Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 ноября 2019
Пока Марат в отъезде…

Пока Марат в отъезде…

Известному галерейщику М. Гельману отказали в помещении
Андрей Соколов
13.11.2015
Пока Марат в отъезде…

Уведомление о расторжении договора об аренде с его галереей выписало руководство московского Центра современного искусства «Винзавод». Как говорится в документе, «за последние несколько лет галерея несколько раз меняла свое название и формы деятельности. Не всегда художественная составляющая была в приоритете. Ее выставочное пространство неоднократно использовалось в сторонних целях, не имеющих прямого отношения к искусству, к тому же имело место нарушение порядка выплаты арендной платы».

Мало того, обнаружилось, что на территории, отведенной для картин, почему-то открылся эмиграционный центр Черногории, что и послужило окончательным поводом в пользу принятия решения о расторжении договора.

А ведь совсем недавно Марат Гельман числился чуть ли главным законодателем мод в изобразительном искусстве России, принимал активнейшее участие в политике, работал в предвыборном штабе Б. Ельцина, занимал пост заместителя генерального директора ОРТ, был членом Общественной палаты при президенте, фактически руководил всей культурной политикой Пермского края… Есть, что вспомнить.

Как и многие нынешние либеральные активисты, он – выходец из преуспевающей интеллигентной советской семьи, родился в Кишиневе. Его отец, Александр Исаакович, был известным в СССР драматургом, автором нашумевшей «перестроечной» пьесы «Заседание парткома». В Москве юный Гельман окончил Московский институт связи, стал инженером. Но по специальности почти не работал, а занялся куда более прибыльным делом – начал торговать картинами. Организовал выставку московских художников в Кишиневе, стал первым в СССР «арт-дилером», хорошо подзаработал и окончательно поселился в столице. А когда рухнул Советский Союз, открыл в Москве собственную галерею.

Никакого специального художественного образования он не получил, но сразу понял: чтобы преуспеть на этом поприще, нужен скандал! Лучше – несколько.

Тут М. Гельман сразу показал себя высоким профессионалом. Открыл в своей галерее выставку «Реституция», на которой показал две картины – «Мадонну» Кранаха и «Дорогу в Арле» Ван Гога, уверяя, будто эти картины были случайно вывезены из Германии. На экспозицию шедевров ринулись толпы. Однако позднее сам устроитель выставки признал: полотна – подделки.

Следующую выставку он назвал «Компромат». На ней можно было увидеть израильский паспорт Геннадия Зюганова, документы из швейцарского банка со списками валютных счетов членов правительства, чемодан с сардельками, обнаруженный под кроватью Егора Гайдара, порнокалендарь с фотографиями знаменитых политиков и другие подобные поделки.

Но самые шумные скандалы были связаны с его «художественными» выставками. Там были обезьяна, облаченная в военную форму с советскими медалями, голубые «купола русских церквей» из аптечных клизм, карта России, выложенная из половых тряпок, дебелые голые тетки в русских кокошниках, верхом на конях – пародия на известную картину В.М. Васнецова, православные кресты из колбасы… Все это – экспонаты выставки «Родина».

Одновременно с торговлей «арт-объектами», как он сам их называл, М. Гельман стал активно подвизаться в политике в роли политтехнолога, в чем изрядно преуспел. Оказался в предвыборном штабе Б. Ельцина, для которого готовил провокации по дискредитации соперников. Его люди рассылали, например, от имени КПРФ фальшивые приглашения на пресс-конференции Г. Зюганова. Когда на них приходили журналисты, то оказывалось, что там никого нет. Выпускал фальшивые листовки с логотипом КПРФ.

В 1996 году, в соавторстве с телеведущим Леонидом Парфеновым, провел широкомасштабную акцию «Новые деньги». Был разработан дизайн купюр с изображением Льва Яшина, Юрия Гагарина, Льва Толстого. Представили купюры как настоящие в столичной гостинице «Савой». По Москве тут же пополз слух о скорой деноминации, и председателю Центробанка пришлось его официально опровергать.

Но настоящую «культурную революцию» ему удалось произвести в Перми, куда его пригласили на работу и где его активно поддерживал губернатор края Олег Чиркунов. Вскоре весь город и его окрестности были заполнены «шедеврами» от М. Гельмана, назначенного директором местного музея современного искусства, который он стал почему-то именовать «PERMM». Были установлены: буква «П» высотой в три этажа, сооруженная из бревен, арматуры и гвоздей – как некий новый символ региона, трехметровый шар, облепленный грязными автопокрышками, фанерное слово «LOVE» перед зданием городской администрации, а также множество странных фигур красных человечков, непонятно что символизирующих.

«Искусство от Гельмана» требовало жертв, одна только буква «П» обошлась городу в 9 миллионов рублей. В итоге интеллигенция города не выдержала и провела уличную акцию протеста.

Но М. Гельман и в ус не дул. Дело дошло до того, что он предложил работу в государственном музее участницам группы «Pussy Riot» Толоконниковой и Алехиной в случае их освобождения по УДО.

В июне 2013 года, на фестивале «Белые ночи в Перми», разразился очередной скандал. На этот раз к традиционным обвинениям в нецелевом использовании бюджетных средств и завышенном гонораре для самого М. Гельмана добавилась буря возмущения в адрес экспонатов выставки на тему сочинской Олимпиады-2014. Эта выставка «Welcome! Sochi-2014» вызвала гневную критику депутатов и местных властей, плакаты были вывезены из музея, и сам «новатор» был, наконец, уволен…

В своем блоге М. Гельман однажды так определил задачи «творцов»: «У людей искусства нет другого выхода, как отстаивать позицию атеистов, геев, нацменьшинств. Призывать к здравому смыслу. Только искусство будет всегда тащить страну в Европу. В отличие от деятелей оппозиции, которые все-таки политики и вынуждены оглядываться на свой электоральный образ, на население, человек искусства может спокойно говорить большинству, что оно людоедское, если поддерживает незаконное осуждение «Pussy Riot». И в этом смысле всем следует сегодня не столько на митинги ходить, сколько создавать галереи, театры, организовывать фестивали, снимать документальные фильмы…».

Для чего? Ну, он же сам растолковал: чтобы отстаивать позиции «атеистов и геев», а также девиц, «выступивших» в храме Христа Спасителя. И - защищать их всех от «людоедов», каковыми он считает нас с вами.

В 2014 году М. Гельман, растеряв все прежние публичные посты – а, значит, и кормушки – публично заявил о своем отъезде из России.

Обосновал он свое решение, конечно же, «политическими причинами»: «Прочитал резолюцию сената США по России и понял, почему уезжаю из России. Я не хочу участвовать в этой войне на стороне «путинской власти», потому что считаю, что она в этом конфликте – агрессор и нарушитель».

Сейчас «новатор» подвизается, в основном, в Черногории. Пишут, что там он собирается создать культурный центр, «активизировать творческую жизнь в городе Будве». Однако про Россию не забывает.

Недавно в интервью сообщил, что верит в смену власти в нашей стране, и произойдет она, по его мнению, до 2018 года. После чего он наверняка вернется, чтобы продолжать приобщать население России к «высокому искусству».

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Мнение
15.12.2015 21:58
Как же надоели эти гельманы в России и их парашная мазня.Презираю тех , кто предоставляет для таких ХУДОжнякеров помещения.Такой мазне как и их хозяевам место на помойке.
Михаил
04.12.2015 19:54
Маратка - это ИНСТОЛЯЦИЯ и так к этому и относись...а если за все содеяное тебе набьют лицо, то это будет ПЕРФОМАНС, которого ты и заслуживаешь)
ВЕРА
20.11.2015 23:41
АЛЕКСАНДР М., понять ВАРа практически невозможно. Уж я взываю, взываю писать не столь замысловато, но... безуспешно.
Александр Мясникян
20.11.2015 19:12
голодная смерть для кого, Var? И кто те, "стремящиеся к непониманию"?
var
20.11.2015 14:10
Александр, просто это самое «равнодушное большинство» за века привыкло, что альтернативой вразумлению стремящихся к непониманию (разжёвывание которым прописных истин способно утилизировать практически любую энергию) является голодная смерть.
Александр Мясникян
18.11.2015 11:59
Ungern дело говорит. Именно с молчаливого согласия равнодушных свершаются все гнусные дела. Ну а "интеллигенция"(в кавычках!!!! не путать с ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ!), как всякая крайне трусливая составляющая очень наблюдательна в плане отслеживания градуса равнодушия. И как каждое трусливое сообщество (в природе например, гиены, шакалы) при понимании, что равнодушных пруд пруди, а принципиальных вообще почти нет, становится до отвращения  наглой и хамской. Причем безнаказанная наглость по прошествии времени обнаруживает стремление к раздуванию до бесконечных пределов. Тогда "интеллигент" вступает в окончательную стадию, стадию невменяемости. Это уже шлак, никакого гражданского да и просто совестливого человеческого самосознания от него не жди. Непомерная алчность, паразитирование на сферах деятельности далеких от реального производства/чаще с авантюрным/аферным "мотором" и даже тут! желательно без особого напряжения сил!непомерное тщеславие, и все это камуфлируется под образ "борца-интеллектуала" за либеральные ценности. От такой ....тии, толка для государства не жди, это шлак антигосударственнен по сути, антинационален по убеждениям, безбожен по духу. Перекрыть им финансовый, общественный, деятельный кислород к едрене фене, пока Россию не растащили на запчасти,русские, хватит спать! У вас кто в доме хозяин?! Этот шлак ведет против вас даже не информационную, а уже духовную войну, а вы в ус не дуете....Я поражаюсь, как можно терпеть этих гельминтов, когда вам об'явлена война на уничтожение!    
Ungern - Пандшеру
17.11.2015 17:08
Да не они правят бал. Эта шатия всегда была, есть и будет. Им ПОЗВОЛЯЮТ править бал. Вот это-то и есть корень зла. И ещё - неужели не нашлось рядом с галеристом мужика, который без лишних слов поправил бы ему моську, да так, чтобы бородёнка осыпалась. Толерантность? Не толерантность это, а равнодушие. Вот на равнодушии и паразитируют Вами перечисленные. Утратили мы чувство брезгливости, неприятия к слово- и рукоблудию так называемой "интеллигенции". Я не случайно слово взял в кавычки. Вот эта братия настоящую-то интеллигенцию измазала самой непотребной субстанцией. Измазала, но - примазалась к ней.
var
17.11.2015 17:05
Вопрошание образованщины на тему года смерти Высотского доставляет куда больше лулзов.
Пандшер - ВиталиюМ
17.11.2015 8:07
А все потому, что в культуре бал правят именно такие, как этот....Есть, конечно, оазисы, но вокруг нас - культурная пустыня, по которой шляются стаи сванидзе, познеров, пусяк всяческих и иже с ними. А президент только руками разводит - у нас же свобода СМИ. А тем подавай сенсации и бабло. И вот результат - сын Высоцкого показывает московским школьникам фотографию отца и спрашивает - кто это? Треть бодро опознала в Высоцком Чака Норриса.И так, увы, сплошь да рядом.
ВиталийМ
16.11.2015 18:50
А почему так долго терпели этого говнюка?
У России нет золотой середин, то гулаги, то безнаказанно русофоб издевается над нашими ценностями.              
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
12.11.2019
Дмитрий Федоров
Под эгидой Совета Европы прошел VIII Всемирный форум за демократию.
Фоторепортаж
06.11.2019
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась выставка, посвященная Великой Отечественной войне в изобразительном искусстве.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».