Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 октября 2020

Русский Гамлет

За время своего царствования Павел Первый никого не казнил
Андрей Воронцов
17.05.2013
Русский Гамлет

Историческая наука еще не знала столь масштабной фальсификации, как оценка личности и деятельности российского императора Павла Первого. Ведь что там Иоанн Грозный, Петр Первый, Сталин, вокруг которых сейчас в основном ломаются полемические копья! Как ни спорь, «объективно» или «необъективно» они убивали своих врагов, они всё равно их убивали. А Павел Первый за время своего царствования никого не казнил.

Он правил гуманней, чем его матушка Екатерина Вторая, особенно по отношению к простым людям. Отчего же он «увенчанный злодей», по выражению Пушкина? Оттого, что, не задумываясь, увольнял нерадивых начальников и даже высылал их Петербурга (всего около 400 человек)? Да у нас сейчас многие мечтают о таком «сумасшедшем правителе»! Или почему он, собственно, «сумасшедший»? Ельцин, извините, отправлял кое-какие надобности прилюдно, а его считали просто невоспитанным «оригиналом».

Ни один указ или закон Павла Первого признаков сумасшествия не содержит, – напротив, отличаются разумностью и ясностью. Например, они положили конец тому сумасшествию, которое творилось с правилами престолонаследования после Петра Первого.

В 45-томном «Полном своде законов Российской Империи», изданном в 1830 году, помещено 2248 документов Павловского периода (два с половиной тома), – и это притом, что Павел царствовал всего 1582 дня! Стало быть, он выпускал по 1–2 закона каждый день, и то были не гротескные реляции о «подпоручике Киже», а серьезные акты, вошедшие впоследствии в «Полный свод законов»! Вот тебе и «сумасшедший»!

Именно Павел I юридически закрепил главенствующую роль Православной Церкви среди других церквей и конфессий в России. В законодательных актах императора Павла сказано: «Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания», «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной». Примерно то же самое мы прочтем и в Духовном регламенте Петра I. Правила эти неукоснительно соблюдались вплоть до 1917 г. Поэтому хочется спросить наших адептов «мультикультурализма»: когда же Россия успела стать «многоконфессиональной», как вы нам сейчас говорите? В атеистический период 1917–1991? Или после 1991-го, когда «отвалились» от страны католическо-протестантская Прибалтика и мусульманские республики Средней Азии?

Многие православные историки настороженно относятся к тому, что Павел был Великим магистром Мальтийского ордена (1798–1801), считая этот орден «парамасонской структурой».

Но ведь именно одна из главных тогдашних масонских держав, Англия, свергла власть Павла на Мальте, оккупировав остров 5 сентября 1800 г. Это как минимум говорит о том, что в английской масонской иерархии (т. н. «шотландском обряде») не признавали Павла своим. Может быть, Павел был «своим» во французском масонском «Великом Востоке», если захотел «задружиться» с Наполеоном? Но это случилось именно после захвата англичанами Мальты, а прежде Павел с Наполеоном воевал. Надо понимать и то, что звание гроссмейстера Мальтийского ордена требовалось Павлу I отнюдь не только для самоутверждения в компании европейских монархов. В календаре Академии наук, по его указанию, остров Мальта должен был быть обозначен «губернией Российской империи». Павел хотел сделать звание гроссмейстера наследственным, а Мальту присоединить к России. На острове он планировал создать военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы.

Наконец, известно, что Павел благоволил к иезуитам. Это тоже ставится некоторыми православными историками ему в вину в контексте сложных взаимоотношений Православия и католицизма. Но есть еще конкретный исторический контекст. В 1800 г. именно Орден иезуитов считался главным идейным врагом масонства в Европе. Так что масоны никоим образом не могли приветствовать легализацию иезуитов в России и относиться к Павлу I как к масону.

И.М. Муравьев-Апостол не раз говорил своим детям, будущим декабристам, «о громадности переворота, совершившегося со вступлением Павла Первого на престол, – переворота столь резкого, что его не поймут потомки», а генерал Ермолов утверждал, что у «покойного императора были великие черты, исторический его характер еще не определен у нас».

Впервые со времен Елизаветы Петровны присягу новому царю принимают и крепостные, – а значит, они считаются подданными, а не рабами. Барщина ограничивается тремя днями в неделю с предоставлением выходных по воскресным и праздничным дням, а поскольку православных праздников на Руси много, это было большим облегчением для трудящегося люда. Дворовых и крепостных людей Павел Первый запретил продавать без земли, а также порознь, если они были из одной семьи.

Как и во времена Иоанна Грозного, в одном из окон Зимнего дворца устанавливается желтый ящик, куда каждый может бросить письмо или прошение на имя государя. Ключ от комнаты с ящиком находился у самого Павла, который каждое утро сам читал просьбы подданных и ответы печатал в газетах.

«Император Павел имел искреннее и твердое желание делать добро, – писал А. Коцебу. – Перед ним, как перед добрейшим государем, бедняк и богач, вельможа и крестьянин, все были равны. Горе сильному, который с высокомерием притеснял убогого. Дорога к императору была открыта для каждого; звание его любимца никого перед ним не защищало…» Конечно, привыкшим к безнаказанности и жизни на дармовщинку вельможам и богачам это не нравилось. «Императора любят только низшие классы городского населения и крестьяне», – свидетельствовал прусский посланник в Петербурге граф Брюль.

Да, Павел был крайне раздражителен и требовал безусловного повиновения: малейшая задержка в исполнении его приказаний, малейшая неисправность по службе влекли строжайший выговор и даже наказание без всякого различия лиц. Но он же справедлив, добр, великодушен, всегда доброжелателен, склонен прощать обиды и готов каяться в своих ошибках.

Однако лучшие и благие начинания царя разбивались о каменную стену равнодушия и даже явного недоброжелательства его ближайших подданных, наружно преданных и раболепных. Историки Геннадий Оболенский в книге «Император Павел I» (М., 2001) и Александр Боханов в книге «Павел Первый» (М., 2010) убедительно доказывают, что многие его распоряжения перетолковывались совершенно невозможным и предательским образом, вызывая рост скрытого недовольства царем. «Вы знаете, какое у меня сердце, но не знаете, что это за люди», – с горечью писал Павел Петрович в одном из писем по поводу своего окружения.

И эти люди подло убили его, за 117 лет до убийства последнего русского государя – Николая Второго. Эти события, безусловно, связаны, ужасное преступление 1801 г. предопределило судьбу династии Романовых.

Декабрист А.В. Поджио писал (кстати, любопытно, что многие объективные свидетельства о Павле принадлежат именно декабристам): «… пьяная, буйная толпа заговорщиков врывается к нему и отвратительно, без малейшей гражданской цели, его таскает, душит, бьет… и убивает! Совершив одно преступление, они довершили его другим, еще ужаснейшим. Они застращали, увлекли самого сына, и этот несчастный, купив такою кровью венец, во всё время своего царствования будет им томиться, гнушаться и невольно подготовлять исход, несчастный для себя, для нас, для Николая».

Но я не стал бы, как это делают многие поклонники Павла, напрямую противопоставлять царствования Екатерины Второй и Павла Первого. Конечно, нравственный облик Павла в лучшую сторону отличался от нравственного облика любвеобильной императрицы, но дело в том, что ее фаворитизм был в том числе и методом правления, далеко не всегда неэффективным. Фавориты были Екатерине нужны отнюдь не только для плотских радостей. Обласканные императрицей, они и вкалывали дай Боже, особенно А. Орлов и Г. Потемкин. Интимная близость императрицы и фаворитов являлась определенной степенью доверия к ним, своеобразной инициацией, что ли. Конечно, были рядом с ней бездельники и типичные альфонсы вроде Ланского и Зубова, но они появились уже в последние годы жизни Екатерины, когда она несколько потеряла представление о реальности…

Другое дело – положение Павла как наследника престола при системе фаворитизма. А. Боханов пишет: в ноябре 1781 года «австрийский Император (1765–1790) Иосиф II устроил пышную встречу (Павлу. – А. В.), а в череде торжественных мероприятий был намечен при дворе спектакль «Гамлет». Далее произошло следующее: ведущий актер Брокман отказался исполнять главную роль, так как, по его словам, «в зале окажется два Гамлета». Император был благодарен актеру за мудрое предостережение и наградил его 50 дукатами. «Гамлета» Павел не увидел; так и осталось неясным, знал ли он эту трагедию Шекспира, внешняя фабула которой чрезвычайно напоминала его собственную судьбу».

А дипломат и историк С.С. Татищев говорил знаменитому русскому издателю и журналисту А.С. Суворину: «Павел был Гамлет отчасти, по крайней мере, положение его было гамлетовское, «Гамлет» был запрещен при Екатерине II», после чего Суворин заключил: «В самом деле, очень похоже. Разница только в том, что у Екатерины вместо Клавдия был Орлов и другие…». (Если считать молодого Павла Гамлетом, а Алексея Орлова, убившего отца Павла Петра III, Клавдием, то несчастный Петр окажется в роли отца Гамлета, а сама Екатерина – в роли матери Гамлета Гертруды, вышедшей замуж за убийцу первого мужа).

Положение у Павла при Екатерине и впрямь было гамлетовское. После рождения у него старшего сына Александра, будущего императора Александра I, Екатерина рассматривала возможность передачи престола любимому внуку в обход нелюбимого сына.

Опасения Павла в таком развитии событий укрепляла ранняя женитьба Александра, после которой по традиции монарх считался совершеннолетним. 14 августа 1792 г. Екатерина II писала своему корреспонденту барону Гримму: «Сперва мой Александр женится, а там со временем и будет коронован со всевозможными церемониями, торжествами и народными празднествами». Видимо, поэтому торжества по случаю брака своего сына Павел демонстративно проигнорировал.

Накануне смерти Екатерины придворные ждали обнародования манифеста об отстранении Павла, заключении его в эстляндском замке Лоде и провозглашении наследником Александра. Распространено мнение, что пока Павел ждал ареста, манифест (завещание) Екатерины лично уничтожил кабинет-секретарь А. А. Безбородко, что позволило ему получить при новом императоре высший чин канцлера.

Взойдя на трон, Павел торжественно перенес прах отца из Александро-Невской лавры в царскую усыпальницу Петропавловского собора одновременно с погребением Екатерины II. На похоронной церемонии, детально запечатленной на длинной картине-ленте неизвестного (видимо, итальянского), художника, регалии Петра III – царский жезл, скипетр и большую императорскую корону – несли… цареубийцы – граф А.Ф. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек. В соборе Павел собственноручно произвёл обряд коронования праха Петра III (в Петропавловском соборе хоронили только коронованных особ). В изголовных плитах надгробий Петра III и Екатерины II высекли одну и ту же дату погребения – 18 декабря 1796 г., отчего у непосвященных может сложиться впечатление, что они прожили вместе долгие годы и умерли в один день.

Придумано по-гамлетовски!

В книге Андрея Россомахина и Дениса Хрусталева «Вызов императора Павла, или Первый миф XIX столетия» (СПб, 2011) впервые детально рассматривается другой «гамлетовский» поступок Павла I: вызов на поединок, который русский император послал всем монархам Европы как альтернативу войнам, в которых гибнут десятки и сотни тысяч людей. (Это, кстати, именно то, что риторически предлагал в «Войне и мире» Л. Толстой, сам не жаловавший Павла Первого: дескать, пусть воюют лично императоры и короли вместо того, чтобы губить в войнах своих подданных).

То, что воспринималось современниками и потомками как признак «сумасшествия», показано Россомахиным и Хрусталевым как тонкая игра «русского Гамлета», оборвавшаяся в ходе дворцового переворота.

Также впервые убедительно представлены доказательства «английского следа» заговора против Павла: так, в книге воспроизводятся в цвете английские сатирические гравюры и карикатуры на Павла, количество которых увеличилось именно в последние три месяца жизни императора, когда началась подготовка к заключению военно-стратегического союза Павла с Наполеоном Бонапартом. Как известно, незадолго перед убийством Павел отдал приказ целой армии казаков Войска Донского (22 500 сабель) под командованием атамана Василия Орлова выступить в обговоренный с Наполеоном поход на Индию, чтобы «тревожить» английские владения. В задачу казакам входило завоевание «мимоходом» Хивы и Бухары. Сразу после гибели Павла I отряд Орлова был отозван из астраханских степей, а переговоры с Наполеоном свернуты.

Уверен, что «гамлетовская тема» в жизни Павла Первого еще станет предметом внимания исторических романистов. Думаю, найдется и театральный режиссер, который поставит «Гамлета» в русской исторической интерпретации, где, при сохранении шекспировского текста, дело будет происходить в России в конце XVIII в., а в роли принца Гамлета выступит цесаревич Павел, в роли призрака отца Гамлета – убитый Петр III, в роли Клавдия – Алексей Орлов и т. д. Причем эпизод со спектаклем, разыгранном в «Гамлете» актерами бродячего театра, можно заменить на эпизод постановки «Гамлета» в Петербурге иностранной труппой, после чего Екатерина II и Орлов запретят пьесу. Конечно, реальный цесаревич Павел, оказавшись в положении Гамлета, всех переиграл, но ведь всё равно его через 5 лет ждала судьба шекспировского героя…                                                                              

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Андрей Ульбин
24.05.2013 14:54
Павел Первый был западным человеком по своему умонастроению.

Поэтому его Россия добила...

А ещё его ненавидел Сталин - посмотрите сталинские художественные фильмы, где Павел изображён безмозглым клоуном.
Панждшер
23.05.2013 13:31
  Да, вытащить Платова из каземата и отправить завоевывать Индию - это, конечно, фишка, великий подвиг.
   Вы всерьез верите в мудрость Павла, проморгавшего заговор против собственной персоны, в котором участвовал его собственный сын? А опала Суворова? Его совершенно ненужный переход через Альпы (солидарен с Дилетантом)? А потом, значит, передумав, с Наполеоном на Англию? Вспомните пруссачество и шагистику в армии? Заодно уж и Аракчеева. И братьев Грузиновых.
   Что касается Мальты, то вспомните судьбу Крита, доставшегося англичанам, вплоть до капитуляции их гарнизона во второй мировой войне. Конечно же, без Мальты нам ну никак! Да и не произошло при Павле никакого "разворота к православию", "разворот" этот имел место при Владимире Святом.
   Воля Ваша, господа, Павел, безусловно, трагическая фигура, но и только. И не надо лепить из него еще одного Николая Александровича Романова.
старик
23.05.2013 13:41
С приходом большевиков вся история России перепачкана дерьмом по-иноверчески.
Начинается правдоподобная история, по кусочкам вытаскиваемая из щелей правды.
Спасибо, автор.
Владимир
22.05.2013 17:06
Павел 1 действительно хотел сделать для России и народа многое.За одно то, что были отправлены казаки в Индию, за что англичане( англичане это не фамилие) его и убили....уже вызывает уважение к нему. Надо русским людям знать всё об этих ,,английских,, друзьях тогдащних и теперешних.
Все правдивые публикации о Павле1  могут только принасить нам бльшую пользу!
Людмила
20.05.2013 19:34
"Павловская тема" долго оставалась нежелательной..."
Тема истории Мальтийского ордена может осветить затронутые здесь вопросы. Так, на вопрос Наполеона, по какому праву он считает себя мальтийским кавалером, князь Голицын ответил: "Я мальтийский кавалер, потому что мы, русские, признаем себя, не менее католиков, добрыми христианами". Однако, в дальнейшем Мальтийский орден сменил христианскую сущность - на масонскую.
При этом Французская революция нанесла по рыцарям серьезный удар и создала первую напряженность внутри ордена.
Кроме того, победа над Наполеоном усилила позиции России в Европе. Император Александр I особо не нуждался в религиозных рычагах при проведении своей внешней политики. В 1817 г. Александр I издал указ о прекращении деятельности Мальтийского ордена в России. Тогда же, иностранцы члены ордена должны были покинуть Россию. В начале XIX в. орден был лишен своих владений в Баварии, Пруссии и др. немецких землях. Таким образом, Павел I никогда не проявлял интереса к масонским обществам. Интересно отметить, что в 1994г. был воссоздан Капитул российского Кавалерского ордена, учрежденного Павлом I. А 24.03.1997г. в соборе св. апп. Петра и Павла в Петропавловской крепости состоялось богослужение, посвященное 196-летию гибели императора Павла I.
Anton
20.05.2013 11:59
Историю пишут победители. Поэтому Павел I стал одной из самых мифологизированных и демонизированных фигур в истории России наряду с Петром III и Лжедмитрием I. Но, в отличии от двух последних, Павла оклеветали его собственные прямые потомки, несмотря на то, что он своей многодетностью укрепил династию. За пять лет правления Павел мало что успел сделать, поэтому Романовы приписали ему сумасшествие и так и не реабилитировали его до самого 17 года.

Странно, что советская историческая школа пошла по тому же пути. Даже ранние советские историки (школа Покровского), громившие мифы Романовского царствования один за другим, миф о Павле I оставили в неприкосновенности. Наверное, сумасшедший царь тогда вписывался общий тренд и большевики использовали уже готовый миф. А при Сталине Павел был заклеймен еще и за "низкопоклонство перед Западом".

Трагедия Павла I - это квинтэссенция всего 18-го века русской истории. Века "бабьего царства", дворцовых переворотов и фаворитизма. Каждый новый монарх после своего удачного переворота раздавал все новые вольности и привилегии дворянству. Естественно, за счет крестьянства. В итоге в России появилось рабство и, соответственно, целый класс рабовладельцев. Романовы, породив этот могучий класс-паразит, не могли с ним справиться.

Можно долго искать масонов и демонов Французской революции, но погиб Павел I из-за того, что попытался ограничить привилегии дворянства и, соответственно, облегчить жизнь крестьянам. Например, отменил статью Жалованной грамоты, запрещавшую применять телесные наказания к дворянскому сословию. Страшное оскорбление для "благородных донов". А его Манифест о трёхдневной барщине стал первой в истории попыткой законодательно ограничить крепостное право. Естественно, это не порадовало дворян-помещиков. Они бойкотировали и саботировали этот манифест (как впрочем и все остальные подобные законы Александра I и Николая I). Сенатор И. В. Лопухин открыто писал императору Александру I: «Хорошо, что (павловский закон) оставался как бы без исполнения, потому что в России ослабление связей подчинённости крестьян помещикам опаснее нашествия неприятельского». Показательный "патриотизм" - через сто с небольшим лет идейные последователи князя призовут на территорию России армии 14-и (ЧЕТЫРНАДЦАТИ!!!) государств для того, чтобы они помогли "загнать взбунтовавшееся быдло обратно в стойло".  

Вот таким "патриотам" Святой Руси Павел и "прищемил хвост". Но к активным действиям их сподвиг внешнеполитический разрыв Павла с Англией. И тут не только и не столько геополитика.  Да, Павел не мог простить англичанам захвата Мальты и поэтому срочно помирился с французскими революционными "демонами" и даже задумал совместный с ними поход в Индию. Но главное - это экономика. Россия в то время - сырьевой придаток к Британской промышленной революции. Т.е. большая часть российского экспорта (в основном сырье - хлеб, железо, лес, пенька, смола) идет в Англию. А контролирует стратегический экспорт России дворянское сословие (буржуазия слишком слаба и немногочисленна). Т.о. Павел разрывом с Англией нанес удар русскому дворянству по самому святому - по карману. И никакой бойкот и саботаж тут уже не помогут. Этого благородные доны простить уже не могли.

Проблема Павла усугублялась тем, что он будучи законным императором, был волей узурпировавшей трон матери отчужден от всех государственных дел почти на 30 лет. Все лояльные ему люди моментально попадали в немилость при дворе Екатерины. Она отобрала первенца Александра у родителей, воспитывала его сама и хотела передать трон внуку минуя отца. Поэтому, вступив на престол в 44 года, Павел не имел команды верных ему людей. Так же длительная политическая изоляция сформировало у него своеобразный характер. Павел никому не доверял и боялся не успеть реализовать свои идеи. Он не мог ни на кого опереться. Отсюда его интерес к тайным обществам, Мальтийскому Ордену и т.д.  Эх, жаль, что Павел с масонами не смог договориться. Раньше надо было с французскими революционными "демонами" мириться. А так в итоге - безрезультатные метания и смерть.  

Дворяне императоров Всероссийских убили больше, чем большевики. И даже суровый император Николай I (не говоря уж об Александре I), вполне заслуженно прозванный Палкиным, табакерки и офицерского шарфа боялся больше чем эпидемии холеры и пуль на Сенатской площади. И поэтому павловский Манифест о трёхдневной барщине официально подтвердил только в 1853 году в разгар Крымской войны. В отличие от Павла I, Николай I даже не рискнул издать это постановление от собственного имени (циркуляр подписал министр внутренних дел Бибиков) и сделать его публичным и гласным (циркуляр Бибикова носил закрытый, ведомственный характер). Секретный и ограниченный характер циркуляра Бибикова изначально обрёк на провал его реализацию (она имела ещё меньший успех, чем реализация павловского Манифеста).

Шесть с половиной десятилетий отделяют Манифест о трехдневной барщине (1797) от Манифеста о земле и воле (1861). Все эти годы на повестке дня остро стоял вопрос об отмене крепостного права, а его не решались даже ограничить, как это ранее пытался сделать Павел I, провозглашая в стране трёхдневную барщину. При том, что монархи были в общем за отмену КП. Но Александр I не дал шанс реализации инициатив М. М. Сперанского. Николай I позволил регламентировать крестьянские повинности и ограничить крепостное право только в Правобережной Украине, Царстве Польском, Молдавии и Валахии, так и не решившись затронуть интересы русских помещиков. Даже искренне симпатизируя своим протеже-реформаторам, с уважением и пониманием относясь к их деятельности и инициативам, Романовы (боясь перспектив утраты собственной власти) не решались оказывать своим прогрессивным чиновникам реальную политическую поддержку и идти до конца, защищая их силой собственной власти от нападок и травли консервативных кругов. Самодержавие слишком опасалось лишиться поддержки правящего класса и вместе с немногочисленными верными сторонниками и непопулярными реформаторами-либералами остаться в полной политической изоляции (зверское убийство Павла I служило красочным предостережением для его сыновей-преемников), а о возможности прямой опоры на народные массы и конструировании политического режима «народной монархии» не шло и речи. Между модернизацией страны и сохранением всей полноты и незыблемости собственной власти над огромной империей Романовы неизбежно выбирали последнее и не спешили с реализацией реформаторских начинаний. Понадобилось катастрофическое поражение в Крымской войне, чтобы в ситуации тяжелейшего национального кризиса и международной изоляции России вчерашние идеологи консерватизма, порицавшие все реформаторские инициативы, отреклись от своих субъективных догм и сами обратились к новому императору с воззванием: «Прежняя система отжила свой век. Свобода — вот слово, которое должно раздасться на высоте русского престола» (эти слова принадлежали не демократической оппозиции, а одному из самых одиозных деятелей николаевской эпохи М. П. Погодину).

Возвестив многомиллионной массе крепостных крестьян огромной империи о падении оков рабства, Манифест Александра II настойчиво преподносил эту меру как исполнение «завещания предшественников наших», как осуществление воли прежних монархов династии Романовых. Однако в тексте Манифеста о земле и воле упоминался только указ о вольных хлебопашцах императора Александра I и инвентарные реформы николаевской эпохи. Манифест о трёхдневной барщине в тексте Манифеста о земле и воле вообще не фигурировал, имя императора Павла I также не упоминалось. Инициаторы крестьянской реформы 1861 года не посчитали нужным и возможным отдать должное российскому самодержцу, который, издав Манифест о трёхдневной барщине, начал процесс законодательного ограничения крепостного права в стране. У дворянско-помещичьих кругов время Павла I прочно ассоциировалось с наступлением самодержавия на дворянские привилегии и Александр II, видимо, не хотел раздражать благородное сословие упоминанием имени своего деда. Так, с легкой руки авторов Манифеста о земле и воле, законом, создавшим прецедент ограничения крепостного права государством, длительное время считался указ о вольных хлебопашцах Александра I, а не Манифест о трёхдневной барщине Павла I, который был таковым в действительности. А «Павловская тема» (не только цареубийство, но и реформы, преобразования Павла I) долго оставалась нежелательной и полузапретной для научных исследований в российской империи.
Геннадий Букингемский
20.05.2013 10:09
Не упомянуто и еще одно достижение Павла - укрепление рос. рубля.
Москвичка.
20.05.2013 9:47
Очень рекоменддую книгу А.Н.Боханова "Павел I".- интереснейшие архивные документы, читается как детектив.
Людмила
19.05.2013 21:42
"Русский Гамлет" - это очередной выверт.
Правильно: Государь Мученик Павел I.
Император Павел I, по воле Божией, готовился отразить нашествие безбожников на Русь и Европу и, таким образом, готовился собрать под знамена Мальтийского ордена все живые и способные к сражению Христианские силы старой Европы, материальные и моральные, военные и духовные, дабы повсюду установить Богом данный порядок и укрепить Христианскую цивилизацию, против кощунственных идей богоборческого разрушения, какие и породил демон Французской революции.
В 1799 г. - принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена. Мальтийские святыни. Однако, враги России и православия не дали этому замыслу сбыться. Император Павел I был предательски убит англичанами-масонами вкупе с предателями из окружения своего сына. Александра специально известили о готовящемся покушении на отца, но сын уже не мог предотвратить убийство. Ему-то и попустил Господь испытать на себе нашествие "двадцати языков". Отечественной войной 1812г. Император Александр I Благословенный омыл свой грех. Св. Феодор Томкий: "НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ".
Александр из Од.
19.05.2013 17:55
Шекспироведу.
Спасибо за интересный комент и версию.
Но считать Полония поляком - слишком смелое предположение. Тем более, что ни Лаэрт, ни Офелия не польские имена.
То что реальный прототип Гамлета был женат, известно только узкому кругу специалистов и ясно, что злосчастного царя Павла 1-го сравнивали с литературным героем.
Можно отметить еще и благородную душу нашего царя, который не стал мстить фаворитам за свое униженное положение...
У Гамлета - жажда мести на первом месте!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
Фоторепортаж
19.10.2020
Подготовила Мария Максимова
В России открыт новый туристический маршрут.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».