Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 октября 2020
Новогодний шлагбаум

Новогодний шлагбаум

Как брацлавские хасиды в украинскую Умань не попали
Андрей Правов
21.09.2020
Новогодний шлагбаум

В минувшие выходные иудейский мир отметил один из главных своих праздников – Рош ха-Шана, то есть Новый год по еврейскому календарю. Его летоисчисление, согласно преданиям, ведется от Сотворения мира. Таким образом, для иудеев наступил уже год 5781-й.

В Израиле нынешние праздники омрачены очередным введением карантинных мероприятий в связи с новым всплеском коронавируса. Власти объявили о режиме самоизоляции для граждан. Объявлен также двухнедельный карантин для всех въезжающих в страну.

Сейчас уже ясно, что, прежде всего, данное мероприятие может коснуться тысяч израильских верующих, а конкретно брацлавских хасидов, сумевших в канун праздников пробиться через уже начинавшие функционировать заслоны и вылетевших в направлении Украины. Точнее, в город Умань Черкасской области, куда они в дни Рош ха-Шана прибывают в массовом порядке уже многие годы, чтобы совершить паломничество к месту захоронения жившего в конце XVIII –начале XIX веков в этих местах своего духовного наставника раввина Нахмана.

Вообще же хасидизм как ответвление в иудаизме появилось в Польше еще в XVII веке. И это учение быстро приобрело популярность. В том числе и потому, что молиться адепты этого учения могут весело, вперемешку с танцами и песнями. Это понравилось многим.

Брацлавские хасиды – очень верующие люди, считающие посещение Умани важнейшим событием в своей жизни. Многие искренне верят, что только в этом случае предстоящий год сложится для них счастливо.

Некоторые верующие иудеи посещают эти места каждый год, а некоторые вообще – для того чтобы быть поближе к святыне– приобрели там жилье. Поэтому, по ряду оценок, цены за квартиры в Умани превышают киевские. Вокруг построенной уже в постсоветские годы в Умани синагоги образовался настоящий еврейский квартал.

Вывески многих местных магазинов – на иврите и идиш. В кафе подают кошерную еду.

Сентябрьские дни, когда иудеями празднуется Рош ха-Шана, приносят немалые доходы в местный городской бюджет. Прибывавшие в город ежегодно 30–40 тысяч паломников из разных стран, но в основном из Израиля, оплачивают гостиницы, питание, транспорт для поездок к святым местам.

Поездки некоторых паломников полностью оплачивают различные благотворительные организации Израиля. Включая проезд, гостиницу и питание. В целом же верующие денег почти не считают, и тратят много.

Такое поведение местным жителям нравится. Поэтому они,как правило, относятся к массовому появлению этих людей доброжелательно. Чего нельзя сказать об их реакции на горы мусора, которые каждый год остаются на улицах и в окрестностях города. Многие возмущаются.

Однако на этот раз до Умани большинство паломников так и не добрались. Украина из-за обострения эпидемиологической ситуации закрыла границу с 28 августа по 28 сентября.В связи с этим и мэр Умани Александр Цебрий заранее сообщил, что прибытие хасидов в этом году в традиционном формате невозможно из-за COVID-19.

Однако никакие предупреждения хасидов не остановили, и они попытались проникнуть к своим святым местам через соседнюю Белоруссию. Большие группы добрались несколькими чартерными рейсам до Минска, а оттуда направились в сторону украинской границы на специально арендованном организаторами автотранспорте.

Небольшой части паломников, прибывших к границе еще в самом начале прошлой недели, а точнее, в утренние часы в понедельник, удалось все же ее пересечь и попасть на украинскую сторону. Остальные же оказались на приграничной либо вообще на нейтральной полосе, поскольку ровно в 20.00 в понедельник украинцы переход закрыли.

То есть часть верующих белорусское КПП «Новая Гута»прошли, а на украинском«Новые Яриловичи» их пропускать отказались.

Некоторые верующие, по разным оценкам, от полутора до двух тысяч, провели на нейтральной полосе почти всю прошлую неделю. Между тем температура на улице была ночью не выше плюс шести градусов, а среди паломников было немало людей пожилого возраста, детей и даже беременных женщин. При этом многие из них отказывались от какой-либо помощи, в том числе от Красного креста. Они, согласно каким-то своим религиозным убеждениям,не желали входить в предоставленные автобусы, либо палатки с отоплением, а укладывались спать прямо на земле, завернувшись в одеяла. Или вообще проводили ночи, сидя на собственных чемоданах. Отказывались они также и от пищи из котла полевой кухни пограничников, указывая, что она «не кошерна». Вместо этого в ход пошли привезенные с собой упаковки лапши быстрого приготовления и мацы.

Отказывались верующие и от услуг врачей«Скорой помощи», которых белорусские пограничники вызывали для людей, получавших различного рода травмы.

В то же время некоторые паломники упорно пытались прорваться на территорию Украины. Одни силой, другие в обход, через местные болота. Но все было безуспешно. Украинские пограничники подняли в небо беспилотники, а также три вертолета и самолет. Заплутавших в болотах хасидов вылавливали и возвращали обратно.

Надо сказать, что все происходившее вызывало немалый интерес у пограничников, а также у прочно застрявших на границе в связи с закрытием КПП многочисленных водителей большегрузов. Многие из них восприняли ситуацию как настоящий спектакль. Действительно,вели себя хасиды иной раз довольно необычно. Они могли долго сидеть на скамьях и молиться, а затем неожиданно разом вскочить и пуститься в пляс. Многих также удивлял их странноватый внешний вид: черного цвета сюртуки под XIX век, черные широкополые шляпы, со свисающими из-под них длинными косичками-пейсами, а также брюки, заправленные в носки.

Закончилась вся эта история только в пятницу к вечеру, когда праздник Рош ха-Шана уже стартовал. Паломники,вероятно, отчаялись взять измором украинских пограничников и в массовом порядке засобирались, оставив после себя долгую память о необычном спектакле, а также горы упаковок от лапши, мацы и иного мусора. После чего они все вместе направились в сторону белорусских городов Пинск и Гомель. А некоторые вообще перебрались в Минск.

Там обозленные до крайности люди начали отмечать Новый год, параллельно жалуясь местным журналистам почему-то не на закрывших границу в дни их праздника украинские власти, а на бездействие правительства Израиля. Оно, по их убеждению, было просто обязано обеспечить для них свободный проход, но так ничем и не помогло.

А один из хасидов заявил в Минске, что он и его товарищи стали жертвами антисемитизма.

Ко всему прочему, сейчас возвращающихся в Израиль паломников возмущает и возможная печальная перспектива двухнедельного карантина. Но ничего не поделаешь. Карантин един для всех. Равно как для всех верующих иудеев с праздника Рош ха-Шана начинаются десять дней молитв. То есть не стоит отвлекаться на какие-то мелочные воспоминания, вроде пережитого на украинско-белорусской границе…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

инкогнито
23.09.2020 21:41
Да, действительно на Украине было много антисемитов. Так исторически. Это факт.
абориген
21.09.2020 21:04
Интересно ,а украинцев пускают на Украину ?

Эксклюзив
Фоторепортаж
28.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В Музее имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 70-летию его реставрационной мастерской.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».