Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
2 мая 2024
Сколько калькулятор ни крути…

Сколько калькулятор ни крути…

Госдума приняла в третьем чтении «пенсионные законопроекты»
Александр Платошкин
24.12.2013
Сколько калькулятор ни крути…

Под «занавес» 2013 года нам предложили пакет законов, определяющих новый порядок расчета и назначения пенсий. Что даст эта реформа тем, кто собирается на заслуженный отдых?

Вводится формула, согласно которой страховая часть будет рассчитываться не в рублях, а в баллах. Это - соотношение страховых взносов, отчисляемых работником со своей зарплаты, и соответствующих сумм, которые вносит за него наниматель. Есть в этой схеме и некая постоянная величина – подобие нынешней базовой части пенсии. Примерно такая же и по размеру: на конец 2013 года – чуть больше 3600 рублей.

Тридцать баллов – минимум, необходимый для получения права на заслуженный отдых. Набрать их можно за пятнадцать лет трудового стажа, при зарплате не ниже двух МРОТ, сегодня один минимальный размер оплаты труда - это 10410 рублей. То есть, по два балла в год.

Как полагают разработчики реформы, такова более совершенная технология учета. Деньги переводятся в единицы, определяющие материальные права гражданина относительно общего объема накопленных пенсионных средств. Кроме того, размер пособий будет повышаться за каждый год невыхода на пенсию. За пять лет набежит пятьдесят процентов надбавки, за десять – все сто.

Но принцип «не повышать пенсионный возраст и не сокращать социальные гарантии пожилым», уверяет правительство, остается незыблемым. Равно, как и льготы для северян, других категорий граждан, работающих в сложных климатических условиях. Реформа затронет материальные интересы тех, кто вступит в трудовые отношения в 2015 году. То есть, начнет работать. Для остальных права, сформированные до этого срока, фиксируются, сохраняются. А в течение 2014 года, поясняет заместитель председателя правительства Ольга Голодец, «будет проводиться работа по настройке всего Пенсионного фонда».

В кабинете министров, обеих палатах Федерального Собрания прошли консультации с экспертами, политиками, социальными работниками. Как уверяют, изучили и учли их мнения, советы. Игорь Зотов, лидер «Российской партии пенсионеров», в ходе одной из таких консультаций предложил заместителю министра труда и соцзащиты Андрею Пудову, как он сказал, условия задачи. Женщина закончила вуз, у нее двое детей. То есть, два декретных отпуска. Среднемесячная зарплата – пятнадцать тысяч рублей. Какая у нее будет пенсия по достижении 55 лет?

- Очень легко подсчитать, - с готовностью ответил А. Пудов. – Восемь баллов – уход за детьми. Плюс при ее зарплате - стаж тридцать лет,- еще сто пятьдесят баллов. Итого – около 160, или 14 – 15 тысяч рублей. Баллы – своего рода удобный пенсионный калькулятор.

Желание создать счетчик, который бы определял будущую пенсию, само по себе похвально. Однако в наших условиях вряд ли осуществимо. Ибо остается много неизвестных. Если, скажем, к шестидесяти годам не набирается ни указанный в документе стаж, ни баллы. Что же тогда?

Девяносто семь процентов граждан пенсионного возраста, по сведениям авторов реформы, имеют стаж больше пятнадцати лет. А количество вакансий на рынке труда вдвое превышает число безработных. Так что есть, мол, где стаж подтянуть. Кроме того, существует социальная пенсия, которую мужчинам назначают в 65, а женщинам в шестьдесят лет. К ней полагается региональная доплата до прожиточного минимума пенсионера.

Сколько ни крути калькулятор, больше четырнадцати тысяч рублей не выходит. Как говорится, получи - и ни в чем себе не отказывай.

А чтобы заслужить пенсию в удвоенном размере, надо трудиться до семидесяти лет. Еще десять - возмещать то, что потерял, отказавшись от положенного срока ухода с работы. Иными словами, удвоение можно будет почувствовать лишь к восьмидесяти годам. Это, мягко говоря, не каждому светит – по понятным причинам, которые я называть и не буду.

Что официально подтверждает и правительство. Пресловутый «срок дожития» - на сегодня он составляет восемнадцать лет после ухода на пенсию - введенный в оборот недоброй памяти социальным министром Михаилом Зурабовым, такого рубежа для россиянина, как видим, не предусматривает.

В ходе консультаций с профсоюзами и законодателями правительство внесло в пенсионный пакет еще ряд поправок. Так, работающим ветеранам, с зарплатой до 18 тысяч рублей в месяц, «пенсионные права» будут корректировать из расчета три балла в год. Сколько в рублях - пока не подсчитаешь и с этим калькулятором. Все будет зависеть от наполнения Пенсионного фонда и размера инфляции. Дополнительные льготы получат женщины, имеющие более трех детей. Уход за четвертым оценивается в 5,4 балла в год. Компаниям, зарегистрированным в оффшорах, закроют доступ к пенсионным деньгам.

И все же к расчетам «как лучше поделить», власти не прилагают варианта, как стране больше заработать, как пополнить казну, чтобы денег в ней хватало и на безбедную старость. Сохраняется пропасть между двумя пенсионными системами. У госслужащих, особенно высокооплачиваемых, пенсия будет привязана к зарплате. У всех остальных – к пресловутым баллам. Как выразилась заместитель председателя Государственной Думы Людмила Швецова, «чтобы не запутывать население и не вносить смуту», надо убрать калькулятор с официального сайта минтруда. Рассчитать пенсию невозможно ни с ним, ни без него. Ибо как заранее знать зарплату, возможный стаж? Не говоря о поправках на инфляцию, о покупательной способности рубля через тридцать лет?

Новая пенсионная система, возможно, станет приемлемой, когда МРОТ достигнет хотя бы прожиточного минимума. У нас же около полутора миллиона граждан получают меньше двух минимальных размеров оплаты труда.

До вожделенной страховой пенсии придется «пахать» свыше сорока лет. Правда, мало кто из них живет на такие деньги. Часть зарплаты отдают им в конверте, и, чтобы повысить пенсию, правительство предлагает легализовать доходы.

Для этого надо всего лишь попросить, либо заставить работодателя выплачивать социальные взносы в полном объеме. Если это не удастся, обращаться в Рострудинспекцию. Что за этим советом: наивность, лукавство чиновников? Скорее, последнее. Не для того хозяин «конвертирует» часть зарплаты, чтобы так просто, безоговорочно пойти навстречу работнику. Одна из причин – социальные платежи в казну. Они слишком велики, разорительны, прежде всего, для малых предприятий, не позволяют накопить средства на поддержание, развитие производства.

В общем, неизбежен конфликт интересов хозяина и работника. Специалист высокой квалификации, возможно, пойдет на разрыв трудовых отношений. В крайнем случае, уволится, найдет другое место. А человек без хорошей специальности, без высшего образования, обремененный семьей, долгами? Зачастую и без элементарных юридических знаний, чтобы защитить свои трудовые интересы. Посмеет ли вступить в спор с боссом? Под благовидным предлогом тот попросту выдавит «жалобщика» с работы.

Значит опять поиски места. Примут, скорее всего, на прежних кабальных условиях, без перспектив на достойную пенсию.

Реформа может, в итоге, ударить по карману россиян, получающих «серую» зарплату. Правительство намерено принять меры к тому, чтобы все же вывести ее из тени. В частности, подготовить закон, согласно которому ответственность за сокрытие доходов понесут и хозяин, и работник.

Впрочем, похоже, чиновники из Белого дома не читают ранее принятых документов. Иначе, зачем же они ломятся в открытую дверь? Ведь существующие правовые нормы обязывают декларировать доходы, уплачивать с них налог. За укрытие предусмотрены крупные штрафы, тюремное заключение.

Тем не менее, предприниматели идут на риск. Зачастую, как видим, не от хорошей жизни. Между тем, в малом бизнесе занята значительная часть населения. Тут стажируются, «набивают руку» и многие вчерашние школьники, студенты, которых, за неимением опыта, не берут на работу в крупные предприятия.

Дмитрий Медведев призывает не «кошмарить» бизнес. Излишне опекать его, может, и ни к чему. А вот разобраться в нуждах, заботах, особенно «малышей», облегчить финансовое бремя, было бы очень кстати.

Многим памятны лихие девяностые годы. Тогда квалифицированные специалисты вынуждены были перебиваться торговлей в ларьках, на рынках. Не столкнемся ли мы в случае повторения подобной ситуации с вынужденной безработицей, и не придется ли нынешнему поколению «пахать» ради пенсии до конца своих дней? Ответа на эти вопросы тоже нет.

Предлагаемые баллы - это условное количество условных денег в условном кошельке реального ветерана. Ведь, передавая функции социальной защиты населения тем же негосударственным пенсионным фондам, власть, по сути, расторгает союз со своими гражданами. Между ней и населением встает коммерческий посредник, главная цель которого – прибыль. Для него пенсионные, как и любые деньги, всего лишь оборотный капитал. Для пожилого человека он – «оборонный», хоть как-то защищающий от снижения качества жизни, бытовой неустроенности и прочих напастей. Не исключена ситуация, когда ветеран имеется, а с деньгами проблема. Аптека, магазин есть, а купить лекарства, еду не на что. Тем самым обесценивается человеческая жизнь.

Если бы у нас была возможность ничего не менять в этой сфере, поясняют чиновники в социально-экономическом блоке правительства, то, наверное, все осталось бы на своих местах. Но такой возможности, к сожалению, нет.

Ситуация, действительно, непростая. Бюджет Пенсионного фонда сокращается, количество пожилых людей, по отношению к числу работающих возрастает. Производительность труда, по прогнозам, до 2025 года будет расти со скоростью два процента.

Мы пока живем на «пике» нефтяных цен. От них зависит и возможность покрывать дефицит Пенсионного фонда. Через десять – пятнадцать лет средств на эти цели может не оказаться.

Другие источники пополнения казны пока неясны. Рост ВВП в 2013 году, по предварительным данным, колеблется в пределах двух процентов. Это – «красный», сигнал тревоги, и правительство пытается включить «зеленый». С 2014 года внедряется программно–целевое планирование экономики. В основе – долгосрочная стратегия, с упором на малый и средний бизнес, который способен быстро создавать новые объекты, рабочие места. Все госпрограммы, а их больше сорока, по уверению минфина, «оптимизированы с целью повышения эффективности, сокращения затрат». В том числе на таких важных направлениях, как упрощение доступа к энергоресурсам, ускорение таможенных процедур, поддержка экспорта, кредитование, субсидирование процентных ставок. Однако многие из них не увязаны с достижением общегосударственных целей, носят ведомственный характер.

Начать хотя бы с исходного документа, «Стратегии–2020». Принятая больше пяти лет назад, она во многом устарела, требует корректировки. Или взять госпрограмму по развитию промышленности: по одним источникам предусматривается рост производительности труда в полтора, по другим – в 1,36 раза. Иные кураторы программ заботятся, прежде всего, о том, чтобы «застолбить» свою строку в бюджете, не слишком беспокоясь об освоении ресурсов. За первые шесть месяцев 2013 года средства федеральной целевой программы «Чистая вода» были использованы лишь на 0,4 процента, «Информационное общество» и «Обеспечение безопасности полетов» - на один процент.

Между тем, эти деньги как нельзя были бы кстати для пополнения Пенсионного фонда, поддержки отраслей, от которых зависит экономическое процветание страны. По финансированию научно–исследовательских и опытно-конструкторских работ мы сопоставимы с такой страной, как Мозамбик. Зато на футбол в 2014 году бюджетных денег потратим втрое больше, чем на поддержку малого, среднего бизнеса, в шесть раз – чем ведущих университетов страны, и в десять раз – чем на создание благоприятного инвестиционного климата.

Преждевременно сетует правительство на скудость пенсионных ресурсов. Находит же оно средства для обласканных госкорпораций и таких структур, как, к примеру, «Роснано» и «Сколково». Последнее получит в 2014 году 26 миллиардов рублей. Скажем, «Роснано», пообещав на полученные деньги создать инновационные материалы и пополнить казну, принесло ей за 2012 год двадцать миллиардов рублей убытка.

В ходе консультаций правительству предлагались и популистские, хотя не лишенные здравого смысла идеи. Например, о «золотом парашюте» для пенсионера. По типу компенсаций топ–менеджерам, директорам компаний в случае прекращения ими трудовых отношений. И выражается он у них в больших суммах денег, в пакетах акций, других видах материальных благ.

Средняя пенсия по стране – меньше одиннадцати тысяч рублей в месяц. Среднегодовой доход, так называемых топ–менеджеров государственных компаний – от 30 до 45 миллионов рублей. Это равно примерно четыремстам тысячам годовых пенсий. Труд управленца, согласимся, заслуживает соответствующего вознаграждения. Пусть в десятки, в сотню раз выше среднестатистической зарплаты, но не до таких же космических величин. Вряд ли ежедневное интеллектуальное и физическое напряжение того же генерального директора предприятия в миллионы раз выше, чем у рядовых тружеников.

Почему бы накопительную часть не защитить «реальным эквивалентом», в том числе, драгоценными металлами? Почему бы Пенсионному фонду не стать, скажем, акционером крупных сырьевых компаний?

Тогда бы ему вряд ли потребовалось просить у правительства финансовой поддержки.

И минимальная пенсия в тридцать тысяч рублей, была бы не такой уж несбыточной мечтой. За 2013 год Россия продала сырьевые ресурсы на шестнадцать триллионов рублей. И только около пяти триллионов из них попало в казну. Словом, деньги у государства есть. Надо лишь серьезно разобраться, куда они уходят.

А сегодня, в нынешних условиях, реформа приведет лишь к повышению пенсионного возраста на добровольно–принудительных началах. Но, может быть, в этом и заключается ее скрытая цель? Только ведь пенсия – не награда. Это компенсация за многолетнюю работу. И если ее растворяют в невесомых и неведомых баллах, подрывается стимул к честному труду.

В общем, для пенсионера балл - «непроходной». 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.