Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 января 2021
На чужом языке

На чужом языке

Почему современные дети с трудом понимают русскую классику
Александр Калинин
22.03.2016
На чужом языке

Увы, Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а тем более Сумароков, Ломоносов говорили и, тем более, писали на одном языке, наши дети говорят на другом. Это две параллельные, которые в языковом пространстве почему-то никак не пересекутся. Устарел Пушкин? Изменились дети? Плохие учителя, которые учат детей?

...Этот эксперимент активно обсуждался в интернете. В одной из школ детей младших классов попросили «проиллюстрировать» четыре строчки Пушкина: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая, ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке…».

Вот что они нарисовали. Летит некий предмет, у иных похожий на кубик (КУБитка), и взрывает «бразды пушистые» – неких зверьков (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. За этим геноцидом наблюдает в тулупе, красном кушаке и с лопатой ЯМщик, то есть копатель ям. Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое, в результате ямщик с лопатой оказался сидящим на «пятой точке» или на маленьком обруче (обр(л)учок).

Ассоциации русского языка и литературы, объединившие: первая – преподавателей вузов, вторая – школьных учителей, давно бьют тревогу. Нет, не по поводу Пушкина с Достоевским, и даже не по поводу умственных способностей современных детей, а по поводу неспособности нынешних педагогов эти два параллельно существующих языка наложить друг на друга.

Подготовка учителей-русистов в результате неразумных реформ, инициированных Министерством образования России, неудовлетворительна и требует срочной коррекции.

В связи с этим даже разработана специальная концепция. Она так и называется «Концепция преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов в новых образовательных условиях».

«Профессиональное становление учителей русского языка и литературы не рассматривалось социальными и государственными институтами как важнейшее направление подготовки педагогических кадров, а предметы «Русский язык» и «Литература» в школьном цикле – как приоритеты в национально-культурном развитии России», - говорится в предисловии этого документа. А между тем, отмечает Концепция, «Филология» в системе школьного среднего образования является базовой основой знания, культурообразующим феноменом, духовной основой национальной идентичности. Не случайно президент России поручил выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область. В связи с этим возникает необходимость по-новому осмыслить состояние и перспективу подготовки учителей русского языка и литературы, чтобы совместить лучшие традиции отечественной системы подготовки учителя с параметрами новой модели высшего образования. А также указать негативные явления, которые снижают качество образования, как в высшей, так и в средней школе.

Чтобы полнее понять, что же происходит на образовательном поле России, я встретился с двумя педагогами: председателем Координационного совета Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы, профессором-лингвистом Юрием Прохоровым, который принимал самое активное участие в подготовке этой Концепции, и учителем русского языка и литературы одной из общеобразовательных школ Твери Людмилой Свербеевой, которая о Концепции пока ничего не слышала.

- Вернемся к уже известному стихотворению Пушкина: «Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Сколько реально слов из этого восьмистишия в современном речевом общении может употребить носитель русского языка? – спрашивает Прохоров. И отвечает: - Семь – зима, путь, снег, как-нибудь, взрывать, лететь, сидеть. Все. Пушкина, как видим, не осталось.

Хотя, если вспомнить, то и Пушкина современники упрекали в том, что он использует «мужицкие» рифмы. Его язык был иной, нежели считавшийся классическим на ту пору литературный язык Сумарокова, поэтому он резал слух тогдашним поборникам изящной словесности. А язык Маяковского, имажинистов, футуристов уже резал слух людям, воспитанным на классической литературе ХIХ века.

И в российском языковом пространстве всегда существовали два языка: литературный и разговорный народный. Они тоже, казалось бы, не пересекались, но, тем не менее, развиваясь, обогащали друг друга и перетекали один в другой.

- Хуже, если бы этого не было, и язык затух в своем развитии. А он нормально развивается. В соответствии с тем, как развивается жизнь, - считает профессор-лингвист. - Для моих внучек слова «квас» и «пепси-кола» - оба русские.

И приводит еще один пример.

- Я задаю, - говорит он, - студентам тупой вопрос. Прошу в стихотворном отрывке «торжествуя, на дровнях обновляет путь» объяснить мне, почему крестьянин на дровнях обновляет путь и при этом еще и торжествует? И они не знают, что ответить. Потому что нашему современнику не приходит в голову, что перед тем, как землю сковал мороз и выпал снег, была распутица, непролазная грязь, в которой бедная лошадка увязала по самые постромки и еле-еле тащила эту телегу. Но вот все встало: твердо, снег, полозья скользят, крестьянин торжествует, лошадь еще больше торжествует. Но этой логики нет в головах нынешних студентов, потому что никто из них не видел ни дровней, ни лошадей, ни распутицы…

- Из моих учеников еще никто не произнес и не написал правильно слово «распутица», - соглашается с профессором и Людмила Свербеева. – У них всегда почему-то выходит «распутНица».

Исходя из собственных представлений, воспринимают дети и литературные произведения. Так, «Гроза» Островского, говорит Людмила, для них уже не трагедия, а комедия. Им смешны терзания Катерины, также как не понятны мотивы поступков, к примеру, героев «Войны и мира» Толстого, их отношения между собой.

- Причина в том, что нынешние школьники очень мало читают, - считает она. - Некоторые учителя восполняют этот дефицит кратким изложением произведения или видеорядом, что позволяют современные технические средства. Но и видеоряд дети тоже уже не воспринимают. В то же время они нуждаются в живом общении с учителем. Они могут обсуждать со мной такие вопросы, которые с родителями обсуждаться никогда не будут. И в этом случае произведения литературы дают нам прекрасную возможность для такого общения. К литературе так и надо подходить. Не с точки зрения родов, жанров, стихотворных размеров и метафор, а как к учебнику жизни.

Государственные требования в области образования для учителей-словесников исходят из трех необходимостей. Необходимости продвижения русского языка и русской классической литературы в мировом цивилизационном пространстве как носителей общечеловеческих гуманистических ценностей. Необходимости развития программ поддержки русского языка, как языка межнационального общения. И необходимости защиты и поддержки русского языка и классической литературы в условиях снижения общего уровня грамотности и речевой культуры.

Вот уже и церковь озаботилась состоянием языковой культуры в стране, выступив инициатором создания Общества русской словесности. По словам Патриарха, 35-е место по количеству читающих людей, которое занимает Россия в мире, недопустимо для родины Пушкина, Лермонтова, Достоевского.

Тревогу бьют не только деятели культуры и искусства, специалисты в области языка и литературы, но и высокие государственные чины, включая президента. Что происходит?

На Рождественских образовательных чтениях этого года, в частности, говорилось, что изучение двух или больше иностранных языков в школе, которое вводится с этого года, хорошо только в том случае, если у ученика есть внутреннее содержание, если ему есть что сказать на этих языках. А если человек духовно пуст? Тогда знание языков лишь расширит возможности влияния на него самого. Когда нет базы собственной культуры, там есть что положить из культуры чужой. А как может появиться такая база, когда литература превратилась как бы в необязательный предмет. Когда уроки русского языка и литературы заметно поредели в школьном расписании, уступив место, к примеру, физкультуре.

Но если ребенок не владеет речью, он не сможет сформулировать свою мысль ни по истории, ни по географии, ни даже по физике или математике. А главное, русский – это не просто язык, а язык государственный. И в современной школе с ее полиэтническими классами преподаватель русского языка и литературы должен обладать не прикладными знаниями, как полагают реформаторы от Министерства образования и что, как уже признают на самом верху, принципиально неприемлемо, а фундаментальными. Это значит, иметь прикладной бакалаврат, в котором учителей натаскивают лишь на то как «давать уроки»-- прохождения определенной программы, которая упирается в ЕГЭ. Но этого мало. За бортом такой подготовки оказывается целый ряд предметов и теоретических, и психолого-педагогических.

Учитель должен не просто давать уроки, но еще и ориентироваться на то, что для кого-то русский язык не родной, что на территории многоязычной и поликультурной России есть литература и на других языках.

Что литературные произведения несут эстетический, нравственный, национальный заряд, принадлежащий своему времени, и в другое время воспринимаются по-другому. Чтобы ямщик в понимании современных детей не превращался в копателя ям, а кибитка – в бомбометательный снаряд. Преподаватель должен уметь из текста, описывающего другие реалии и другие взаимоотношения, извлекать тот нравственный, эстетический потенциал, который будет восприниматься сегодня.

- Мы полагаем, что роль преподавателя русского языка и литературы нужно определить в обществе четко и конкретно: это должен быть базовый преподаватель для нашей школы. Потому что он обучает на всей территории России разных людей с разными языками государственному языку. И обучает языку через литературу, а литературе через язык, - говорит Юрий Прохоров. - А раз это дело государственное, то и подготовка должна осмысливаться и делаться на государственном уровне. От того, как учитель будет подготовлен и как он подготовит своих учеников, зависит дальнейшая их судьба. И мы сегодня сталкиваемся с такими проблемами, когда в ряде регионов, таких как Татарстан, Башкортостан, Якутия, среднее образование в школе может быть получено и выпускники по-русски говорить могут, но продолжить учебу в вузе, где преподавание ведется на русском языке, им очень трудно.

- Никогда мы, русисты, не будем в школе главными, - это уже точка зрения практика – учительницы из Твери. – В школе первыми в расписании идут физруки. А ругают кого? Нас, филологов. И еще математиков. Потому что мы сдаем экзамен. Значит, обязаны ставить ученикам не желаемые, а действительные оценки. По труду, музыке, биологии, глядишь, стоят в дневнике одни пятерки, а у нас бывают и двойки, и тройки. Строго, но честно. А честные оценки никому не нравятся. Потому администрация уже по инерции нас всегда ругает. Министр же образования называет нас не иначе как «толстыми тетками, которые, наконец-то, уйдут из школы». Да, мы «толстые тетки», потому что неправильно питаемся и неправильно живем. Потому что у нас нет времени на себя. И одеваемся тоже в соответствии со своей зарплатой.

Две точки зрения – тоже как два языка. Как две параллельные, которые в современном образовательном пространстве, по закону математики, похоже, никогда не пересекутся.

Но если не пересекутся, то тогда пушкинская кибитка так и будет взрывать пушистые бразды, а ученики русских школ изучать по два-три иностранных языка, оставаясь дремучими и неграмотными в собственном языковом и культурном пространстве, считая, что Вторую мировую войну выиграли американцы и относя к трем богатырям героев американских боевиков. Потому что классическая парадигма «учитель – ученик» видоизменилась, информационное общество стало сложнее, в образовательный процесс активно вмешался интернет. Это, с одной стороны, открывает новые возможности, а с другой – грозит негативными последствиями, связанными с непредсказуемостью интернет-ресурсов. Атакой язык и до нынешнего Киева доведет.

Учитель пока остается с краю образовательного процесса. А его требуется поставить в центр. На это и направлена «Концепция преподавания литературы на филологических факультетах педагогических вузов в новых образовательных условиях». Это и ставит одной их своих целей возглавляемое Патриархом Кириллом Общество русской словесности. Чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский были близки и понятны нашим детям. А «бразды пушистые» не превращались в помесь бобра с дроздом.    

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.
Юрий Афанасьев-Широков
13.04.2016 0:51
Впечатления 2009 г. после зимней экзаменационной сессии студентов гуманитарного факультета С-Петербургского государственного инженерно-экономического университета /ИНЖЭКОН для детей нуворишей из тучных регионов/. Считался одним из престижных ВУЗов современного СПб. В 2007 г. отсалютовал, что ему 100 лет (Гуманитарному ф-ту 10 лет).  Уровень знаний запредельно низкий. Ничего не читают. Гуманитарный ликбез ("Собачье сердце" Булгакова, "Война и мир" Толстого и др.) для 2/3 terra incognita. На 90% из коммерческих школ (60% из провинции), на 1/4 состава - пооканчивали свои школы с золотыми медалями (дутыми, разумеется!). - Знаете английский язык?  - Конечно!... Ответ на дополнительный вопрос на языке: негры в Гарлеме лучше отвечают на своём жаргоне!... Но при этом у наших убогих, с извращенными представлениями об образовании студентов – САМОМНЕНИЕ запредельное.  Клоуны отдыхают. А причина? - В 2008 г. из 100 выпускников у 50% "красные дипломы". Всё дутое!  Профессоры с элементарными требованиями изгоняются. Куда Россия катится?  (Но это про СПб, про ИНЖЭКОН. Sorry!)
Десятилетия (прежде всего, брежневские) лжи и очковтирательства (в подготовке специалистов, в том числе) развалили державу. "Ничто на земле не проходит бесследно!" Была (как и сейчас) не смена ценностей, - а их деградация. Немецкой ординарной средней школой, где по непрофильной географии без колебаний ставят "3" и "2" (пишут мне родители ученика из Германии), можно только восхищаться за принципиальность и адекватность. В упомянутом мною ИНЖЭКОНе система оценок сведена до 2-хбальной: "5" и "4". На "3" смотрят, как будто ты им нанес оскорбление. Не знают ответов ни на один из 5-ти конкретных вопросов, но, выпучив глаза, без сомнения  в голосе, заявляют, что "я считаю, что я знаю!" и ТРЕБУЮТ "отл". Разговор не о дураках (вечном русском пунктике!), а о жульнической установке к процессу обучения (получению диплома). У молодых цель ВЫИГРАТЬ  у жизни джек-пот, а не ЗАРАБОТАТЬ право на достойную жизнь. Как правило, таковым примером для них является судьба их родителей (брежневских жуликоватых выкормышей), которые сами урвали жирные куски, передергивая карты на поле жизни.
Кобылин -Орловский - Юрий Афанасьев-Широков
09.04.2016 19:41
Прочел Ваше послание мне и понял, что Вы жертва Советского образования. Написано  будто с гирей на языке и колодой на шее.
Вы не извинились за свою ложь, сравнивая уровень образования в церковно-приходских школах и школах советского периода 60-70 гг. Демагогически ушли от прямого обвинения во лжи.
Впредь, прошу не разбрасываться такими словами как - ЧЕСТЬ ИМЕЮ.
Впредь прошу соблюдать сословную субординацию и обращаться к нам ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО.

                   Кн.  Кобылин-Орловский.

Москвичка
08.04.2016 15:46
Вера! С астрономией дела никак не обстоят- не изучают астрономию  как отдельный предмет. По ТВ показывали опрос на улице молодых людей, так подавляющее большинство ответило, что Солнце вращается вокруг Земли. Скоро про трех китов рассказывать будут.Очень интересный учебник по истории древнего мира и очень скучный по средним векам.Ужасные учебники по географии и биологии - скучные, картонные, взрослому трудно повторить то, что там написано.Впечатление такое, что авторы  учебников не имеют представления о детях, особенностях разного возраста.
ВЕРА КОБе
07.04.2016 21:27
Выпускник церковно-приходской школы на экзамене по математике должен был за 90 секунд справиться с таким заданием:
10 во 2-й степени + 11 во 2-й + 12 во 2-й + 13 во 2-й + 14 во 2-й  и сумму разделить на 2
Проверьте в каком классе современные школьники справятся с таким заданием.
Что касается советского образования, то оно постепенно тоже деградировало.
Мне довелось разбирать учебники средней школы 50-х годов. Они изучали в школе логику, психологию, английский за 10-й класс в объёме 2 курса гуманитарного ВУЗа , астрономию в большем объёме, чем изучала я в своё время, а уже мой ребёнок довольствовался во времена перестройки всего 10-ю уроками по астрономии.
Интересно как обстоят дела в школе сегодня хотя бы с астрономией?  Русский язык и русскую литературу в школе вчера и сегодня даже сравнивать не имеет смысла. Убого!
Юрий Афанасьев-Широков
06.04.2016 0:33
К Наталье 30.03.2016 0:23

Разговор изначально шёл не о причинах крушения самодержавного порядка в Российской империи (причины были и предельно серьёзные и болезненные для общества в целом!), а о том, благодаря чему поддерживается ВЫСОКИЙ уровень образования в любые времена (от египетских фараонов - до национал-коммунистического Китая)? ... Я настаиваю (если предельно кратко), что благодаря ЖЁСТКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ к обучаемым, способствующей (всего лишь!) правильной расстановке кадров по социальной лестнице (в иерархии). При этом абсолютно согласен, что объемы знаний колоссально выросли и усложнились, - но это не означает, что мы должны жертвовать требовательностью со стороны УЧИТЕЛЬСКОГО КОРПУСА, качественный состав которого призван расти колоссально, а общество ОБЯЗАНО создавать для этого все условия (в том числе, материальной независимости).

Кобылину-Орловскому (Кобе) - 29.03.2016 8:49

Почтеннейший! С одной стороны я никогда не скрывал, что по своему дореволюционному происхождению я разночинец (отчасти священнического, отчасти купеческого, отчасти сибирско-казачьего рода). То, что предки мои были грамотными людьми, и я читал в архиве бумаги писаные рукою моего пра-пра-прадеда в нач. 19 в., - горжусь. То, что одна из бабушек-гимназисток была заслуженным учителем РСФСР, награжденная орденом Ленина, тоже не повод мне огорчаться. И то, что мои предки и до 1917 г. и после трудились в поте лица своего на ниве грамотного труда (ни в НКВД/КГБ, ни в райкомах и не на продуктовых базах!), опять же, не дают повода мне этого стыдиться. Мои предки с честью и достоинством служили своему Отечеству веками, а не подвернувшемуся строю или взбаламутившим жизнь-порядок идеям. Вы человек духовно-уязвленный и это достойно сожаления. .... По какому поводу я высказываюсь в своих комментариях к этой статье, я предельно ясно разъяснил выше. Честь имею!  
Наталья
30.03.2016 0:23
Поддержу Кобу и обращусь к Афанасьеву-Широкову, Вете и ТТС.
Если бы было всё так распрекрасно при самодержавии, разве бы поднялся народ на такую бойню, как гражданская война? И о чём бы писали тогда Островский, Горький, Чехов, Достоевский, Некрасов? Дети вместо школы работали по 12 часов на заводах и фабриках. Женщины на селе рожали детей прямо в поле. Кому вы мозги пытаетесь промыть? А то, что советское образование лучшее в мире было, подтверждает расцвет науки в СССР, плодами которой Россия пользуется до сих пор.
Кобылин-Орловский (Коба) - ТТС
29.03.2016 8:49
Но, почему же бред. Почему достижения социализма, в том числе в области образования, по-вашему - провокаторская демагогия. Что крыть нечем? Факты неопровержимые? Школа того периода не только учила, но и воспитывала. Прививала навыки коллективного труда.   Кстати, в ее основе еще в сталинские времена заложено НЕЧТО от дворянского воспитания. Прежде всего патриотизм, любовь и служение Родине, самопожертвование ради нее (Павка Корчагин, Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Володя Дубинин, Александр Матросов, Молодогвардейцы и многие другие). Это то, что отличает воспитание дворянства, от купеческого и буржуазного воспитания, где главное корысть, индивидуализм, стяжательство, эгоизм. После контрреволюционного переворота в 90е, в системе образования контра стала насаждать именно эти качества в наших детях. Печальные результаты их деятельности мы наблюдаем сейчас.
Картина дня. В полупустую маршрутку садятся студенты педагогического института. Хамство, мат в присутствии пожилых людей, детей, женщин. Делаешь замечание, чуть до драки не доходит. А ведь это будущие учителя. Вот Вам современное образование периода капитализма. Разве такими были студенты-комсомольцы этого ВУЗа в советский период.

Провокатор. Вот его благородие Афанасьев-Широков действительно провокатор, а еще деятель искусства называется. Не защищайте таких. С кем поведешься, от того и наберешься.
Если Вы считаете, что русский патриотизм это ложь в отношении социалистического периода его страны, то это не патриот, а нечестный человек.
ТТС
28.03.2016 19:23
Коба, твоя псевдосоветская, провокаторская демагогия уже не смешна - бред про какие то сословия, чтобы быть русскими патриотами вовсе не обязательно быть дворянами, достаточно быть образованными и порядочными людьми. Посмотри в инет статистику социально-экономического развития императорской России, хотя бы, при Николае Втором!
Кобылин -Орловский
28.03.2016 18:53
  Вета:"Коба, выбросите учебники, написанные во времена вашего тезки, не повторяйте советские агитки".

Не понял, чем Вам, уважаемая, не нравится моя абривиатура Коба - Кобылин-Орловский Борис Аркадьевич. Согласитесь очень длинно. Также как Афанасьев-Широков.
Коба
28.03.2016 16:57
Просто кошмар с этими потомками царских сословий, лишенных Октябрьской революцией привилегий. Из каких же это схронов все они вылезли. Одни пишут (Владимир Иванович) о высочайшем уровне развития сельского хозяйства и уровне жизни крестьян, что только в 80е годы СССР достиг уровня 1913г. Владимир Иванович, что и электрофикация села была, и радио, и клубы, и трактора, и комбайны, элеваторы, молокозаводы и многое многое другое. Креста на Вас нет коль такое пишите, ведь молодежь читает Вашу ересь, не к лицу Вам, Уж скоро с Богом разговаривать, а Вы все лжете.
Тоже хочу сказать и в адрес Афанасьева - Широкова (мнящего себя дворянином), ТТС и Веты, а может Веры. Даже президент США Джон Кенеди, после запуска нашего спутника и последующих успехов в космосе, распорядился создать аналогичную систему образования в своей стране. Ее признали и с успехом применяли в скандинавских странах. И отнюдь не случайно первый удар после контрреволюционных событий 90х годов в России был направлен на систему образования. Так что, господа из бывших сословий, врите да не завирайтесь, утверждая о преимуществах царской школы.  Устарела она к 1917 году как ивесь этот сословный строй, сам себя разрушивший из нутри. Побольше правды, поменьше злобы.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 34 найденных.

Эксклюзив
19.01.2021
Максим Столетов
О книге А. Тимофеева «Как русские научились воевать. Откровенные беседы с фронтовиками».
Фоторепортаж
13.01.2021
Подготовила Мария Максимова
В Москве возродили производство ватных елочных игрушек.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».