Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
13 августа 2020
Транскавказские коридоры Победы

Транскавказские коридоры Победы

Забытые страницы нашей истории
Алексей Балиев
19.05.2020
Транскавказские коридоры Победы

Второй и последний крупный союзнический конвой с поставками по ленд-лизу прибыл через Босфор в порт Батуми 18 мая 1945 г. Потом большинство грузов было отправлено по железным дорогам через Грузию в РСФСР, часть – в направлении Баку и далее через Каспийское море. В общем, привычный маршрут и обычное дело: в доставке поступающих в СССР союзнических грузов за 1941 — 1945 гг. доля портов и транспортных артерий республик Закавказья достигала почти 35% в общем объеме перевозок и играла стратегически важную роль. Этот показатель в перевозках эвакуированных предприятий превысил 15%, в межфронтовых — до 20%.

Важно подчеркнуть, что за всеми цифрами ежедневный трудовой подвиг во имя Победы десятков тысяч рабочих и служащих более чем 30 национальностей.

При том, что к осени 1942-го нацистские войска вплотную подошли к Закавказью, и до окончания Курской битвы была вероятность вступления Турции в войну с СССР. Тем не менее в этот регион с середины 1942 г. поступала часть ленд-лизовского транспортного оборудования из Великобритании, США и Канады, включая тепловозы и моторные вагоны.

Загрузка портов и железных дорог возросла в разы. И в 1941 — 1945 гг. были построены новые железные и автомобильные дороги между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Азербайджаном; в портах Азербайджана и Грузии были введены новые мощности.

По воспоминаниям Арама Пирузяна, председателя СНК Армянской ССР в 1937—1943 гг., «транспортный комплекс всего Закавказья в военный период работал в едином ритме, почти не было никаких сбоев. Хотя в тех сложнейших условиях в этом регионе перевозились не только, воинские части и эвакуированные предприятия, но также - через Иран - грузы от союзников и от нейтральных стран, продолжавших торговлю с СССР. На железных дорогах, в портах и грузовых складах региона нередкими были попытки диверсий германских и турецких разведок, но они своевременно пресекались».

Схожее мнение высказал (9 мая 1953 г.) Мир-Джафар Багиров (1895-1953), , руководитель Азербайджанской ССР в 1932-1953 гг.: «Все транспортные артерии Закавказья в военный период продемонстрировали очень высокий уровень отлаженной работы. В частности, основные транзитные маршруты - Джульфа (граница Азербайджана с Ираном. А.Б.) – Ереван-Тбилиси – РСФСР, Батуми – Тбилиси – Баку, Ереван – Джульфа – Мегри - Минджевань – Баку (вдоль границы с Ираном, бездействует с 1989 г. – А.Б.) - работали как часы. Что было стратегически важно не только для фронта, но также для тыла, особенно закавказского».

Уже 27 июня 1941 г. в Москву прибыла британская военно-экономическая миссия во главе с британским послом в СССР С. Криппсом, генерал-лейтенантом М. Макфарланом и контр-адмиралом Г. Майлсом. Примерно через неделю были согласованы первые планы военно-технической помощи СССР от Великобритании и ее доминионов. Вдобавок в Иране была проведена советско-британская военная операция «Согласие» (конец августа середина сентября 1941 г.). Таким образом, Иран стал участником антифашистской коалиции, что было закреплено договором о военном союзе СССР, Великобритании (и её доминионов) с Ираном, подписанном в Тегеране 29 января 1942 г. Соответственно, через Иран (частично по коридору Ирак Иран) в СССР уже с конца сентября регулярно поступали различные грузы, включая вооружение. Уже к середине сентября 1941-го в приграничной с Ираном Джульфе (Нахичеванская АССР) была создана крупная база для приема грузов от союзников, которая действовала до ноября 1945 г.

Вначале поставки прибывали в северные порты Персидского залива (в порты юго-западного Ирана, иракские порты Барса и Фао, в британский Кувейт). Американские грузовики «Студебекеры» и другую автотехнику собирали из поставленных США и Канадой комплектов в близлежащих иранских городах.

Затем автомобили загружались боеприпасами, горюче-смазочными материалами, запчастями, продовольствием, другими товарами и уже своим ходом отправлялись в иранскую Джульфу. Оттуда автоколонны шли через Аракс на советскую Джульфу. Поставки различных грузов осуществлялись и по параллельной тому же маршруту железной дороге. Как отмечал председатель Госплана СССР (1949—1957 гг.) Максим Сабуров, «наши специалисты вместе с коллегами-англичанами, американцами, канадцами, австралийцами, иранцами обеспечивали бесперебойную работу маршрутов из Ирана к Закавказью, каспийским портам и к Туркмении. Станции Джульфа советская и Джульфа иранская, чьи мощности были увеличены в считанные месяцы (в конце 1941 начале 1942 гг.) были единым центром распределения союзнических грузов, ввозимых через Иран. Прибывавших всё в больших объемах по автотрассе и железной дороге». По словам М. Сабурова, дважды, иногда трижды в месяц составлялся график перевозок через советскую и иранскую Джульфу и «он соблюдался секунда в секунду». Более того, «к этому графику приспособились все транзитные службы в Иране, обслуживавшие главный трансиранский маршрут к границам с Азербайджаном и Арменией».

Важнейшее значение для снабжения фронта и тыла нефтью и нефтепродуктами, в том числе поступавшими из западных стран-союзников, имел также транскавказский нефтепровод Баку Тбилиси Батуми (БТБ), вступивший в действие в первой половине 1930-х. Один из крупнейших в 1920-х 1960-х гг. в СССР Батумский нефтеперерабатывающий завод во избежание германских и турецких диверсий был в ноябре 1941 г. эвакуирован в г. Орск (Чкаловская область РСФСР).

Оставался мишенью транскавказский нефтепровод, однако попытки германско-турецкой агентуры вывести его из строя равно, как и попытки люфтваффе разрушить эту стратегическую артерию, провалились благодаря умелым действиям органов безопасности и зенитчиков.

Не удались такие попытки и в Иране, где одной из важнейших задач нацистов являлось нарушение коммуникаций союзников, идущих от иранских и иракских портов Персидского залива к советско-иранской границе в Закавказье и Туркменской ССР. Правда, в ноябре 1942 г. в связи с угрозой прорыва немецких войск в Закавказье нефтепровод БТБ пришлось размонтировать, его трубы были направлены на срочное сооружение нефтепродуктопровода Саратов Астрахань для снабжения Сталинградского фронта и советского флота на Каспии. А трубопровод Баку Тбилиси Батуми уже к 1948 г. был построен заново.

Что же касается поставок через черноморские порты СССР, то этот путь стал возможным только после 23 февраля 1945 г., когда Турция, убедившись в неизбежном разгроме фашистского блока, официально объявила войну Германии и Японии. Накануне, 20 февраля, первый грузовой конвой союзников через Босфор прибыл в Одессу. Официально поставки по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945 г. и вплоть до августа 1945-го осуществлялись по специальной программе.

Таким образом, транскавказские транспортные коридоры сыграли заметную роль в обеспечении Великой Победы над нацизмом.

Но до сих пор в российской военной и экономической историографии, с нашей точки зрения, им уделяется недостаточное внимание, а, скажем, в той же Грузии эта тема в лучшем случае замалчивается.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игорь
22.05.2020 10:31
Более чем удивительно, что ЭТИ и многие другие факты-аспекты оставались и вне советской историографии и кинематографии. А тем более - в росисйской. Впрочем, как и многие стратегическое победы в войне с Гитлером (напр. - многонедельная защита Кишинева и берега Дуная, полуострова Ханко, успешные удары по румын. нефтепромыслам и портам (летом 41 г.), победа под Ростовом в нач. декабря 41 г., отражение атак на Беломор-Балт). А уже АКТИВНОЕ содействие Маннергейма блокаде Ленинграда и полублокаде Мурманска ещё с Хрущева "оспаривается" заказными историками...
Что-то не нравилось и не нравится властям в этих событиях...
Хмурый
20.05.2020 3:07
Удивляюсь
19.05.2020 19:52

В 1812-м ленд-лиза не было.
Леонтий
20.05.2020 0:54
Военные успехи России при Александре I - война на Кавказе и против Наполеона (1804-1813) - были предметом зависти последующих императоров. Тем более на этом не акцентировали в СССР (кроме считанных небольших статей в спецжурналах). Ни слова об успешной войне на 2 фронта не сказано и у Толстого ("Война и мир"). Лишь в учебнике для вузов (2 тома) "История СССР" (1948-49 гг.) кратко, но говорится об ЭТОМ - что Россия победила именно на двух фронтах. В последующих учебниках такого акцента не было.
Удивляюсь
19.05.2020 19:52
Как же умудрились победить Европу во главе с Наполеоном вообще без Кавказа?

Эксклюзив
11.08.2020
Беседа с известным в Латвии оппозиционным политиком и публицистом.
Фоторепортаж
06.08.2020
Подготовила Мария Максимова
В Псково-Печерском монастыре проходит выставка, посвященная архимандриту о. Иоанну (Крестьянкину).


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».