Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2019
Идеология самообмана

Идеология самообмана

Почему сербы сегодня ближе русскому народу, чем галичане
Леонид Савин
01.10.2014
 Идеология самообмана

С каждым днем становится все очевидней, что Донбасс вряд ли когда-нибудь, по крайней мере в обозримом будущем, опять будет в составе Украины. После того, что сделала хунта с мирными городами Юго-Востока, нужны не месяцы, и даже не годы, а десятилетия, чтобы психологическая травма, нанесенная киевскими властями жителям Донбасса, была преодолена.

Они почему-то решили, что жители Донбасса, Буковины, Полесья, Галиции и Слобожанщины – это один, неделимый народ, причем такой, с которым можно делать все, что угодно.

С точки зрения гражданского национализма, этот народ, конечно, может быть и единым, если только власти предержащие идут навстречу пожеланиям сограждан, а не узурпируют власть, как это произошло после февральского переворота в Киеве. Но есть и более глубинные механизмы, которые включают религиозные предпочтения, диалекты и историко-культурные региональные различия, формирующие изначальную матрицу патриотизма. Здесь следует обратиться к такому понятию, как «стратегическая культура». Согласно определению, данному Дж. Снайдером и усовершенствованному К. Грэем, стратегическая культура – это «сумма идей, условных рефлексов и привычных образцов поведения, которые члены (стратегического сообщества) приобрели через инструкции или путем подражания, и которыми они делятся друг с другом при ее (стратегии) разработке и реализации».

В стратегическую культуру также входят и определенные исторические события, а также их трактование. Параноидальная критика Российской империи и советского наследия со стороны так называемых «свидомых» («сознательных») украинцев является ярким примером такого подхода. И сразу возникает вопрос: а почему тогда жители Юго-Востока тоже не могут иметь собственное видение украинской истории? Совершенно очевидно, что взгляды на события, происходившие в течение нескольких столетий в разных уголках Украины, различные, часто – противоположные. На пограничной Слобожанщине – один взгляд, во Львове, который долгое время был в составе Австро-Венгрии и Польши, - другой, в российском Причерноморье - третий, а на многонациональном Донбассе, тяготеющем к России, - четвертый. Хотя многие галицко-киевские историки и пытались создать новую мифологию, попытки оказались провальными или близкими к провалу. Не помогли ни финансирование по грантовым программам из Вашингтона и Канады на выпуск новых учебников, ни навязчивое стремление Джорджа Сороса переформатировать академическую среду, ни деятельность новых правых, неумело «прыгающих» от приверженности европейским традициям к расистской патологии, и обратно.

Парадокс заключается в том, что среди знаковых исторических фигур Украины оказалось слишком много людей, идеи которых не вписываются в пропаганду современных идеологов «украинскости».

Такой, в частности, знаковый для «национально-сознательного» украинства персонаж, как Тарас Шевченко, называл историческую элиту Украины не иначе как «грязью Москвы и мусором Варшавы», указывая на продажность национальной «верхушки».

Сама Украина (Малороссия) в его время представляла собой лишь несколько центральных регионов. Нынешние националисты забыли, видимо, что только благодаря Ленину и Сталину страна приобрела современные границы.

Они также сознательно «забыли» и о том, что на этой территории проживал русский народ, пусть и пользовавшийся разными диалектами. Жители Львова называли себя русскими или русинами еще в начале XX века, а в интерпретации австро-венгерских властей – рутенами. Достаточно посмотреть издания украинских диаспор, чтобы понять: даже используя язык, очень похожий на тот, что ныне является украинским, они называли себя русскими. Так, газета «Свобода», которая начала издаваться в конце XIX века в США, о чем бы происходящем в Галиции, на Волыни или Буковине ни писала, использовала слова «русский» или «русин». А сам печатный орган выпускался Союзом русского народа.

Мало того, через некоторое время появляется и перевод на английский передовых статей, где употребляется слово «Russia», но никак не Украина. Украина оставалась лишь названием края, территории, а к этнониму украинцы не имела никакого отношения.

Лишь в 1914 г. после начала Первой мировой войны организация изменила название на Союз украинского народа, жителей Российской империи стала называть москалями, а сторонников политики Санкт-Петербурга - кацапами, т.к. Москва не была тогда столицей государства.

Все эти «новации» транслировались через газету «Свобода» на диаспору и ту часть польской территории, которую Сталин позже назвал Западной Украиной.

Согласно одной из теорий национализма, национальная идентичность формируется исключительно под влиянием диаспоры. Бенедикт Андерсон, автор книги «Воображаемые общности: размышления о причинах и распространении национализма» утверждает, что первые нации зародились не в Европе, а в США и некоторых странах Южной Америки, где были колонии. Представители буржуазии, оторвавшись от своих корней, начинают формировать новые психологические установки, которые позже переносятся на социум, и запускают там процесс формирования общества нового типа, которое разрушает старое. А известный исследователь национализма Эрнст Геллнер отмечал, что национализм создает ложное чувство солидарности у народа, манипулируя этнической культурой и подменяя ее новыми, гибридными, конструкциями такими, как язык, произведения искусства и мифотворчество.

Показательно, что мутация символики и терминов газеты «Свобода» продолжалась и дальше, вплоть до нынешних дней. Теперь на первой странице газеты красуется известная статуи Свободы, которая, заметим, олицетворяет богиню ада Гекату, освещающую факелом своды преисподней, да еще и с трезубцем. И если говорить о духовном единстве или братстве русского и украинского народов, то, скажите, какими критериями необходимо руководствоваться?

Возьмем для сравнения сербов и галичан, так как, судя по всему, сербы для нас исторически ближе, чем галичане. Давайте посмотрим на основные маркеры зарождения русской и сербской государственности.

Они практически идентичны. Битва на Куликовом поле с войском Мамая послужила катализатором объединения разрозненных русских княжеств. И менее чем через десять лет состоялась Косовское сражение, от которого идет отсчет сербского национального самосознания. Возможно, эта давняя история и является основой того незримого духовного родства между сербским и русским народами, которое было скреплено последующим ходом истории.

А что можно сказать о становлении украинской государственности? Где те исторические реперы, на которые можно ориентироваться в теории украинского национализма? Переяславскую раду, например, бандеровцы не признают по причине якобы заключенного пакта запорожских казаков с Москвой. Да и запорожцы под началом Богдана Хмельницкого при походе на Варшаву были отнюдь не добры к жителям Галиции. Достаточно вспомнить, как Львову пришлось выплатить значительную контрибуцию для того, чтобы город не был разграблен и разрушен. Может быть, истоки следует искать в откровенно русофобском Кирилло-Мефодиевском братстве, которое было создано по образцу масонских орденов европейского типа?

Скорее всего, истоки нашего настоящего различия были обозначены в заявлениях депутатов краевого сейма Галиции в ноябре 1890 г., которые публично открещивались от общих с русским народом корней.

После чего, подкрепляя свои вымыслы цитатами из европейских мыслителей, новоиспеченные «украинцы» и навесили на себя ярлык стонущей под гнетом «москалей» и потому извечно многострадальной нации. Однако за последующие сто лет этого самообмана украинцы даже не попытались предложить позитивный проект собственного развития.

Курдский народ, скажем, при таком подходе выглядит куда более симпатичным и обладающим намного большими правами на собственное государство со своей древней историей, культурой, языком и религиозными обычаями. А латиноамериканские гаучо, ставшие естественным продуктом внебрачных связей испанских конкистадоров с туземными женщинами, претендуют на значительно большую уникальность, чем бывшие русские, взявшие себе в качестве герба хазарскую тамгу, а в качестве национального флага - стяг нижней Австрии.

Галицкая идеология национального самообмана торжествует ныне на всей Украине. Кроме тех двух регионов, население которых сегодня с оружием в руках вынуждено отстаивать свой язык и свою, исконно русскую, историю. А украинский интегральный национализм продолжает разрушать страну...

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Александр Бобров
15.10.2014 18:04
истоки самообмана гораздо глубже -> http://www.blagorussia.ru/ideologia
Павел Тихомиров
02.10.2014 12:47
сербское национальное самосознание - это, всё-таки, не столько Косовская битва, (которая, несомненно, является мифообразующим событием), но традиции Крестной Славы, которые были заложены свт.Саввой за полтора столетия до подвига дружины св.кн.Лазаря.
Патриот Орды
01.10.2014 19:00
К русскому народу ближе всех сейчас кавказцы и татары. Тех, кто в этом будет сомневаться, будем воспитывать. Сильно воспитывать.

Эксклюзив
17.05.2019
Сергей Рыков
Заметки на полях международной конференции, организованной ФИП.
Фоторепортаж
21.05.2019
Подготовила Мария Максимова
В Мультимедиа Арт Музее Москва проходит выставка «Фотоальбом князей Юсуповых».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».