Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Антикризисный лабиринт

Антикризисный лабиринт

В преодолении кризиса Россия может использовать опыт Ирана и ЮАР
Игорь Войтенко
11.02.2015
Антикризисный лабиринт

Российские и зарубежные СМИ сообщают, что началась тенденция «исхода» жителей ряда городов России в деревни для занятия огородничеством или домашним животноводством. А органы прокуратуры (больше некому?) периодически проверяют уровень цен в продовольственных магазинах или в аптеках. На какое-то время после таких проверок цены «успокаиваются», но в большинстве случаев - ненадолго. И это происходит на фоне кампаний по пресловутой «оптимизации» затрат, т.е., называя вещи своими именами, сокращений всё большего числа работников, и не только, как вначале было заявлено, в офисах.

Сокращения идут на многих предприятиях, в системах МВД, ЖКХ, науки, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. «Наверх» оперативно отправляются доклады о проведенной «оптимизации», естественно, с заверениями, что она вовсе не ущербна для деятельности тех или иных объектов. Правда, начальственный состав, как водится у нас, не только не сокращается, но и разрастается... Собственно, на выживаемость тех, в ком вдруг перестали нуждаться, и нацелены меры «антикризисного плана». При этом не учитывается то элементарное обстоятельство, что, по многим оценкам, инфляция способна обесценить якобы высвобождаемые средства уже к апрелю - маю 2015 г. А что потом? «Антикризисное» вбрасывание в экономику обесценивающихся рублей?

Системного, комплексного подхода к насущным социально-экономическим проблемам страны нет. В основном наблюдаются попытки хоть на какое-то время залатать финансовые дыры, удержать падающий, причем всё быстрее, уровень жизни большинства населения страны.

Главное, не просматривается крупных государственных вложений, причем гарантированных от инфляционного обесценивания, ни в производственные отрасли, ни в поддержку платежеспособности рубля и, соответственно, населения.

Нет и мер, способствующих существенному ослаблению налогового и/или кредитного бремени для экономики и населения. Не просматривается также мер по стимулированию крупных долгосрочных инвестиций российского бизнеса в производственные отрасли и, например, в здравоохранение, науку, систему ЖКХ и т.п. А ведь перечисленные меры, как показывает зарубежная практика, помогли бы с меньшими потерями преодолеть кризис и его последствия. Впрочем, и сам кризис был спровоцирован, как и предшествующий, в основном той же социально-экономической политикой, что и сегодня. Что ж получается - замкнутый круг?

Би-Би-Си, кстати, отмечает что у российских чиновников высокого ранга «мыслительный процесс характеризуется крайней противоречивостью и зависимостью от внешних раздражителей. Та же «модернизационная повестка» имеет два агрегатных состояния: когда денег много, для реформ не хватает стимулов; когда кризис – денег нет». Зато околоправительственные экономисты, понятное дело, хотят остаться «при делах» и потому «переписывают стагнацию - на рецессию».

Усиливается экономическое и военно-политическое давление на Россию. В этой связи нелишне напомнить, что многолетние санкции Запада, в частности, против Ирана (1980-е – начало 2000-х гг.) не только не удушили его экономику, но и привели к быстрому развитию отраслей реального производства, энергетики, транспортной сети, ЖКХ, науки, здравоохранения. Последовательно проводя курс на индустриализацию национальной экономики, грамотно используя крупные нефте- и газоэкспортные доходы, иранское государство добилось максимально возможного замещения западного импорта.

Государство в Иране и сегодня активно присутствует в национальной финансово-экономической системе.

Причем оно, поддерживая высокую платежеспособность нацвалюты (риала), вкладывает крупные средства в комплексную переработку добываемого в Иране сырья, что позволяет выходить на мировые рынки не столько с первичным сырьем, сколько с более дорогостоящей продукцией. А для привлечения национальных и иностранных инвестиций, приток которых продолжает расти, введены длительные периоды льготного налогообложения совместных предприятий и зарубежных капиталовложений, созданы чёткие гарантии для вывоза иностранными инвесторами части их прибыли. Используется также широкий спектр валют для взаиморасчетов и капиталовложений, действует прозрачная законодательно-нормативная база в инвестиционной и внешнеторговой сферах, и т.п.

В результате объем производства, например, нефтегазохимической продукции, за последние 10 лет возрос более чем вдвое, а экспорт этой продукции - почти в 4 раза. При этом объем импорта нефтегазохимических технологий и товаров нефтегазохимии из США, Канады, Японии и стран ЕС сократился за тот же срок почти на 75%. По данным Национальной нефтехимической компании, в 2015-2017 гг. в Иране будет создано не меньше 17 новых нефтегазохимических объектов, ориентированных на растущий внутренний рынок и на экспорт, в том числе в Россию. Кстати, объем иранского нефтегазохимического экспорта в РФ за 2000-2014 гг. возрос почти вдвое.

За те же 10 лет энергетические мощности в Иране увеличились почти вдвое; минимум в полтора раза выросла протяженность иранских железных дорог; более чем на треть возросла пропускная способность иранских портов. Эти и другие экономические успехи ИРИ достигнуты, подчеркну, благодаря целенаправленной финансово-экономической политике государства.

Не менее интересен для нас антикризисно-антисанкционный опыт ЮАР (середина 1960-х – начало 1990-х гг.), тоже успешный.

Санкции ООН – не просто западные! - были введены в связи с режимом апартеида в ЮАР. И что же? Если вкратце, то можно сказать, что южноафриканское государство, как потом и иранское, окончательно перешло к политике комплексной индустриализации экономики и экспорта страны. Используя для этого, в первую очередь, колоссальные доходы от экспорта алмазов, платины, золота, серебра, урана, а также руд многих цветных металлов, марганца, разнообразной сельхозпродукции.

Широко стали использоваться разнообразные инвалюты во внешней торговле и в импорте инвестиций; были предоставлены существенные льготы национальным и иностранным инвесторам. Государство усилило регулирование внутренних цен, а также всячески поддерживало платежеспособность ранда (национальной валюты), переведя взаиморасчеты с 10 соседними странами на ранд. Поощрялись также, к примеру, вклады/операции в разнообразных инвалютах по курсу, выгодному для населения и бизнеса (пожую экономическую политику проводила примерно в тот же период экс-британская Южная Родезия (ныне Зимбабве), тоже подпавшая под санкции ООН за апартеид).

Вдобавок грамотная экономическая, в том числе внешнеторговая, политика ЮАР способствовала и тому, что в санкционно - кризисный период, во-первых, был сохранён Южноафриканский таможенный союз (ЮТС) с ее участием (состоит из пяти стран). А во-вторых, в 1980 г. под эгидой ЮАР был создан, можно сказать, прототип нашего ЕАЭС - Сообщество развития Юга Африки – уже в составе 12 стран региона. Эти международные структуры по-прежнему действуют.

В целом экономические модели, созданные в прошлые годы в ЮАР и Иране, существуют и сегодня. Словом, антикризисные планы бывают разными…

Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.