Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Непрожиточный минимум

Непрожиточный минимум

Минтруд предлагает «переформатировать» пособие по безработице
Юрий Александров
23.10.2014
Непрожиточный минимум

Новая законодательная инициатива Минтруда направлена на повышение максимального пособия с нынешних 4,9 тыс. руб. до 8 тыс. руб. Для этого дополнительно потребуется 3 млрд руб.

Найти такую сумму, по министерским прикидкам, можно без всякого ущерба для бюджета. За счет сокращения числа претендентов на такие пособия. Если сейчас безработный, зарегистрировавшись в службе занятости, может получать пособие в течение года из каждых полутора, на протяжении которых он состоит на учете, то с принятием поправок он сможет рассчитывать на выплаты только в течение девяти месяцев.

Сокращение сроков выплат, как считают чиновники, должно подтолкнуть гражданина к активному поиску работы.

Найти дополнительные средства на повышение пособий можно еще и за счет экономии средств Пенсионного фонда РФ. Сегодня у безработных предпенсионного возраста есть право выходить на пенсию досрочно (сейчас мужчинам со стажем от 25 лет и женщинам, проработавшим более 20 лет, могут назначить пенсию на два года раньше положенного срока). Такая «льгота», как рассудили в Минтруде, по сути, является снижением пенсионного возраста, а это нецелесообразно в условиях ежегодного роста доли работающих пенсионеров, да еще и при значительном количестве вакансий на рынке труда. Авторы готовящегося законопроекта обещают безработным вместо досрочного выхода на пенсию в приоритетном порядке обеспечить дополнительное профессиональное образование и поиск подходящей работы.

В Минтруде рассудили, что неплохо бы повысить и минимальный размер пособия по безработице, который на данный момент составляет всего 850 руб. и последние пять лет никак не индексирует. Хотя прожиточный минимум трудоспособного населения во втором квартале 2014 года составил 8834 руб.

Впрочем, даже если употребить все сэкономленные средства, пособие по безработице не достигнет величины прожиточного минимума. И это признают сами минтрудовские чиновники: просто денег у нашего бюджета на всех безработных не хватит.

На такие размышления наводят данные статистики. В 2013 году на выплаты гражданам, оставшимся без работы, была израсходована приличная сумма – 30 млрд руб. Такие деньги позволили поддерживать средний размер пособия в 3,3 тыс. руб., которое, кстати, получает сегодня абсолютное большинство безработных. Известна и другая цифра: пособия по безработице ежемесячно, по данным с января по июнь этого года, получали 743,9 тыс. человек.

Судя по всему, на такой уровень безработицы чиновники намерены ориентироваться и дальше. Ведь система выплат, по замыслам авторов законопроекта, существенно не изменится.

Такой, довольно традиционный по сути своей, подход к проблеме занятости стал предметом критики на общественном обсуждении законопроекта. Эксперты усмотрели в нем чисто математический подход.

А надо было в основу ее положить исследования отдачи от выплаты пособий в определенных размерах и сроках. Категорически не устроила критиков законопроекта и норма про досрочные пенсии — ее предложено вообще убрать.

Законопроект не поздно еще доработать. Но сама идея, заложенная в нем, вряд ли подлежит сомнению. Пособия по безработице настолько малы, что прожить на них практически невозможно. И для того, чтобы это понять, не надо, как предлагают оппоненты, проводить специальные научные исследования. Тем более, что они нынче обходятся недешево. В то же время повышение пособия, предлагаемое Минтрудом, можно рассматривать как промежуточную меру.

Не будем забывать, что в условиях жесткого бюджета государству все трудней найти деньги на социальные нужды, и вряд ли в ближайшее время пособия по безработице достигнут достойного уровня.

Государство должно не только взять на себя заботу о людях, потерявших работу, но и навести порядок на рынке труда, открыть свободный доступ ко всем вакансиям.

На пути соискателя возникает немало всевозможных фирм и фирмочек по трудоустройству, которые стараются вытянуть с работодателя деньги, и немалые, за свои услуги. А некоторые из них просто торгуют персональными данными. В результате специалисты высокой квалификации не могут получить достойную работу и пополняют ряды безработных.

Желающих встать на учет в службе занятости станет гораздо меньше, если появится открытая база данных работодателей и временно не работающих специалистов, чтобы к ним можно было обратиться напрямую через интернет или по телефону. Уйдут посредники, люди станут активнее трудоустраиваться. Сократится число безработных – освободятся средства для повышения пособия по безработице хотя бы до прожиточного минимума.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.