Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 декабря 2018

Крушение

В катастрофе, происшедшей 130 лет назад, царь не пострадал. Но империя вздрогнула
Валерий Бурт
30.10.2018
 Крушение

29 октября 1888 года. Сумрачный осенний день. Дождливо, слякотно. Недалеко от станции Борки под Харьковом мчавшийся на большой скорости состав внезапно сходит с рельс. Вагоны с грохотом и скрежетом наползают друг на друга, падают с насыпи. Влажный воздух наполняют крики и стоны. Катастрофа! Да еще какая – ведь это был не простой поезд, а императорский! На нем Александр III с многочисленным семейством возвращался из Крыма в Санкт-Петербург…

Картина той трагедии запечатлена в фотографиях. Страшный, надо сказать, вид – оба паровоза накренились, часть вагонов упала, остальные были помяты, искорежены. Художник Сергей Васильковский воссоздал происшедшее на полотне «Крушение царского поезда близ станции Борки 17 октября (по старому стилю – В.Б.) 1888 года».

«Как раз в тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого мы все оказались на полу и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало, как в Судный день. В последнюю секунду я видела еще Сашу, который находился напротив меня за узким столом и который потом рухнул вниз… В этот момент я инстинктивно закрыла глаза, чтобы в них не попали осколки стекла и всего того, что сыпалось отовсюду… Все грохотало и скрежетало, и потом вдруг воцарилась такая мертвая тишина, как будто в живых никого не осталось…»

Это строки из письма Марии Федоровны своему брату, греческому королю Георгу.

Императрица живописала страшную картину разрушений, в которой погибло множество людей, среди которых были ее личный охранник Тихон Сидоров, егеря императора, придворные, официанты. От ран умерло более двух десятков человек, еще полсотни получили ранения и увечья.

«Столовый» вагон, в котором во время крушения находились царь, его супруга, трое детей, в том числе цесаревич Николай – будущий последний российский император – и свита, был полностью разрушен. Однако высочайшие пассажиры не пострадали, как, впрочем, и еще один ребенок Романовых – шестилетняя великая княгиня Ольга, находившаяся в другом вагоне, прицепленном к «столовому». Она находилась под опекой няни. Девочку буквально выбросило из вагона, превратившегося в груду обломков.

Своих родных спас сам император: Александр III, мужчина огромного роста, обладавший недюжинной силой. Он держал на своих плечах рухнувшую крышу вагона (его стенки лопнули), пока остальные не покинули опасное место. Так, во всяком случае, утверждает молва.

«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти, – записал в дневнике Александр III: «Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка (любимый пес – В.Б.) тоже убит!».

Из письма Марии Федоровны своему брату, греческому королю Георгу: «Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами свою защитную руку…Это было такое чудесное чувство, которое я никогда не забуду, как и то чувство блаженства, которое я испытала, увидав, наконец, моего любимого Сашу и всех детей целыми и невредимыми, появляющимися из руин друг за другом».

Очевидцы рассказывают, что император лично руководил спасательной операцией. Мария Федоровна, едва поборов страх и, облегченно вздохнув, увидя целыми и невредимыми близких, вместе с медиками обходила раненых, успокаивала их. «Мама вела себя как героиня, – вспоминала княгиня Ольга, – помогая доктору как настоящая сестра милосердия».

У Марии Федоровны была повреждена рука, и она осталась в одном платье на холодном осеннем ветру. Кто-то заботливо накинул на ее плечи офицерскую шинель...

Лишь на исходе этого мрачного дня, когда раненым была оказана помощь, а погибших опознали, семья Романовых отбыла на станцию Лозовая. Там был отслужен благодарственный молебен за чудесное избавление императора и его семьи от гибели.

Затем чета отправилась в Харьков, где их восторженно встречали толпы горожан. Процессия проследовала в собор, было отслужено еще одно благодарственное молебствие. После этого царский поезд направился в столицу.

И здесь царя ждала бурная встреча. Студенты и молодежь буквально осаждали коляску Александра Ш, некоторые хватали его руки и лобзали. Отовсюду гремело «Боже, царя храни!» Несколько дней столица праздновала чудесное спасение государя и его семьи. Санкт-Петербург был разукрашен, освещен яркими огнями, в учебных заведениях устроили трехдневные каникулы.

С тех пор все члены царской семьи имели образки Спасителя, изготовленные в память пережитой железнодорожной катастрофы. Отмечалась годовщина «чудесного явления Промысла Божия над Русским Царем и всею Его Семьей, при крушении Императорского поезда близ ст. Борки».

Великая княгиня Ольга назвала поступок отца подвигом Геркулеса. Увы, этот смелый поступок обошелся монарху слишком дорого – чрезвычайное напряжение, как утверждают некоторые историки, губительно подействовало на почки и способствовало развитию тяжелого недуга, который спустя несколько лет свел его в могилу.

Так что же это было – случайное избавление от гибели царской династии или милость судьбы, предупреждение свыше? Тогда еще никто не ощутил, как в тот момент задрожала огромная Российская империя.

С той поры началось ее медленное, поначалу почти незаметное крушение...

И первый чувствительный удар – смерть могучего, уверенного в себе царя Александра Ш настоящего властителя империи, человека внушавшего трепет недругам. Вскоре последовала кровавая Ходынка, еще одно грозное предупреждение судьбы. Далее – Русско-японская война, первая русская революция, которая едва не смела самодержавие.

Метастазы на огромном теле империи становились все заметнее. Однако страна вдруг снова поднялась, началось развитие промышленности, выросло производство. Эксперты предсказывали Российской империи расцвет жизни ее граждан, небывалый подъем экономики. Но во время Первой мировой войны вновь продолжился губительный процесс. И, в конце концов, в феврале семнадцатого года наступил паралич всего государственного аппарата…

Это сейчас можно размышлять, строить догадки, развивать версии. Тогда же все было проще, прозаичнее. Следствие, которое возглавил обер-прокурор уголовного кассационного департамента Анатолий Кони, пришло к выводу, что императорский поезд, который находился в хорошем состоянии, значительно превысил скорость на опасном участке, что было недопустимо. К тому же пути, на которые повлияла дождливая погода, оказались в плохом состоянии из-за размытия грунта.

Последняя фраза может вызвать лишь грустную усмешку. Если сам царь ездил по изношенным дорогам, рискуя жизнью, что же говорить о рядовых гражданах? Шестью годами ранее, в июне 1882 года, случилась катастрофа на Московско-Курской дороге близ деревни Кукуевка. Причиной несчастья также стали размытые дождями пути, и железнодорожное полотно, по сути, повисло в воздухе, а когда поезд оказался на нем, просто разорвалось.

«Десять вагонов с пассажирами разбились вдребезги, четыре вагона, в том числе и почтовый, оторвались и уцелели, – писал Владимир Гиляровский в «Московском листке». – Страшное зрелище представляли эти обломки поезда и массы убитых и тяжело израненных! Поездная прислуга убита почти вся. По первому исчислению, более 50 пассажиров убиты (в числе погибших оказался племянник писателя Ивана Тургенева – В.Б.) и до 80 человек искалечены так ужасно, что многие едва ли останутся в живых…» 

Но вернемся к крушению императорского поезда. Следователи выдвинули и другую версию – Александра III пытались убить. Стоит напомнить, что его многострадальный батюшка, Александр II, пережил несколько покушений, в том числе, на железной дороге (мина, заложенная на путях Андреем Желябовым, не взорвалась), и, в конце концов, погиб.

Сдавалось, что и поезд Александра III не просто так сошел с рельсов. Многие пассажиры ощутили чувствительные толчки, слышали сильный грохот, чувствовали запах дыма. Да и вагоны были слишком сильно искорежены – уцелело лишь пять из пятнадцати.

Княгиня Ольга, хотя и была мала во время катастрофы, запомнила некоторые детали и тоже говорила о взрывах: «секунду или две спустя вагон разорвался как консервная банка». Она утверждала, что ее выбросило из салона взрывной волной.

О диверсии писал в своих воспоминаниях и генерал Владимир Сухомлинов, бывший при Николае II военным министром. Он уверял, что бомбу подложил некто, предположительно помощник повара, устроившийся работать на императорский поезд. Этот человек то ли был разорван взрывом динамита, то ли сошел на предыдущей станции и исчез.

Но разве так уж легко было проникнуть в ближайшее окружение царя?

Неужели служба безопасности Александра III была так беспечна, что проворонила появление рядом с главой империи бомбиста? Между прочим, перед прохождением царского поезда состояние полотна обязаны были проверить военные из железнодорожного полка, отвечавшие за безопасность государя и его семьи. Получалось, что должны были ли, но не сделали этого?

В итоге версия о покушении на царя так и не была обнародована. Приняли за основу ту, в которой говорилось про большую скорость на опасном участке и разбитые пути. То есть, во всем оказались виноваты, как всегда, дураки и дороги.

Одним из них оказался подрядчик строительства Курско-Харьковской линии С. Поляков. Однако отдать его под суд не было никакой возможности, ибо он скончался за несколько месяцев до аварии. И на Полякова посмертно свалили низкое качество строительство железной дороги. 

Да и другие господа, до которых могла дотянуться рука правосудия, отделались легким испугом. Пришлось уйти в отставку министру путей сообщения адмиралу К.Н. Посьету, главному инспектору железных дорог барону К.Г. Шернвалю, инспектору императорских поездов барону А.Ф. Таубе, управляющему Курско-Харьковско-Азовской железной дорогой инженеру В.А. Кованько. Наверное, нашлись и другие козлы отпущения.

Почему же следствие все-таки не стало разрабатывать террористическую версию? Это было сделано по настоянию императора, чтобы избежать «вдохновления» других возможных злоумышленников. К тому же Александр III был несказанно рад, что никто из его семьи не пострадал. Да и сам он чувствовал себя на тот момент преотлично...

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Клюев
02.11.2018 16:11
Недурно! Хотя не согласен с тем, что все российские беды начались с крушения царского поезда. вероятно, даже после кровавого февраля можно было навести порядок, если бы Керенский небыли тряпкой и болтуном. А в начале 1917-го тем более. Если бы не равнодушие придворных, апатия царя, которому была дороже его семья, чем вся российская империя.
ВЕРА
31.10.2018 22:02
"Будущий император Александр III был встречен на пристани города Углича огромной толпой горожан и крестьян из окрестных сел. Цесаревич со свитой долго не мог пройти сквозь плотную массу людей к городскому собору, а расчищать ему дорогу было некому, так как на весь уездный город Углич приходилось всего 2 (два!!) полицейских чина.
Когда после «угличского столпотворения» цесаревич Александр встретился с ярославским военным губернатором вице-адмиралом И. С. Унковским и задал ему вопрос о малом числе полиции в России, то получил неожиданный по простоте ответ:«Полиция в России имеет значение чисто символическое; она ничего не охраняет, потому что не может ничего охранять: она существует лишь для свидетельствования о силе русского Бога над Россией и каждым ее уголком... Но в то же время, кем же держится благоустройство в России права жизни, собственности, как не силой русского Бога!» — то есть совестью русского народа.
В городах с населением не более 2 тыс. человек по закону 1887 года полагалось не свыше пяти городовых, в более крупных — не свыше одного городового на 500 жителей. На каждых четырех городовых приходился один старший. Жалованье их составляло от 150 до 180 рублей ежегодно и 25 рублей на обмундирование. Все расходы оплачивал город.
Так, в начале XX века в Калужской губернии служили полицмейстер с помощником и секретарь, три пристава с помощниками, двенадцать околоточных надзирателей, двадцать старших и восемьдесят младших городовых.
В Хабаровске число полицейских составляло 30 человек (включая переводчика с китайского и маньчжурского языков), во Владивостоке — 136, в Ростове-на-Дону — 57.
Что касается Отдельного корпуса жандармов, то к 1917 году он насчитывал в своих рядах лишь 1000 офицеров и 10 000 нижних чинов
Революционеры относили всех без исключения полицейских чинов к «врагам народа» и заочно приговорили всех к смерти. Убить полицейского почиталось среди "борцов за счастье народное" за особую доблесть.В феврале 1917 в П-де убито до 80% полиции"
ВЕРА
31.10.2018 17:38
"Император-миротворец Александр Третий военной славы не искал, но на страже интересов России стоял крепко и на любое посягательство на эти права отвечал достаточно жёстко. Император без всякого сожаления разрывал договора с мнимыми союзниками, которые желали получить одностороннюю выгоду за счёт России (как случилось, например, с Болгарией).Прагматичный, несговорчивый, когда дело касалось интересов России и решительный в действиях, когда кто-то на эти интересы решался посягнуть, Александр III очень быстро приобрёл в мировой политике славу не только миротворца, но и человека, которого опасно обманывать и которому лучше не грозить. Отсюда и ещё одно известное с той поры изречение:Когда русский Царь удит рыбу, Европа может подождать. Маркиз Сольсбери, которого сложно назвать другом России:Александр III много раз спасал Европу от ужасов войны. По его деяниям должны учиться государи Европы, как управлять своими народами. Флуранс, министр иностранных дел Франции: Александр III был истинным русским Царём, какого до него Россия давно уже не видела… Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека."
Минин
31.10.2018 12:31
Рассуждать на эту тему можно сколько угодно. Но мы имеем то, что имеем. Николай Второй покорно подписал акт об отречении. Мог ли он бороться? Наверное. Но история не только цепь логических событий. Наоборот, многое было абсурдно, невероятно. И даже из серии "так не бывает". Но - происходило.
"Смерч"
31.10.2018 7:51
Да уж были люди в то время, и император смог удержать на своих плечах часть вагона, чтоб спаслись ближние. Жаль, что Николай Второй силой и жесткостью характера не пошел в отца, не смог подавить всю антирусскую, антироссийскую нечисть тогда, да и слишком много тогда было кругом "лжи и измены", похоже, и Сталин бы не справился.
Хмурый
31.10.2018 5:46
Империи, настоящие империи, от такой мелочи, как гибель вождя, тем более - ж.д. катастрофы, не дрожат и не рушатся.
Вацлав
30.10.2018 23:14
Александр Третий был характером покрепче сына. И если бы он дожил до 1917 года будучи царем, то, может, и не было бы Февральской революции. Хотя ему в к тому времени было бы уже за 70. В любом случае монарх, которого боялись на Западе, умер так рано - в 49 лет.
Гевара
30.10.2018 20:30
Александр/// сродни Фиделю Кастро по тому как они любили свою Родину один Россию а другой Кубу. Готовы были за неё жизнь отдать, не то что сейчас вокруг одни слюнтяи извините за грубость.
Гевара
30.10.2018 20:26
Сейчас навеяло. Показатель хорошего руководителя страны это покушения на него . Чем больше покушений тем больше вероятность что он делает очень много для страны. Конечно по покушениям на свою персону лидирует Фидель Кастро лидер Кубы. Мировые отморозки на него покушались более двух сот раз и всегда неудачно. Он навсегда останется в истории как непобедимый стойкий истинный лидер каким должен быть каждый руководитель любой страны.
С.М.
30.10.2018 15:50
Еще два материала в тему:

Чудо в Борках:
http://www.stoletie.ru/vzglyad/chudo_v_borkah_208.htm

Он удерживал Россию от бездны катастрофы
Под Харьковом установлен памятник Императору Александру III
http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/on_uderzhival_rossiju_ot_bezdny_katastrofy_763.htm

Эксклюзив
17.12.2018
Олег Миклашевский. Киев
В «незалежной» появилась ПЦУ: что дальше?
Фоторепортаж
10.12.2018
Подготовила Мария Максимова
В Выставочных залах Сытного двора в Коломенском проходит выставка, посвященная Александру I.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».