную атмосферу и волшебство самых разнообразных цветовых оттенков. Венеция будто парит над водой! С её дворцами и величественными церквями, погружающимися в море...

При строительстве здания, большого или маленького, в Венеции всегда приходилось иметь дело с водой, морской солью, грязью и песком. И вот с такими проблемами венецианцам всё же удалось, с их изобретательностью, возвести шедевр инженерной мысли и красоты. Венеция возникла из огромного «леса перевернутых деревьев». Фундамент зданий – это колья топляка, глубоко вбитые в грунт, настолько прочные и скрепленныедруг с другом, что они могут сохраняться веками и веками.

Нет такого уголка, которым бы вы не были очарованы. Венеция – это больше, чем город, это – чудо, которое при каждом посещении будто обновляется. Достаточно бесцельно пройти через лабиринт «калли» и «кампи» (аллей и площадей), чтобы открыть его для себя заново и полюбить навсегда.

Путешествуя по Гранд-каналу, самой красивой «водной дороге», которую когда-либо человек способен был спроектировать, легко почувствовать себя маленьким осколком на волне города, который, кажется, плывет по воде.


Рождение Венеции

Это было 25 марта 421 года. В тот день,гласит легенда,произошла закладка первого камня церкви Сан-Джакомето (Святой Джакомо) на берегу «Большого канала». Именно там, где в 1588 году будет построен мост Риальто. Согласно легенде, основана Венеция благодаря обету некоего Эутинопо Греко – плотника, который выжил в серьезном пожаре и остался целым и невредимым. О том, когда именно официально зародилось первое поселение на «Рива-Альте» сообщает Chronicon Altinate.

Однако невсеисторики согласны с точной датировкой, поскольку этот период был отмечен постоянным притоком населения. К поселениям первых жителей на островках лагуны присоединились венеты, бежавшие с материка от набегов варваров, пришедших с Востока.

Дата 25 марта, в свою очередь, имеет большое религиозное значение: 25 марта – день Благовещения или же зачатия Иисуса. Таким образом, Венеция представляется тесно связанной с Иисусом Христом и его матерью Девой Марией, которая является защитницей города. На мосту Риальто можно увидеть барельеф с изображением Благовещения: с одной стороны архангела Гавриила, а с другой – Пресвятой Богородицы.

В необычном переплетении религиозных и астрологических значений того дня древние авторычитали тайное расположение Бога, провиденциальное событие в богословии истории.

Как учит нас один из самых авторитетных историков Венеции Эдоардо Рубини: «Всегда необходимо глубоко изучать традиционную венецианскую историографию, которая спустя столетия оказывается точной и подробной. Даже если мы живем в мире, основанном на внешних проявлениях, а люди питаются эфемерными и поверхностными представлениями, Венеция всё равно выходит победителем: это не импортированная субкультура. Венецианская цивилизация сама состоит из субстанции: в ней есть своя правда, свой экзистенциальный смысл. Неслучайно национальный девиз венецианцев до сих пор высечен латинскими буквами на парадном камне некоторых ворот Венеции: «Deo et Patriæ omnia debeo» (Я всем обязан Богу и Отечеству). Видение мира, содержащееся в этом предложении, относящееся к ценностям, выходящим за пределы эгоистичного измерения личности, выражает тип преданности, который сегодня почти непостижим для современной чувственности».


Миф и поэзия

Основание города уходит корнями в мифы. Падуя, город на материке, был основан троянцем Антенором, бежавшим на Адриатическое море после разрушения Трои. С другой стороны, троянский герой Эней сбежал в Лацио, где женился на Лавинии и породил потомство, от которого родились Ромул и Рем.

Но если бы Падуя была основана непосредственно Антенором, тогда Ромул – основатель Рима – был бы только внуком троянского Энея. А это означает, что Падуя – древнее Рима и, следовательно, падуанцы, которые внесли свой вклад в строительство Венеции, происходят из города, существовавшего прежде Рима.

Миф о Венеции продолжал безмятежно формироваться на протяжении веков.

Венецианцы были народом великих путешественников. Во времена Республики Серениссима столица Венеция достигла такого уровня развития и богатства, который мы сегодня хорошо знаем.

Между тем венецианцами двигал не только неукротимый дух приключений, но и большая традиция в торговле, которая связана с желанием поднять уровень жизни, обогащая ее. Колонии Венеции простирались вдоль побережья Адриатического и Средиземного морей.

Для венецианцев Черное море не было только «придатком Средиземноморья», а скорее «морским мостом в Азию» для морской торговли. Их владения доходили до Крыма и Таны в устье реки Дон в Азовском море.

Венеция была отечеством не только для великих путешественников, таких как Марко Поло, или мореплавателей, таких как Джованни Кабото, но и великих художников – Тициана, Тинторетто, Пальма иль Веккьо, Веронезе, Тьеполо и других; писателей– таких, как комедиограф Карло Гольдони; музыкантовво главе с Антонио Вивальди, а также кондотьеров и героев, таких как дож Себастьяно Вениер, который в возрасте более семидесяти лет сразился с турками и победил их в битве Лепанто, или Маркантонио Брагадин, командующим крепостью Фамагуста на острове Кипр, который попал в руки турок и, чтобы не отречься от своей веры во Христа, претерпел долгое мученичество и бесчеловечную пытку.

О высокой степени цивилизованности Венеции говорит поэт Франческо Петрарка, который в своем «Epistole Seniles» 1364 года так описал город: «В наши дни единственное место свободы, справедливости, мира. Единственное убежище для добрых и единственный порт, где корабли людей, которые пытаются вести мирную жизнь, повсюду разбитой тиранией и войной, могут укрываться и найти безопасность».

Можно бесконечно продолжать воспевать красоту и подвиги, когда Серениссима (торжественное название Венецианской республики), господствовала над Средиземным морем. Её история, её превосходство, её культура, просто её красота сделали Венецию за 16 веков мировой иконой.


Этапы упадка

12 мая 1797 года французские войска Наполеона Бонапарта вынудили отречься стодвадцатого дожа Людовика Манина и Большой совет (Венето парламент) от Республики Венеция. Они передали полномочия Временному Демократическому муниципалитету, учрежденному Наполеоном.

В 1815 году Венский конгресс провозглашает конец империи Наполеона, но Венеция не восстанавливается, как и все другие королевства, княжества, разрушенные Наполеоном. На конгрессе было принято решение, что Ломбардо-Венето, то есть Милан и Венеция становятся частью Австрийской империи.

В 1848 году венецианцы восстают против Австрии и освобождают Венецию от австрийцев. Но австрийская армия победила короля династии Савойя и окружила Венецию. Несмотря на жестокие условия осады, народ выдерживал её полтора года, но был вынужден сдаться 22 августа 1849 года.

В 1866 году Венеция становится частью Итальянского королевства, благодаря победе в войне Пруссии и Итальянского королевства против Австрийской империи.

Чтобы показать согласие венецианского народа стать частью Италии, итальянское правительство организовало сфальсифицированный референдум, его итог был: 641 758 – «за», 69 – «против». Но население составляло 2.500.000 жителей, и голоса были «открытыми». Тем временем на плакатах угрожающе было опубликовано, что те, кто проголосовал «против», совершили бы преступление, будучи предателями родины (итальянской).

Это было «объединение Италии», которое в итальянской историографии получило название «Рисорджименто» и которое вскоре объявит себя «Королевством Италии» и, как каток, сокрушит различные процветающие, с богатой культурой государства, присутствовавшие на итальянском полуострове: не только Республику Серениссима, но и Великое Герцогство Тосканское, Папское государство, Королевство обеих Сицилий.

Результатом «присоединения» Венето и Венеции к Королевству Италия стала удручающая нищета населения. Полтора миллиона венецианцев, чтобы выжить и избежать голода, были вынуждены покинуть свою славную землю в поисках хлеба и работы по всему миру...

«Pax tibi Marce evangelista meus» – это была Венеция дожей, но как правильно писал Достоевский: «Если Бога нет, всё позволено».


Взгляд на Россию

Венеция всегда имела тесные контакты с Россией ещё с давних времен, когда она принимала посольства «северных князей».

Так получилось, что в этом году –не только 1600-летие Венеции, но и 800-летие Нижнего Новгорода – точно половина лет. По совпадению, и для Нижнего Новгорода рождение города восходит к возведению церкви на берегу реки – Оки. Кто знает, может среди различных памятных мероприятий в этом непростом году, которые Венеция организует,получится осуществить и обмен визитами с Нижним Новгородом?


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Е. Д.
05.04.2021 14:57
«Сколько ни слыхала я рассказов о Венеции, сколько ни видала картин, изображающих ее собор, ее дворцы, ее каналы, ее гондолы и мосты – то, что я увидала в действительности, превзошло все мои ожидания.
О Венеции нельзя говорить; в ней надо быть! Надо окунуться во всю совокупность ее впечатлений... Не в том дело, что Св. Марк стилен, что его площадь красива, что дворец Дожей величествен, что каналы и гондолы поэтичны, а в том, что все вместе взятое так цельно, так своеобразно, так фантастично, что поистине может назваться волшебным сном.
И средневековые постройки с их промозглыми, обросшими зеленой слизью стенами; и узкие каналы с их мутной, загрязненной водой; и приземистый византийский собор Св.Марка с его золочеными стенами; и мрачный дворец Дожей со множеством его колонн, украшенных бесчисленными фигурами; и вычурный, покрытый сверху донизу изваяниями храм Santa Maria della Saluta, похожий ночью на колоссальное привидение; и canal Grande с его устаревшими дворцами, где чуются призраки Марино-Фальери, Дездемоны и Отелло; и мост Вздохов с его жуткими воспоминаниями; и гондолы, беззвучно скользящие повсюду; и стройные фигуры гондольеров, с их характерными пластичными движениями; и венецианки в их черных шалях с длинной тяжелой бахромой; и полуодетые нищие, лениво лежащие в живописных позах на ступенях; и освещенные разноцветными фонариками барки с певцами; и южное солнце; и восточная нега; и теплые, почти душные ночи; и пение, пение, пение без конца, всю ночь, чисто итальянское, захватывающее, страстное пение...
Все это вместе надо видеть, слышать, прочувствовать, чтобы понять впечатление, которое производит Венеция!
Уезжаю полная самых поэтических воспоминаний о ней!»
М. Л. (Толстая) Казем-Бек. Дневники. 1913 год.

Е. Д.
05.04.2021 9:43
Из стихотворения И. И. Козлова ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬ. ФАНТАЗИЯ.

Ночь весенняя дышала
Светло-южною красой;
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной;

Отражен волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зеленых берегов.

Свод лазурный, томный ропот
Чуть дробимыя волны,
Померанцев, миртов шепот
И любовный свет луны,

Упоенья аромата
И цветов и свежих трав,
И вдали напев Торквата
Гармонических октав -

Все вливает тайно радость,
Чувствам снится дивный мир,
Сердце бьется, мчится младость
На любви весенний пир;

По водам скользят гондолы,
Искры брызжут под веслом,
Звуки нежной баркаролы
Веют легким ветерком...

https://www.youtube.com/watch?v=88cIoveLBvg - М. И Глинка. Венецианская ночь.

Гость
04.04.2021 20:54
Именно Венеция активно работала на создание ордена иезуитов. Криптоиудея (по другой версии - представитель древней баскской фамилии) Игнатия Лойолу, основателя ордена иезуитов, рекомендовала для решения этой задачи одна из старейших и знатнейших венецианских семей - Контарини. В результате - «два шара в лузу»: католики-контрреформаторы получили грозное оргоружие, само наличие которого углубляло и ужесточало религиозный конфликт в Европе, а семья Контарини и вместе с ней венецианская олигархия получали в свои руки разведку, если угодно, спецслужбу общеевропейского масштаба.
Гость
04.04.2021 20:53
После наполеоновского удара венецианские капиталы нужно было перевести в более безопасное место, им и стала Швейцария. Здесь довольно быстро оформился финансовый и родственный союз венецианских и местных протестантских семей (напомню, что протестантизм - наиболее иудаизированная версия христианства, неплохо сочетающаяся с гностическим учением и т.п.).
Гость
04.04.2021 20:52
Как отмечает А. Чайткин, в раннее средневековье венецианская торгово-политическая элита в значительной степени формировалась из представителей купеческих династий Константинополя, выходцев из богатого района Фанар. «Фанариоты», в свою очередь, были в основном выходцами из Леванта, т.е. Восточного Средиземноморья. Для этого региона было характерно смешение различных этносов, культов и традиций, религиозных и магических верований, причем нередко магия оказывалась сильнее религии, наряжаясь в ее одежды, будь то христианство (гностики) или позднее ислам (псевдоислам течения «Донмё», из которого в конце XIX в. вышли лидеры младотурок, /которые финансировались в т.ч. через Парвуса - партнера итальянского министра финансов Вольпи ди Мисурата).
Таким образом, в Венеции оказались представители родов, которые были псевдохристианами, придерживавшимся на самом деле либо традиций гностицизма, либо традиций древневосточных религиозных и магических культов - финикийских и особенно вавилонских. Показательно, что символ Венеции - крылатый лев, весьма распространенный на древнем Ближнем Востоке. Кстати, крылатый лев св. Марка, расположившийся на одной из колонн Пьяцетты, по-видимому, персидского происхождения (IV в. н.э.).
Таким образом, за формально христианским, католическим фасадом Венеции/ собора св. Марка пряталась иная традиция, скрытно противостоящая христианству или, как минимум, альтернативная ему. В связи с этим отношение Венеции к Ромейской империи, с одной стороны, и к католическому миру, Ватикану, с другой, определялось не только финансово-экономическими резонами, но и идейно-религиозными: и в этом плане, а не только в финансовом Венеция выступала по отношению к христианской Европе в качестве «чужого».
Гость
04.04.2021 20:50
Венецианская верхушка сыграла большую роль в организации крестовых походов, по сути - международного разбоя, который они направляли вместе с бенедиктинцами и Ватиканом. Ну а организованный венецианцами (дожем был Энрико Дандоло) захват и разграбление Константинополя в 1204 г. во время Четвёртого крестового похода принес им 400 тыс. серебряных марок и немало других дивидендов, как материального, так и нематериального свойства (начиная от территории - три восьмых византийских владений - и ряда стратегических островов Средиземноморья, включая Крит и Кипр, и заканчивая фактом устранения геополитического соперника).
Автору
04.04.2021 8:30
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанн 15:13):
https://www.youtube.com/watch?v=NBHi0pi8dlw
«...да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». (Иоанн 15:11)
Е. Д.
02.04.2021 18:14
1600 лет истории.
https://www.youtube.com/watch?v=B4vqskOeAcY
1600 лет неописуемой красоты.
https://www.youtube.com/watch?v=eRwF2eru6R4
С Днем рождения, Венеция!

Эксклюзив
16.04.2021
Артем Леонов
Российско-иранский канал может обеспечить евроазиатские перевозки кратчайшим путем.
Фоторепортаж
20.04.2021
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее представлена выставка императорских одежды и принадлежностей.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.