Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Как отразить финансовый удар

Как отразить финансовый удар

Из опыта стран, успешно преодолевших искусственно созданный Западом кризис
Алексей Чичкин
02.01.2015
Как отразить финансовый удар

 Ситуация с состоянием российской валюты остается напряженной. Сказываются как внутри-, так и внешнеэкономические факторы, а также своего рода спецкомбинации по снижению платежно-покупательной способности рубля, а значит, и его привлекательности для международных расчетов.

Между тем в похожем положении неоднократно оказывалась валюта многих государств. И те, в свою очередь, принимали решительные, зачастую нестандартные меры по укреплению нацвалюты и одновременно по стимулированию несырьевого экономического развития. Вероятно, этот опыт мог бы быть интересен, и не исключено, что и чем-то полезен для России.

Во всех ситуациях такого плана едва ли не первичными были политические факторы, прежде всего, – резкое ухудшение отношений с Западом, в том числе с экс-метрополиями и/или с США.

А следом начинались валютные «провалы», сопровождаемые, к примеру, резкими падениями мировых цен на основные экспортные товары ряда стран или столь же резким удорожанием продукции, импортируемой теми же странами. Схемы воздействия на нацвалюты и в целом на национальные экономики в основном одинаковые, проверенные, так сказать, временем...

Скажем, в середине 1960-х, когда КНР и СССР находились во взаимной конфронтации, наполнение бюджета Китая и стабильность его нацвалюты зависели, главным образом, от экспортных доходов, соответственно, от высоких темпов конвертации юаня в инвалюты, по большей части, в доллары США. Последнее было весьма важно ещё и потому, что до половины стоимости торговли КНР с соседними странами Азии уже в 1960–1970 гг. осуществлялось в китайской нацвалюте. А фактическими «котировщиками» инвалютных курсов юаня были биржевые структуры британского Гонконга, португальского Макао, а также Сингапура.

Чтобы быстро и резко усилить зависимость КНР от Запада, в 1964 - 1966 гг. внезапно стали обваливаться среднемировые расценки более чем на 70% ассортимента китайского экспорта. Параллельно устремлялись вниз инвалютные котировки юаня; многие западные компании стали внезапно отказываться от контрактов с партнерами из КНР или не соблюдать контрактные условия. Кстати, ситуация в 1966 г. была спровоцирована также ужесточением антизападной пропаганды в КНР и усилением поддержки Пекином сталинско-маоистских компартий в мире в связи с небезызвестной «культурной революцией» (1966-1969 гг.). Одновременно Запад пытался свести к минимуму военно-экономическую поддержку Китаем Вьетнама и Лаоса.

Реакция КНР на финансово-экономический прессинг была быстрой и жесткой.

Во-первых, Пекин смог договориться с некоторыми финансовыми структурами Сингапура и Гонконга о срочных займах на льготных условиях (это облегчалось наличием мощного финансового лобби в китайской диаспоре в регионе и зависимостью британского Гонконга от политики КНР). Большая часть займов вместе с государственными капиталовложениями направлялась на развитие промышленности, энергетики, транспортной сети и жилищного строительства. Во-вторых, на два – четыре месяца в 1964 и 1966 гг. по решению властей КНР прекращались торги китайской валютой в Гонконге и Сингапуре во избежание её большего обвала.

В магазинах, ресторанах и других торговых точках для иностранцев (физлиц и юрлиц) в КНР расчёты временно переводились с долларов США в валюты Гонконга, Сингапура, Макао, Великобритании, Швейцарии, Румынии, Югославии и стран Скандинавии. Причем по выгодному для иностранцев курсу. Выгодными для иностранцев в китайских банках были также курсы обмена юаней и/или долларов США в другие инвалюты, как и при обратной конвертации недолларовых инвалют в юани (гражданам КНР, за исключением дипломатов и работников сферы внешней торговли были запрещены инвалютные вклады/операции). Кроме того Китай увеличивал инвалютный экспорт добываемых в стране драгметаллов - золота и платины в сочетании с ростом их предложения для иностранцев на внутреннем рынке, причем, по умеренным ценам. КНР и сегодня - в числе мировых лидеров по запасам и добыче драгметаллов, как и Россия.

Комплекс упомянутых мер был основным рычагом для оперативного преодоления последствий комплексного финансово-экономического прессинга Запада на КНР.

Подобные меры противодействия в середине 1970-х, потом в 1980 гг. использовали Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Албания, Румыния, Бирма (Мьянма), Замбия, Гвинея, Сомали, Судан, периодически подвергавшиеся западному давлению.

Примечателен и антикризисный опыт Малайзии, некоторым образом схожий с китайским. Быстрое промышленное развитие страны в 1970-х - 1990-х гг. в сочетании со всё более самостоятельной внешней политикой и с достаточностью сырьевой базы, прежде всего по нефти и газу, вызвало в 1997-1998 гг. финансовый удар, похожий на тот, что пришёлся на Китай в середине 1960-х.

Ситуация тех лет, как и успешные антикризисные меры Куала-Лумпура, весьма подробно и в основном объективно изложены в публикации «Bloomberg» (США) от 16.12.2014 г.: «Когда начался финансовый кризис, позиции Малайзии во многом походили на сегодняшнее состояние России. У нее были крупные валютные резервы и довольно небольшой краткосрочный долг. Но в целом уровень задолженности был весьма высок, если принимать во внимание долги частных лиц и корпораций. Чтобы поддержать ринггит (национальная валюта Малайзии - А.Ч.), вице-премьер Анвар Ибрагим вначале добился принятия политики гибкого обменного курса, подняв процентные ставки и сократив госрасходы». Но это не сработало, поскольку «уровень потребления и инвестиции поползли вниз... что еще больше понизило обменный курс».

В июне 1998 г. премьер-министр Махатхир Мохамад с одобрения главы государства распорядился «ввести меры контроля над оборотом капиталов, включая запрет офшорных операций в нацвалюте (т.е. на вывод национальной валюты из страны. - А.Ч.). И на год иностранных инвесторов лишили возможностей вывозить прибыль за границу».

Государство ввело ограничения на рост цен и тарифов, увеличило экспорт драгоценных камней и ювелирных изделий.

В тот период на Западе Малайзию обвиняли в «реанимации сталинизма», «использовании методов маоизма», «сползании к диктатуре» и т.п. И хотя репутация Малайзии на мировых финансовых рынках пострадала, зато противодействие западному давлению оказалось успешным. Поскольку правительство вскоре смогло понизить процентные ставки, экономика, включая промышленность и энергетику, пошла на подъем, то меры контроля над капиталами были досрочно ослаблены. И уже к маю 1999-го Малайзия снова вышла на международные рынки капитала.

Заметим, что ещё с середины 1970-х международные экономические организации позиционируют Малайзию как новую индустриальную страны с растущими объемами национальных капиталов и золотовалютных резервов. Кстати, Южная Корея и Таиланд, где тоже возникла кризисная ситуация в конце 1990-х, не вводили столь жестких мер, как в Малайзии (и, тем более, как в КНР). Но, как отмечает «Bloomberg», «ситуация в Малайзии была более сложная», а малайзийские антикризисные меры позволили стране «пройти трудный период без помощи МВФ, в то время как Южная Корея и Таиланд ею воспользовались».

Впрочем, малайзийская антикризисная практика во многом проистекала из индонезийского опыта 1965-1966 гг. (быстрое сближение с СССР, Китаем в тот период и колоссальные запасы разнообразного сырья были важнейшими причинами привнесённого кризиса).

Любопытно, что антикризисные меры в Индонезии, подобные китайским, дали максимальный эффект... вскоре после свержения в марте 1966 г. «непрозападного» правительства Сукарно. Но, как поется в известной песне, «жила бы страна родная…». И в контексте сказанного примечательно мнение политолога Сергея Маркова: «Может потребоваться, например, закон, запрещающий российским компаниям возвращать долги западным партнерам, если рубль за последний год упал более чем на 50%. Это немедленно снимет давление на рубль, и это делали многие страны, примером чего является Малайзия. Сейчас там великолепное экономическое положение».

Этот опыт, как и другие примеры такого рода, показывает, что именно целенаправленная государственная политика по стимулированию комплексного экономического развития страны – главный, если не сказать единственный, рычаг поддержки национальных валют.

Отметим также, что участие государства в национальной финансово-экономической системе названных выше стран было и, в основном, остается более весомым, чем в постсоветской России. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.