Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 октября 2020
Загадки рейса 007

Загадки рейса 007

1 сентября 1983 года южнокорейский «Боинг-747» был сбит в воздушном пространстве СССР
Дмитрий Мельников
30.08.2013
Загадки рейса 007

Узнать истинную подоплеку событий, которые произошли ровно тридцать лет назад в ночном небе над Сахалином и Охотским морем, также нелегко, как доказать и подтвердить истинность высадок американцев на Луну. В обоих случаях за кажущейся простотой и неопровержимостью упорно продвигаемой Западом версии проглядывает что-то совсем другое...

Между тем разобраться, несмотря на все явные нестыковки, необходимо. Ведь инцидент 1983 года стал удобным предлогом для развязывания Вашингтоном и его союзниками очередной параноидально-истеричной компании против СССР, способствовал сплочению антикоммунистического блока. Президент Рональд Рейган нашел еще одну причину, чтобы подтвердить озвученный им ранее тезис о СССР как «империи зла» - термин, позаимствованный им фильма «Звездные войны». Часть советской элиты западная пропагандистская атака напугала настолько, что она двумя годами позже обеими руками проголосовала за приход к власти любимца наших геополитических соперников Михаила Горбачева.

Еще раз подробно рассказывать о событиях сентября 1983 года не имеет смысла: число газетных публикаций о сбитом южнокорейском «Боинге» у нас исчисляется тысячами, об этом были написаны книги и сняты фильмы. Просто напомню, что самое главное обвинение в наш адрес состоит в непропорциональном применении силы в отношении гражданского лайнера южнокорейской авиакомпании «Кориан эйрлайнз», следовавшего в первый день осени 1983 года рейсом 007 Нью-Йорк – Анкоридж - Сеул, в результате чего погибло 269 пассажиров и членов экипажа.

Но по сей день многие факты работают против западной версии о «мирном самолете». Это - значительное, начавшееся практически сразу после взлета из Анкориджа отклонение «Боинга» от маршрута полета более чем полтысячи километров.

В ответ нам говорят, что пилоты просто ошиблись. Но много ли история знает случаев, когда пассажирские самолеты с опытными пилотами, которые до этого не раз и не два летали по данному маршруту, уходили так далеко в сторону?

И по какой причине американские службы управления воздушным движением не предупредили корейских пилотов о том, что они летят неверным курсом?

До сих пор нет внятного ответа и на вопрос о том, почему «новый» маршрут рейса 007 пролегал именно над Камчаткой, Курилами и Сахалином – иными словами, районами, которые имели и имеют до сих пор стратегически важное значение для обороны нашей страны. Опять возражают: какую такую информацию мог собрать гражданский самолет, если все и так видно со спутников. Ну, во-первых, с орбиты сквозь пелену земной атмосферы заметно далеко не все даже сейчас. А, во-вторых, одна из возможных целей захода возможного вторжения в наше воздушное пространство и состояла в сборе данных об организации советских систем ПВО, которые вынуждены были работать по нарушителю.

Еще один так и не получивший внятного ответа от Запада вопрос – синхронизация полета южнокорейского самолета с американским разведывательным спутником «Феррет-Д» и американским самолетои-шпионом.

К тому же инцидент произошел на фоне непрекращающихся в 1983 году провокаций Вашингтона, который обнаглел до того, что даже санкционировал имитацию бомбометания по одному из наших военных аэродромов на Курилах.

И главный вопрос, на который нет ответа: как могли пилоты «Кориан эйрлайнз» не видеть находившегося рядом с ними советского военного самолета, который обозначил свое присутствие и покачиванием крыльев, и предупредительным огнем. Мало того, они еще и попытались уйти, заняв более высокий эшелон.

Подозрения еще больше усиливаются, когда узнаешь, что еще в апреле 1978 года другой авиалайнер «Кориан эйрлайнз» рейса 902, следовавший из Парижа в Сеул через все тот же Анкоридж, также «заблудился» и, наверно, совершенно случайно появился в небе над другим нашим важнейшим районом - Кольским полуостровом. Его принудили к посадке, после прохождения формальностей пассажиров освободили, пилотов наказывать не стали, а выдворили за пределы Советского Союза. Это довольно хорошо известный факт, но мало кто у нас знает, что в 1992 году один из авторитетных южнокорейских журналов опубликовал статью, в которой содержались признания капитана того самого рейса «Кориан эйрлайнз» в связях с ЦРУ. Было это в канун поездки Бориса Ельцина в Сеул, когда он передал «черные ящики» самолета рейса 007 – может, никто не подсказал ему, что в связи вышеупомянутой публикацией целесообразно было отложить подобную церемонию для более детального изучения вопроса.

Присутствие спецслужб очень сильно ощущается и в инциденте над Сахалином. Командир «Боинга» Чон Бен Ин был в свое время личным пилотом южнокорейского правителя Пак Чжон Хи.

Работа с первыми лицами государства подразумевает обязательную процедуру прохождения проверки по линии спецслужб, даже, скорее, многолетнее сотрудничество с ними. Однако и тогда, и сегодня южнокорейская разведка не может быть полностью самостоятельной в своих действиях – она идет в одной упряжке с американцами. Но и это еще не все. Влиятельная южнокорейская газета «Чосон ильбо» поместила тогда сообщение о посадке якобы сбитого «Боинга» на Сахалине, сославшись при этом на данные ЦРУ. А ведь о подобном сотрудничестве журналистов со спецслужбами, да еще иностранными, распространяться не принято.

Есть и размещенное в интернете заявление американки, чей отец, кадровый разведчик, не стал садиться на рейс 007 буквально за десять минут до вылета - по совету своих сослуживцев. Но самое удивительное – это сочинения западных «писателей», рассказывающих о том, что на самом деле «Боинг» сбит не был, а был лишь принужден к посадке на территории островной административно-территориальной единицы СССР. На вопрос о дальнейшей судьбе пассажиров дается простой ответ: они содержатся в ГУЛАГе, потому что на территории Сибири до сих пор сохранились особые «секретные» лагеря. В качестве «доказательств» приводятся случаи телефонных звонков родственникам, сделанные теми, кто должен был погибнуть тридцать лет назад. Например, инженер, обсуживавший электронные системы на борту корейского авиалайнера, неожиданно позвонил матери, но лишь успел сообщить, что с ним все в порядке, после чего сразу же повесил трубку. Появлялись и сообщения том, что пассажиров «Боинга» часто встречали их знакомые, но «воскресшие» делали вид, что те обознались.

Значит, имеет право на существование и версия «осведомленных источников» о том, что на самом деле вместо пассажирского «Боинга» был сбит похожий на него очертаниями американский разведывательный самолет. Лайнер же посадили на американской военной базе в Японии, а всем пассажирам раздали новые удостоверения личности и неплохую денежную компенсацию, приказав при этом молчать. Если так, то западники хорошо понимают, что рано или поздно шило вылезет из мешка, и тогда неизбежен огромнейший скандал. Чтобы его избежать, и запущены басни про «действующий ГУЛАГ».

В пользу того, что инцидент с «Боингом» был хорошо срежиссирован, говорят еще несколько других подобных случаев, датированных тем же 1983 годом.

Наиболее резонансный – покушение на южнокорейского диктатора-президента Чон Ду Хвана в ходе его визита в Бирму в начале октября, получившее название в японских и южнокорейских источниках как «инцидент в усыпальнице Аун Сана». Кратко напомню: Чон Ду Хван, согласно протоколу, должен был посетить мавзолей в честь основателя независимой Бирмы в столице этого государства. Президент по неясной причине опоздал, заблаговременно направив на место церемонии своего посла в этой стране. Однако у мавзолея произошел взрыв, унесший жизни около тридцати человек, в том числе вице-премьера, министра иностранных дел и министра энергетики. Судя по фото, сделанному за считанные минуты до происшествия, представители высшего политического истеблишмента Южной Кореи, выстроившись в шеренгу, ждали своего босса.

После инцидента бирманскими военными было поймано два предположительно северокорейских агента, которые в составе диверсионной группы якобы и устроили этот террористический акт. Вроде бы все сходится, вплоть до вещественных доказательств, есть и захваченные исполнители. Но почему до сих пор никто не удосужился внятно объяснить причину опоздания Чон Ду Хвана к мемориальному кладбищу, растолковать, как могли проникнуть северокорейские агенты на территорию усыпальницы, которую охраняли около двухсот сотрудников охраны южнокорейского президента, не считая бирманских сил безопасности, и установить там две мины огромной взрывной силы. И почему северокорейское торговое судно, с которого якобы и высадилась группа диверсантов, находилось с 4 по 11 октября в порту Коломбо, то есть далеко от места происшествия. И с чего бы это Чон Ду Хван по возвращении в Сеул не снял со своих постов ни главу разведслужбы, ни начальника собственной охраны. Да, пойманы предположительно северокорейские агенты, но кто поручится, что это не офицеры южнокорейской разведки, получившие задание выдать себя за «братьев» с Севера? Впрочем, фотографий этих людей так до сих пор никто и не опубликовал. Да и не было никакого резона северокорейцам «нарываться» на скандал, вылившийся в разрыв дипломатических отношений с Бирмой, страной, торговля с которой была очень выгодна и Пхеньяну и Рангуну. Сейчас, спустя десятилетия, эти две страны опять тянет друг к другу, как магниты, на почве антизападных настроений. Впрочем, за год до этого южнокорейцы утверждали, что их лидера хотели убить – понятно, кто - в Канаде. Это уже похоже на паранойю.

Еще более загадочный случай произошел в августе все того же 1983-го, когда в Японском море южнокорейское военное судно «Канвон» якобы потопило скоростной северокорейский разведывательный корабль. Точнее, это сделал взлетевший с корабля вертолет ракетой «Эй-Си-12», которая, как утверждают южнокорейцы, предназначена для стрельбы по наземным целям. Странное дело, информации об успешном применении «Эй-Си-12» в Японском море нет больше нигде, кроме как в южнокорейских источниках. Различаются и версии произошедшего. Согласно одной из них, южнокорейцы ступили на палубу подбитого корабля, по другой - он просто затонул, и опять ни одной фотографии. Зато в качестве доказательства на всеобщее обозрение выставлен вертолет, фюзеляж которого украшал знак уничтоженного военного судна противника. «Весомое» доказательство, понятно.

Полагаю, что в случае с «Боингом» американцы преследовали не только цель выяснить детали функционирования советской системы ПВО, но и хотели предотвратить сближение Сеула с Москвой.

Южнокорейский диктатор генерал Пак Чжон Хи (президент страны в 1963-1979 гг.), по-видимому, очень тяготился своей тотальной зависимостью от Вашингтона. Поэтому он, по мере возможностей, искал «выходы» на Москву. Одна из первых ласточек - благодарность советскому руководству за быстрое решение вопроса с пассажирами и экипажем рейса 902, сделанная, замечу, в условиях полного отсутствия дипломатических отношений. Эта линия была продолжена и при следующем военном правителе Чон Ду Хване, тогда имевшие еще и американское или японское гражданство южнокорейские ходоки, получив визу, наведывались в наше внешнеполитическое ведомство, чтобы уговорить нас наладить отношения с Сеулом. После инцидента с «Боингом» эти посещения МИД закончились, Южную Корею обуяла волна антисоветской истерии… 

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.
Лихо
05.04.2014 20:37
В то время в СССР разворачивались ракеты мобильного базирования МХ на ж/д платформах. В печати промелькнула заметка, что при строительстве Северомуйского туннеля БАМа был применен метод проходки с помощью вертикальных шахт. Рейс КАЛ 007 шел по своему курсу, а нарушал воздушное пространство RC-135, недаром еще перед командорскими островами был выполнен маневр против управления. О назначении самолета-нарушителя красноречиво говорит факт обхода им зоны поражения ЗРК С-200 в Елизово (это видно на трассе полета). Задача разведчика была пройти над Северомуйским туннелем и выйти в Пакистан, где находится база самолетов-разведчиков. В случае провала американцы сбивают с Окинавы корейца, что и произошло.
serchel
18.01.2014 18:01
К примеру:
"4 октября 2001 года Ту-154, бортовой номер 85693, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, потерпел катастрофу над Чёрным морем. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, на высоте 11 тысяч метров самолет непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений[1][2][3][4]. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
Так почему мусолят трагедию 30 летней давности, как будто других проблем нет? Значит кому то это выгодно?
Андрей Ульбин
10.01.2014 20:22
Да наши и свои гражданские самолёты сбивали. Они, эти самолёты, наверное, тоже работали в содружестве с американцами.
Анатолий
08.12.2013 8:06
Фамилия мамы Андропова Евгения Карловна Флекенштейн
Бывалов
23.11.2013 17:52
Тогда был Андропов.
Игорь
23.10.2013 0:58
В 1983 Горбачёв ещё сельским хозяйством командовал.
Михаил
13.09.2013 22:04
U2.
А теперь осмыслите роль Горбачева в этом происшествии.
Забавная штука получается. А ведь он мог поступить так, как вы написали. Что ему помешало это сделать?
Я попытаюсь ответить за вас- ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Высшие чины СССР предали свою честь, достоинство целой страны, целый народ. Чем это закончилось- все знают.
U2
11.09.2013 18:37
Проблема была не в том, кого сбили, а в позиции занятой властями СССР. Сначала они отрицали вообще все, потом сообщили, что де какой то самолет нарушил воздушное пространство, но улетел и только потом признали, что стреляли по вторгшемуся самолету, но типа на сбили, а он ушел в нейтральную зону со снижением.
Если бы с самого начала было заявлено, что самолет вторгшийся в воздушное пространство СССР был перехвачен, опознан как RS 135 и после неподчинения приказу на посадку сбит - последствия могли бы быть совсем иными. Например, СССР мог бы потребовать проведения международного расследования Вот тут бы и всплыли многие факты - и отсутсиве трупов и пачки паспортов на дне и выход пилота в эфир через 50 минут после смерти, да и данные японской службы контроля. Думаю, скандал мог бы выйти большой и во всяком случае, ситуация не выглядела так однозначно. Но ничего этого не случилось и СССР был выставлен на торжественную порку.
Михаил
06.09.2013 0:08
Западная пресса сообщила: «Боинг-747» «Корейских авиалиний», следовавший рейсом 007 Нью-Йорк - Сеул с дозаправкой в Анкоридже (Аляска), нарушил границу СССР и был сбит над островом Сахалин советским истребителем. Погибли 269 человек.
  «Холодная война» была в разгаре, и США немедленно обвинили СССР в хладнокровном убийстве невинных людей. Советский Союз для западного мира навсегда стал «империей зла».
  Советская пресса подтвердила, что лайнер был сбит, но со всевозможными оговорками.
  Эта трагедия надолго стала главной темой для бесед на советских кухнях. Люди ожесточенно спорили, что важнее - охрана территории или человеческие жизни...
  Но в заявление американцев поверили не все. Французский авиаэксперт Мишель Брюн заинтересовался противоречивыми сообщениями о трагедии. Он провел собственное расследование, занявшее больше 10 лет, результатом которого стала книга «Сахалинский инцидент». В ней Брюн собрал и проанализировал огромное количество фактов, опровергающих общепринятую версию. По мнению француза, в ту ночь на территорию СССР была совершена провокационная вылазка противника, закончившаяся настоящим воздушным боем, в котором были сбиты не менее девяти самолетов. Свою теорию Брюн обнародовал несколько лет назад, но лишь недавно его книга была выпущена на русском языке (издательство «Алгоритм»). Она получила название «Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер».

ХРОНИКА ПОТЕРЯННОГО ЛАЙНЕРА

Вкратце восстановим события 26-летней давности. 1 сентября в 6.05 утра рейс KAL 007 должен был прибыть в Сеул. В аэропорту собралась внушительная толпа встречающих. Но ни в 6.05, ни в 7, ни в 9 утра о «Боинге» ничего не было известно. Наконец в 10 утра министр иностранных дел Южной Кореи со ссылкой на ЦРУ объявил: «Самолет приземлился на Сахалине, команда и пассажиры находятся в безопасности». Успокоенная толпа разошлась ждать родственников, а вице-президент «Корейских авиалиний» немедленно вылетел в Японию, чтобы организовать возвращение пассажиров и команды. Однако когда он прилетел в Токио, МИД СССР официально сообщил, что рейс 007 не приземлялся на Сахалине и о его местонахождении ничего не известно.
  Тогда началась спасательная операция, которая больше напоминала военные действия. Одновременно при поддержке авиации поиск самолета вели целые флотилии Японии, США и СССР.
  «Количество сил больше соответствовало небольшой войне, чем тому, что, как предполагалось, было всего лишь гуманитарной акцией поиска и спасения жертв катастрофы гражданского авиалайнера... Самый обширный поиск гражданского самолета из когда-либо предпринятых, с использованием самых современных методов продолжался два месяца. 10 ноября 1983 года, как будто по всеобщей договоренности, поиски были прекращены. Ни одного обломка KAL 007 так и не было найдено. Средняя глубина в этом районе достигает едва ли 160 метров, и океанское дно почти плоское. Как же они могли не заметить самолет? «Боинг-747» как будто испарился», - пишет Брюн.
   Официальная реакция на происшествие была такова: 3 сентября ТАСС заявил, что имело место нарушение границы, после чего самолет исчез с радаров. 9 сентября СССР признал, что корейский лайнер был сбит, но до этого сознательно нарушил наши границы - для изучения советской системы ПВО в этом районе. Самолет несколько раз предупреждали о недопустимых действиях, но он игнорировал любые сообщения, после чего был сбит.
   Американцы свою позицию сформулировали сразу же: пилоты «Боинга» отклонились от курса случайно, их убили советские кровопийцы.

РАССЛЕДОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ

Но мир, разделенный на два лагеря, совершенно забыл о третьей стороне - Японии. А ведь в Стране восходящего солнца пристально следили за событиями. И японская версия произошедшего с самого начала отличалась от версии США. Внимательно изучая сообщения первых часов и дней после трагедии, Брюн делает вывод: комментируя произошедшее, официальные Вашингтон и Токио говорят... о разных самолетах!
   Деталей пытливый француз приводит множество, но главное несоответствие - время, когда «Боинг» был сбит. По американской версии, самолет подстрелили в 3.38, а по японской - аж на 9 минут раньше - в 3.29. Причем каждая сторона приводила в доказательство данные своих радаров.
   «Когда я весной и летом 1985 года читал подшивки газет в японской национальной библиотеке, меня больше всего поразило то, что различия между двумя версиями этой истории означали: был совершен не один перехват, а несколько, и над Сахалином был сбит не один, а несколько самолетов. Это полностью меняло всю картину».
   Дальше - больше...
  «Просматривая материалы японской прессы, мы находим три различных срока, когда корейский лайнер был предположительно перехвачен, четыре срока пуска, когда ракеты были выпущены и попали в цель, четыре срока, когда авиалайнер предположительно исчез с экранов радаров, и четыре различных срока его гибели. Данные указывают на четыре перехвата и по крайней мере на четыре или, возможно, пять сбитых самолетов».
  Эти предположения подтверждают и обломки, которые были найдены в разных местах в первые недели спасательной экспедиции. Дело в том, что обломков было действительно множество, но ни один не принадлежал «Боингу»!
   «Обломок номер 31 - кусок закрылка от небольшого или среднего по размерам самолета, его передняя кромка прямоугольная. Единственный самолет, у которого закрылки имеют прямоугольную кромку, - двухместный истребитель F-111 или его близнец, оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы, - EF-111... Другой обломок мог принадлежать только военному самолету и только американского производства. На нем стоит номер 34, это сиденье катапульты пилота от «МакДоннелл-Дуглас» с отстрелянными пороховыми зарядами. Специалист из Пентагона, которому я показал фотографию, тотчас же узнал сиденье, еще даже до того, как я сказал ему, откуда оно взялось... Мы имеем дело с катастрофой американского военного самолета; пилот сумел катапультироваться и опустился на парашюте».
   Позднее, уже в начале 90-х годов, не менее удивительные свидетельства дадут советские аквалангисты, поднимавшие обломки в другом месте.
   «Мы не видели никаких тел ни в первый, ни во второй день... Самолет был заполнен разными предметами, но не было абсолютно никаких следов тел. Там не было багажа, даже ручной клади. С другой стороны, там было множество вещей, которые вы не ожидали бы увидеть на пассажирском самолете... Мы подняли бобины с пленкой для компьютеров и записывающие устройства».
   «С этого остова водолазы подняли двести корзин размерами полтора метра на два, - продолжает Брюн, - заполненных документами и электронным оборудованием. Находка такого большого количества документов и электронного оборудования указывает на разведывательный самолет, такой, как RC-135, который набит секретными документами».
   Всего же, как выяснил Брюн, в разных местах было обнаружено девять остовов разных самолетов. И все они были военными.

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ НАД САХАЛИНОМ

Тогда француз отправляется в Японию искать обломки несчастного «корейца». Ведь где-то же они должны были быть! И подобно археологу-любителю Шлиману, вопреки насмешкам раскопавшему Трою, он их находит! Десятки обломков разного размера, состоящих из точно такого же ячеистого материала, из которого делаются фюзеляжи «Боингов», были обнаружены Брюном на побережье Японии, у города Ниигата. Значительно южнее (около 600 км) того места, где после инцидента искали лайнер. Учитывая, что других катастроф здесь за многие годы не происходило, а также внимательно изучив карту морских течений, которыми обломки могло прибить к берегу, исследователь делает вывод: рейс 007 разбился не над Сахалином, а у самых берегов Японии.
   Но что же тогда происходило над Сахалином? В кого были выпущены ракеты и чьи следы зафиксировали американские и японские радары, о которых мы говорили вначале? По версии Брюна, советским Вооруженным Силам в ту ночь пришлось дать настоящий бой.
  И ключевыми для этого вывода стали документы, которые Россия передала Международной ассоциации гражданской авиации в 1993 году.
   «Большинство российских документов являются расшифровками переговоров между различными наземными командными постами на Сахалине, начиная от главнокомандующего авиацией Дальневосточного округа генерала Каменского вплоть до офицеров более низкого ранга...
   Я хочу суммировать наблюдения, чтобы читатель получил представление о той картине, которая открывалась перед советскими командующими на Сахалине. Они видели шесть самолетов-нарушителей, идущих на них буквально одновременно. В 5.05 первый нарушитель вошел в воздушное пространство Сахалина. В 5.07 - второй нарушитель. Четыре минуты спустя, в 5.11, был замечен третий нарушитель... В то же самое время радарами был обнаружен четвертый нарушитель. Все в то же время наблюдался пятый нарушитель, пересекающий Курилы. И в 5.12 японские радары зафиксировали шестого нарушителя.
БОЙ НАД САХАЛИНОМ  
При таких обстоятельствах нетрудно видеть, почему советские командиры решили сбивать нарушителей, не следуя длительным процедурам предупреждения. Они, скорее всего, просто следовали действующим приказам».

ТАЙНА «КОРЕЙЦА»

Итак, Брюн делает потрясающий вывод: ни один из тех самолетов, что были сбиты советскими пилотами над Сахалином, не был пресловутым «Боингом»! Рейс 007 нашел свой конец довольно далеко от развернувшейся бучи. Более того: последний сеанс радиосвязи командира «Боинга» и японского диспетчера состоялся через 50 минут после «гибели» лайнера. Но кто-то его все же сбил. Кто?
Петр Петрович
03.09.2013 21:21
Сбили и правильно сделали, воинский долг  и присяга священны. Жалко что не сбили в свое время Руста.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 17 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».